Место транспортной логистики в логистической системе предприятия
Сегодня предприятия транспорта функционируют в условиях рыночной экономики: сформировался рынок транспортных услуг, усилилась конкуренция между предприятиями и различными видами транспорта, ужесточились требования к тарифам и качеству транспортных услуг со стороны потребителей. Современную миссию транспортировки в системе логистического сервиса можно кратко сформулировать следующим образом: «доставлять нужный товар требуемого качества и количества в заданное время с оптимальными затратами».
Транспортная логистика – раздел логистики, занимающийся вопросами организации доставки, то есть перемещения каких-либо материальных объектов (продукция, вещества) из одного пункта в другой по оптимальному маршруту.
Транспортировка – перемещение груза транспортным средством по определенной технологи в цепи поставок.
Цель транспортной логистики – доставлять нужный товар требуемого качества и количества в заданное время и место с оптимальными затратами (т.е. по сути, это выполнение 6 правил логистики).
Основные задачи транспортной логистики:
· выбор вида транспорта (автомобильный, ж/д, авиа и т.д.);
· выбор способа транспортировки (вида перевозки);
· выбор перевозчика и других логистических партнеров;
· определение рациональных маршрутов доставки;
· обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
· оптимизация параметров транспортного процесса (увеличение скорости транспортировки, уменьшение расходов топлива и пр.).
Перевозки могут производиться как самой компанией, так и сторонней организацией перевезчиком или экспедитором. Создать собственный автопарк или воспользоваться услугами перевозчика компания решает исходя из затрат в обоих вариантах, надежности перевозчиков и пр.
Перевозчики – осуществляют только физическое перемещение груза в пространстве, транспортировку.
Экспедиторы – кроме самой перевозки, оказывают ряд дополнительных услуг, таких как: оформление документов на груз, выполнение таможенных формальностей, погрузка/разгрузка, хранение, комплектация и контроль за состоянием груза, страхование и пр..
Кроме того в процессе перевозок, важную роль играют и вспомогательные логистические партнеры - таможенные брокеры, страховые, охранные и информационные компании, предприятия по грузопереработке и упаковке, грузовые терминалы.
Виды перевозок: yнимодальная (одновидовая) - осуществляется одним видом транспорта, например, автомобильным. Применяется – когда заданы начальный и конечный пункты транспортировки без промежуточных операций складирования и грузопереработки;
cмешанная (комбинированная, интермодальная, мультимодальная) - осуществляется обычно двумя видами транспорта и более (например: железнодорожным – автомобильным, речным – автомобильным, морским – железнодорожным и т.п.).
В структуре логистических затрат транспортные расходы составляют значительную долю – 20 – 40% и более, поэтому оптимизация решений в транспортировке позволит логистическому менеджменту получить значительную экономию затрат, но потребует и специального внимания. Транспорту принадлежит особая роль в становлении и развитии логистики в России.
Отечественные транспортные и экспедиторские предприятия, участвующие в международных перевозках грузов, первыми увидели необходимость внедрения современных логистических технологий транспортировки и грузопереработки. Крупные российские государственные и частные транспортные и экспедиторские предприятия стали активно создавать свои терминальные сети, грузораспределительные и логистические центры, системы информационно – компьютерной поддержки логистического сервиса. Тем не менее, потенциал логистики в транспортном комплексе используется недостаточно. Современные представления о транспортировке грузов в России стало существенно изменяться с развитием рыночных отношений - от транспорта как отрасли, приравненной к промышленным отраслям, до сферы услуг – транспортного сервиса. Поэтому потребители транспортных услуг выбирают такие виды транспорта и способы транспортировки, которые обеспечивают наилучшее качество логистического сервиса.
Транспортный сервис в современных условиях включает не только собственно перевозку грузов от поставщика потребителю, но и большое число экспедиторских, информационных операций, услуг по грузопереработке, страхованию, охране и т.п. Поэтому транспортировку можно определить как ключевую логистическую функцию, связанную с перемещением продукции транспортным средством (или средствами) по определенной технологии в цепи поставок, и состоящую из логистических операций и функций, включая экспедирование, грузопереработка, упаковку, передачу прав собственности на груз, страховании рисков, таможенными процедуры и т.п.
Существуют следующие основные виды транспорта: железнодорожный, морской, внутренний водный (речной), автомобильный, воздушный, трубопроводный. У каждого вида транспорта есть конкретные особенности, достоинства и недостатки, определяющие возможности его использования в логистической системе.
Таблица 1. Сравнительные логистические характеристики различных видов транспорта
Вид транспорта | Достоинства | Недостатки |
Железнодорожный | Высокая провозная и пропускная способность. Не зависит от климатических условий, времени года и суток. Высокая регулярность перевозок. Высокая скорость доставки грузов на расстояния выше 1500 км. | Ограниченое число перевозчиков (естественная монополия). Большие капитальные вложения в производственно-техническую базу. Высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок. Недоступен в конечных точках продаж. Недостаточно высокая сохранность грузов. |
Морской | Возможность межконтинентальных перевозок. Низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния. | Ограниченная география перевозок. Низкая скорость доставки. Зависит от географических, навигационных и погодных условия. Малая частота отправок. Жесткие требования к упаковке и креплению грузов. Необходимо создавать сложную портовую инфраструктуру. |
Внутренний водный (речной) | Высокие провозные возможности на глубоководных реках и водоемах. Низкая себестоимость перевозок. Низкая капиталоемкость. | Ограниченность географии перевозок. Низкая скорость доставки. Зависит от неравномерности глубин рек и водоемов, навигационных условий. Недостаточная надежность и сохранность грузов. |
Автомобильный | Высокая доступность. Возможность доставки «от двери к двери». Высокая маневренность, гибкость, динамичность. Высокая скорость доставки. Возможность использовать различные маршруты и схемы доставки. Возможность отправки груза маленькими партиями. Широкие возможности выбора наиболее подходящего первозчика. | Низкая эффективность. Зависимость от погодных и дорожных условий. Высокая себестоимость перевозок на большие расстояния. Невозможность длительного ожидания разгрузки. Возможность хищения груза и угона автотранспорта. |
Воздушный | Наивысшая скорость доставки груза. Высокая надежность. Наивысшая сохранность груза. Наиболее короткие маршруты перевозок. | Высокая себестоимость и тарифы. Высокая капиталоемкость, материалоемкость и энергоемкость перевозок. Зависимость от погодных условий. Ограниченная географическая доступность. |
Трубопроводный | Низкая себестоимость. Высокая производительность. Высокая сохранность груза. Низкая капиталоемкость. | Особые виды грузов (газ, нефтепродукты, эмульсии сырьевых материалов). Транспортировка только больших объемов. |
У каждого вида транспорта (за исключением трубопроводного) имеются определенные типы транспортных средств (подвижной системы, подвижные единицы) и производственно–техническая база, необходимая для эксплуатации, технического обслуживания и ремонта транспортных средств. Для логистического менеджмента особенно важны некоторые технико– эксплуатационные параметры подвижного состава, путей сообщения и терминалов. Выбирая соответствующий вид транспорта, логистический менеджер должен учитывать мощность и провозные возможности, технико- эксплуатационные характеристики и пространственную доступность транспорта. Важным условием выбора является обеспечение сохранности груза в пути, соблюдение стандартов качества перевозочного процесса, международных экологических требований
Удовлетворение спроса на транспортные услуги железнодорожного транспорта предполагает совершенствование работы железнодорожного транспорта в условиях жесткой и все усиливающейся конкуренции со стороны других видов транспорта, а также повышения требований к качеству и ценовой политике предлагаемых услуг со стороны клиентов. Заметим, что снижение цен во многом завязано на снижении издержек, особенности реализации которых были рассмотрены выше. Повышение качества может достигаться улучшением показателей работы транспорта в направлении обеспечения сохранности груза, обеспечения своевременных доставок и ускорения доставок грузов. Последнее может быть достигнуто в результате успешного внедрения смешанных перевозок, когда железные дороги большей частью используются в качестве магистральных перевозок на дальние расстояния, в то время как автомобильный транспорт используется в начале и в конце пути в качестве фидерных маршрутов, обеспечивающих получение груза и его доставку в удобных для грузоотправителя и грузополучателя местах. Безусловно, обеспечение успешного внедрения и эффективной работы смешанных перевозок возможно лишь с использованием логистических технологий в рамках транспортно- логистического комплекса.
Согласно выводам исследования[7], техническое обеспечение спроса на перевозки должно быть основано на следующих принципах:
1. Инновационный характер разрабатываемых проектов с переходом от расширения парка морально устаревшего оборудования к внедрению принципиально новых образцов техники;
2. Сбалансированность развития технических средств транспорта с целью недопущения «узких мест» в развитии железнодорожной транспортной инфраструктуры;
3. Поддержание единых темпов развития железнодорожного транспорта и экономики страны, призванных обеспечить адекватное предложение транспортных услуг, поддерживающих растущий объем результатов экономической деятельности;
4. Адекватность программ ресурсной базы железнодорожного транспорта, позволяющей рациональное расходование финансовых и других средств для достижения целей структурных изменений на железнодорожном транспорте;
5. Постепенность развития и обновления, позволяющая своевременную оценку результатов фактического хода реформ и своевременное принятие корректирующих действий. Помимо особенностей формирования спроса и предложения на рынках транспортных услуг, важная специфика может наблюдаться в методологических основах анализа и прогнозирования результатов деятельности транспортно- логистического комплекса.
В согласии с[8] процесс управления экономической деятельности транспортно-логистического комплекса можно определить как последовательность пяти фаз: планирование, организация, учет, регулирование и анализ. Все эти фазы взаимосвязаны и опираются на результаты друг друга в успешной реализации своих функций. В частности, фаза анализа и прогнозирования результатов тесно зависит от предыдущих фаз планирования, организации, учета и регулирования, поскольку та подсистема транспортно- логистического комплекса, которая подвергается анализу, предположительно, была существенно изменена на этих фазах процесса управления.
Следует отметить, что в экономических аспектах функционирования транспортно-логистического комплекса как большой и сложной системы соседствуют и взаимодействуют управляемые, детерминистские и стихийные явления. Часть из них характеризуется свободой выбора в принятии решений и в действиях отдельных субъектов системы, в то время как другие предопределены либо же обладают существенно случайной природой, степень контролируемости которой достаточно высока.