Модели массовой коммуникации, описывающие журналистику как систему

Модели массовой коммуникацииописывают журналистикукак систему, предназначенную для поиска, переработки и передачи актуальной социальной информации с помощью специализированных коммуникационных средств (печать, радио, ТВ) неопределенной массовой аудитории с целью ее информирования и социального адаптирования, а также отражения и формирования общественного мнения (Ахмадулин Е.В.Краткий курс теории журналистики: учеб. пособие. М., Ростов н/Д., 2006. С. 9). К моделям массовой коммуникации, объясняющим журналистику как систему, относятся социологическая модель супругов Джона и Матильды Райли, психологическая модель Герберта Малецке, социальная модель Мелвина де Флера, модель журналистики Е.П. Прохорова, дискурсивная модель Дж. Фиска.

Дж. и М. Райли (1959) дополнили модель Г. Лассуэлла важным аспектом: обоснованием необходимости изучения ценностей, целей и информационных потребностей референтных первичных групп. Это могут быть друзья, группы в армии, на производстве. Именно в этих группах и формируются паттерны (образцы) ролевого поведения и традиции, влияющие на массовую аудиторию. Контент МК воспринимается индивидом прежде всего как членом определенной группы. Роль групп и их влияние на усвоение сообщений СМК и СМИ необходимо изучать.

Главным в модели Г. Малецке (1963) является обоснование важности исследования аудитории как дисперсной публики, в которой нет ни четкой структуры (она гетерогенна, разнородна), ни организации, ни распределения ролей, ни привычек и традиций, как в первичной группе. Дисперсная публика отличается от толпы лишь временным обращением к сообщениям какого-либо СМИ.

Модель М. де Флера (1982) описывает массовую коммуникацию как целостную систему и как часть социума. На основании изучения системы массовой коммуникации, функционирующей в США и в других странах, автор этой модели выделяет следующие компоненты массовой коммуникации. Производитель продукции, взаимодействующий с финансовой подсистемой (владельцем СМК, спонсором, распространителем), осуществляет отбор и оформление сообщений. Распространитель – это национальные структуры (крупные газетные синдикаты, вещательные сети, сети кинотеатров, оптовые продавцы печатной продукции) и местные СМК. Дифференцированная аудитория, поведение которой зависит от потребностей и интересов различных социальных групп, представленных в ней. Исследовательские организации, которые выявляют предпочтения аудитории, информируют рекламодателей и спонсоров о рейтингах СМК. Рекламные агентствасвязывают производителя, распространителя, спонсора и исследовательские организации. Подсистемы контроля создаются законодательными организациями всех уровней, регулирующими статус СМК и СМИ, и добровольными общественными организациями, принимающими профессиональные кодексы.

Сообщения СМК и СМИ М. де Флер подразделяет на три категории по их качественному уровню: низкопробный уровень – в наибольшей степени критикуется обществом: это криминальные драмы, «мыльные оперы», порнографические ленты, пустые по содержанию сериалы – т.е. все, что приводит к падению морали и может стимулировать социально неприемлемые действия;необсуждаемый уровень, о котором критики почти ничего не говорят: это прогноз погоды, музыка, специализированные журналы. Такая информация не угрожает морали и общественному вкусу;высококультурный уровень – это качественная, духовно облагораживающая информация, которой явно недостаточно по сравнению с другими ее уровнями.

Системная модель профессора МГУ Е.П. Прохорова дает представление о журналистике как о массово-информационной деятельности. Взаимосвязанными компонентами этой модели являются: учредитель – государственные и частные организации и лица, располагающие правом владельца и (или) руководителя канала СМК, СМИ, которые содержат газетные или журнальные предприятия, теле и радиокомпании, продюсерские фирмы, агентства, пресс-службы, издательские фирмы; руководящие органы – государственные органы, призванные в соответствии с конституционными нормами принимать, изменять, отменять различные акты и законы, регламентирующие деятельность журналистики; журналисты – штатные и нештатные работники СМИ;тексты – произведения журналистов, сообщения агентств, рекламные материалы, предназначенные для публикации; каналы – используемые журналистами СМИ; массовая аудитория; социальные институты – государственные органы, партии, ассоциации, профсоюзы и другие организации, участвующие в распространении какого-либо СМИ; действительность – источник сведений, конечный объект воздействия журналистики. Факторами «порождения текста», или основными факторами деятельности журналиста Е.П. Прохоров считает информационную политику учредителя, запросы и интересы аудитории, характер отражаемых явлений действительности, особенности канала СМИ и личностные особенности журналиста (Ахмадулин Е.В.Краткий курс теории журналистики. М., Ростов н/Д., 2006. С. 96-111, 124-128).

В дискурсивной модели Дж. Фиска подчеркивается множественность смыслов сообщений СМИ как их важная характеристика, благодаря которой сообщения СМИ становятся популярными в самых широких социальных слоях, среди людей с разными рамками понимания информации. В этой модели смыслообразующий текст расположен на пересечении дискурсивного мира аудитории и дискурса, воплощенного в контенте (содержании) коммуникаторами. Читатель, телезритель вносит свой вклад в конструирование смысла текста, используя для этого свой опыт (Богомолова Н.Н.Социальная психология массовой коммуникации. М.. 2008. С. 44, 45).

Наши рекомендации