Методические рекомендации обучающемуся по составлению отчета по учебной практике
Обучающемуся до отправления на практику необходимо:
- уточнить с руководителем практики место (наименование, адрес, контактное лицо в принимающей организации) и сроки прохождения практики в соответствии с приказом на практику;
- пройти инструктаж по общим вопросам прохождения практики и получить необходимые документы;
- ознакомиться с программой практики.
По прибытии на место практики обучающийся обязан отметить в отделе кадров принимающего предприятия дату прибытия, которая считается сроком начала практики. В случае невозможности приступить к практике в установленный срок, она автоматически продляется на соответствующее число дней.
В процессе прохождения практики обучающийся обязан:
- изучить работу организации (места учебной практики) в соответствии с программой практики;
- ознакомиться с основами организационно-экономической работы (организация и выполнение учетной, аналитической, плановой работы и т.п.) и выполнением определенных функций специалистов, перечисленных в задании кафедры, приобрести опыт организаторской работы и работы в коллективе;
- принять посильное участие в работе коллектива организации (выполнять разовые производственные задания и общественные поручения);
- нести ответственность за выполняемую работу и её результаты наравне со штатными работниками;
- изучить правила охраны труда и техники безопасности и строго их соблюдать;
- ежедневно вести дневник, в котором записывать вид организационно-экономической службы предприятия и выполненные за день работы и поручения;
- составить отчёт о практике в соответствии с требованиями, изложенными в настоящей программе по данной практике.
Обучающийся обязан систематически собирать необходимые материалы в виде выписок и копий исходной документации, расчётов, схем, заполненных бланков отчётности и прочих материалов, которые может оформлять в виде приложений к отчету. Он должен также составить список литературных источников, баз данных и производственно-технических материалов, используемых в своей работе на предприятии.
Основными методами изучения финансово-экономической среды организации являются:
- личное наблюдение за происходящими процессами, работой специалистов, проведением производственных собраний и совещаний и т.п.;
- ознакомление с технической документацией и рекомендуемой литературой;
- выполнение индивидуальных заданий руководителя практики от предприятия и руководителя практики от кафедры;
- непосредственная работа дублером (помощником), экономиста, бухгалтера и др. специалиста организационно-экономической службы предприятия.
По окончании практики обучающийся обязан:
- заверить лист с характеристикой и отчет о практике (титульный лист) у руководителя практики от организации (предприятия). Заверение должно содержать дату, подпись руководителя, ее заверение печатью организации;
- отметить в отделе кадров предприятия в направлении на практику дату выбытия с места практики, заверить направление печатью предприятия.
Заведующий кафедрой:
- обеспечивает проведение всех организационных мероприятий перед началом прохождения практики (сбор писем (договоров), подготовку проекта приказа о прохождении практики, инструктаж о порядке прохождения практики на общем собрании);
- ведет текущую работу по организации и контролю прохождения практики обучающимися в соответствии с ее учебным планом и программой;
- несет ответственность совместно с руководителем практики от организации за соблюдение студентами правил техники безопасности;
- оказывают методическую помощь обучающимся при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов;
- принимает участие в работе комиссии по приему и оценке отчетов по практике, составляет зачетную ведомость по итогам защиты отчетов по практике;
- составляет письменный отчет о результатах проведения учебной практики.
Работу по организации и проведению практики обучающихся заведующий кафедрой осуществляет в тесном контакте с руководителем практики от предприятия.
Руководитель практики от предприятия:
- решает все организационные вопросы прохождения учебной практики закрепленных за ним обучающихся (проводит обязательные инструктажи по противопожарной безопасности, охране труда и технике безопасности при нахождении на территории предприятия, знакомит с правилами внутреннего распорядка и будущими должностными обязанностями, организует нормальные условия труда и быта студентов, регламентирует порядок использования экономической, технической и иной документации предприятия и др.);
- обеспечивает прохождение практики обучающимися в соответствии с намеченной программой;
- контролирует выполнение обучающимися правил внутреннего распорядка предприятия;
- осуществляет постоянный контроль работы обучающихся, помогает им правильно выполнять поручаемые им задания на рабочем месте, знакомит с методами работы, консультирует по производственным вопросам;
- контролирует подготовку отчетов обучающихся, составляет на них производственные характеристики и отзывы с оценкой, содержащие сведения о выполнении программы практики и порученных заданий, об отношении студентов к работе, умении работать в коллективе, других проявленных ими профессиональных качествах.
Руководитель практики от предприятия может высказывать замечания и сообщать информацию об этом на кафедру в отношении практикантов, нарушивших правила внутреннего распорядка, техники безопасности принимающего предприятия, не относящихся к выполняемым поручениям должным образом.
В таблице 3 представлены методические рекомендации по распределению самостоятельной работы обучающихся и форм промежуточного контроля в период практики.
Таблица 3 – Распределение самостоятельной работы обучающихся и форм промежуточного контроля в период практики