Запись и воспроизведение звука в радиовещании
Необходимыми составными частями систем передачи звука являются электроакустические преобразователи, расположенные в пунктах приема и передачи. По выполняемым функциям атектроакустические преобразователи подразделяются на микрофоны, громкоговорители и телефоны.
Громкоговорители и телефоны
Громкоговорители и головные телефоны (в обиходе — наушники) предназначены для преобразования электрических сигналов в звуковые. Громкоговорители используют для излучения звука в окружающее пространство, а головные телефоны обеспечивают воспроизведение звука для индивидуального прослушивания. В зависимости от способа преобразования электрической энергии в акустическую различают электродинамические, электромагнитные и электростатические громкоговорители. В настоящее время в радиовещании в основном применяются электродинамические громкоговорители, обладающие небольшими габаритами, простой конструкцией и хорошими электроакустическими данными. Для улучшения качества звуковоспроизведения создаются акустические системы, состоящие из нескольких электродинамических громкоговорителей, которые работают в разных участках частотного диапазона. Для воспроизведения звука при индивидуальном прослушивании используются головные телефоны. Наиболее широко распространены электромагнитные телефоны, в которых металлическая мембрана колеблется под действием электромагнита, по катушке которого проходит переменный ток звуковой частоты.
Микрофоны
Микрофоны служат для преобразования акустических звуковых колебаний в колебания электрического тока. По принципу действия микрофоны подразделяют на электродинамические, электростатические, пьезоэлектрические, электромагнитные и угольные. Для радиовещания применяют в основном электродинамические и электростатические микрофоны. Характеризуются микрофоны рядом параметров, из которых наиболее важным для людей, пользующихся микрофонами, является характеристика (диаграмма) направленности.
Диаграмма направленности — это зависимость чувствительности микрофона от угла его поворота относительно источника полезного сигнала (звука).
По характеристикам направленности микрофоны делятся на различные типы: кардиоидные, ненаправленные, направленные, остронаправленные, двунаправленные. У каждого типа и модели микрофона есть своя индивидуальность.
Направленные микрофоны наиболее чувствительны к звуку, источник которого находится в пределах очень узкого конуса прямо перед микрофоном. Такие микрофоны используют в студии в основном для интервью и дискуссий с приглашенными в студию гостями. Если они достаточно прочные, ими можно пользоваться и вне студии, там их избирательность помогает отсекать посторонние шумы. При близком расстоянии от источника звука они особенно чувствительны к низким частотам. Многие дикторы пользуются этим, чтобы их голос в записи казался глубже и задушевнее.
Большинство радиостанций для студийных сообщений использует микрофоны с кардиоидной диаграммой направленности (проекция на плоскость зоны действия такого микрофона по форме напоминает сердечко). Эти микрофоны чувствительны в основном к звуку, идущему спереди, они до известной степени игнорируют посторонние шумы в помещении студии, расстояние при этом должно быть 30 см или меньше.
Остронаправленные микрофоны используются для записей в помещениях с повышенной реверберацией, чтобы отраженный звук не слышался наравне с полезным. Чем больше посторонних шумов в помещении, тем острее должна быть характеристика направленности. Эти микрофоны, также известные как «пушки», применяются для того, чтобы фиксировать звук на большом расстоянии от источника в гулком помещении. В этом случае микрофон должен быть точно направлен на источник полезного сигнала.
Двунаправленные микрофоны позволяют записывать сразу двух или нескольких собеседников без дополнительных перемещений микрофона. Очень удобно во время горячих дискуссий и дебатов. Однако недостаток их в том, что нужно постоянно выверять угол поворота головки микрофона.
Ненаправленный микрофон почти одинаково улавливает и прямой, и отраженный звук (это тоже иногда нужно), поэтому его приходится подносить очень близко к источнику полезного сигнала.
Некоторые внестудийные микрофоны оборудованы переключателем на ручке или различными вкладышами, при помощи которых можно менять их диаграмму направленности. Головка микрофона иногда покрывается пористой фильтрующей оболочкой, уменьшающий «взрывоподобный» эффект при произнесении буквы «П», шипение при произнесении буквы «С» и т.п. Это же приспособление в некоторой степени спасает от фоновой фиксации звуков ветра во время записи на открытом воздухе.
Если речь идет о внестудийной радиожурналистике, в особенности о записи репортажей, то на фонограмме будет желателен некоторый интершум, который, однако, не должен забивать основной источник звука. Такой интершум придает звучанию репортажа ощущение подлинности и яркое представление места события. По этой причине радиожурналисты пользуются направленными, двунаправленными и ненаправленными микрофонами, которые изолируют голос говорящего в микрофон от фонового шума в меньшей степени, чем кардиоидный микрофон.
Приступая к работе с микрофоном, нужно помнить следующие правила.
1. Наилучшая позиция для интервьюирования вне студии, когда головка микрофона находится на уровне шеи говорящего, чуть ниже подбородка. При необходимости задать вопрос микрофон следует переместить к себе, а затем снова повернуть к собеседнику. Некоторые начинающие журналисты об этом забывают, и на записи их вопросов не слышно.
2. Другая ошибка — журналист говорит во время того, как перемещает микрофон. В этом случае речь записывается с техническим браком в виде щелчков и грохота, который очень трудно исправлять при монтаже.
3. Во время записи нужно следить за тем, чтобы не перебирать пальцами по самому микрофону или по его проводу. Это также отразится на записи скрипением и другими нежелательными звуками.
4. Если есть сильный фоновый шум, например проезжающие автомобили, работа какого-то шумного механизма и т.п., микрофон следует держать достаточно близко к нужному вам источнику звука. Если это интервью, то к человеку, с которым беседуете. Но в то же время не слишком близко, чтобы не было слышно дыхания. Это создает ненужный звуковой фон.
5. Никогда не давайте микрофон в руки собеседнику, он этих правил обычно не знает. Кроме того, вместе с микрофоном вы потеряете и лидирующую роль в беседе.
Расстановка микрофонов перед записью в помещении также имеет несколько условий.
1. Если есть возможность выбирать помещение для записи, предпочтите то, в котором больше мебели.
2. Чем продолжительнее реверберация в помещении, тем микрофон должен быть ближе к говорящим, чтобы отраженный звук не попадал в микрофон наравне с основным: эффект эха ухудшает разборчивость речи.
3. В зависимости от характеристики направленности микрофона выбирается оптимальное расстояние до источника звука; естественно, чем тише звук, тем ближе должен быть микрофон.
4. Не рекомендуется ставить микрофоны в центе изогнутой поверхности, вблизи куполообразных деталей помещения, поблизости от поглощающих и отражающих поверхностей.
5. Обязательно проверять звучание микрофона до начала записи. Для этого попросите будущего собеседника сказать вам, например, свою фамилию, имя, отчество и должность (вам эти данные пригодятся в дальнейшей работе над материалом). Затем остановите запись, прослушайте пробу и внесите необходимые изменения. Однако небольшие корректировки приходится производить и во время передачи, особенно при работе с аналоговой техникой.
6. Иногда участники записи, попадая в непривычную психологическую обстановку, говорят неестественно тихо, создавая слишком малый полезный сигнал. Его, конечно, можно увеличить, но нужно иметь в виду, что одновременно будут усилены все остальные шумы и фоны, что может привести к снижению качества звука. Избежать этого можно двумя путями: приблизить микрофон к человеку или попросить его говорить громче (при этом постараться не перебить!).
7. Во избежание произвольных колебаний громкости речи надо предупредить участников передачи, чтобы во время выступления они не раскачивались, не наклонялись к микрофону, не откидывались назад.
8. Иногда, увлекшись разговором или от волнения, ваши герои сами создают нежелательные шумы. Например, даже легкое постукивание карандашом по столу порой воспринимаются микрофоном как громкий звук, напоминающий стрельбу из винтовки.
9. Недостатком транслируемой речи является даже небольшое подчеркивание свистящих и шипящих звуков. Если шепелявит сам выступающий, то микрофон надо поставить чуть сбоку под небольшим углом, чтобы звук вместе с выдыхаемым воздухом не шел непосредственно в микрофон. Если же шипение — это особенности микрофона, то его нужно заменить или поставить соответствующие фильтры.
10. Для двух человек, сидящих рядом, достаточно одного микрофона. Сложнее работать с микрофоном в передачах типа «беседы за круглым столом», в которых участвует много выступающих. Целесообразно здесь организовать разговор таким образом, чтобы следующее выступление начиналось только тогда, когда микрофон будет готов к его записи. А журналист, в свою очередь, должен внимательно следить, кто заговорит следующий.
Студийные магнитофоны
Первый магнитофон (и тот без ленты) появился в Ленинграде в августе 1942 года. Автобус, оснащенный звукозаписывающей аппаратурой, был пригнан из Таллина. Он стал филиалом Дома Радио и использовался для репортажей с фронта. В Ленинграде — самом передовом в плане РВ городе — передачи стали записываться на магнитофон с начала 50-х годов.
Потом появлялись такие экзотические звукозаписывающие аппараты: «Шоринофон» (по имени изобретателя, профессора Шорина) — вес 100 кг, звук фиксировался на старую кинопленку, которая часто рвалась и имела не очень хорошее качество; «Тонфоль» — звук записывался на стеклянные пластинки, покрытые специальным лаком, при транспортировке они часто бились; «Престо» — довольно тяжелый, но удобный и прочный; аппараты записи на восковые диски.
Современные студийные магнитофоны подразделяются на 3 типа в зависимости от подачи пленки: на кассетах, компакт-дисках или на открытых катушках.
Кассетные магнитофоны всем хорошо знакомы. Ширина пленки у них 3,1 мм. Самые распространенные типы пленок — с покрытием двуокисью железа Fe,0 и с покрытием двуокисью хрома Сг02. Двуокись хрома позволяет получить хорошую слышимость полезного сигнала по отношению к шуму и уловить высокие частоты звукового спектра, поэтому хромовые кассеты больше подходят для музыкальных записей. Однако это покрытие подвержено отрицательному действию высоких температур и хранить такие кассеты надо в прохладном месте. У пленки, покрытой двуокисью железа, отношение шум/сигнал еще лучше, и она не настолько чувствительна к высоким температурам. Именно такую пленку предпочтительно использовать для записи журналистских материалов.
Катушечные магнитофоны работают с открытой пленкой, намотанной на большие плоские бобины. Магнитофоны этого типа предназначены для производства и монтажа фонограмм. Они позволяют производить свободную подмотку пленки, чтобы точно найти нужное место записи. Ширина пленки в таких магнитофонах 6,3 мм, скорость записи и воспроизведения 38,1 см/сек. Открытые пленки дают лучшее качество записи, чем кассеты.
Существуют еще карт-машины, предназначенные для трансляции коротких, часто повторяющихся сообщений: позывных, рекламных объявлений и т.п. Пленка в ней закольцована, поэтому ее не надо каждый раз перематывать к началу записи. Кроме того, она подает оператору специальные разметочные звуковые сигналы, которые не слышны слушателям.