Влияние эмоциональной значимости информации на память
Связь мнемических процессов с эмоциогенными механизмами, будучи очевидной, не является простой (Симонов, 1981; 1993; Bower, 1981; Martins, 1987; Бехтерева, Кропотов, 1988; Christiansen е. а., 1991).
Впервые прямую зависимость эффективности воспроизведения от степени эмоциональной значимости стимула экспериментально продемонстрировал Г. Эббингауз на собственном примере (1911). Позднее было показано, что связь эмоций и памяти не является столь однозначной и зависит как от качества информации, так и от условий ее запоминания и воспроизведения (Hamm, 1991). Есть данные, что эмоции улучшают запоминание основной, сущностной информации, но ухудшают запоминание деталей (Burke e. а., 1992).
Линейный характер связи между памятью и эмоциями имеет место только для умеренно эмоциональной информации (субъективного понятия для каждого испытуемого) и объясняется тем, что эмоция повышает уровень внимания и таким образом улучшает воспроизведение (Strongman, Russel, 1988). Повышение эффективности воспроизведения эмоциональных сигналов может быть обусловлено тем, что эмоциональный компонент энграм-мы участвует в поддержании уровня активации ЦНС (Kukleta, 1984).
В определенных ограниченных пределах эта связь определявiuh делипит Йеркса-Додсона, т. е. умеренное возбуждение должно улучшать процессы памяти (Зыков, Мелехова, 1976). Это подтверждается экспериментами с записью психофизиологических коррелятов активационных процессов. Показано, что слова, вызывающие большую амплитуду К.ГР или большие сдвиги ЧСС, лучше сохраняются в памяти (O'Gorman, Jameson, 1978; Plouffe, Stelmack, 1982; Conte, Kinsbourne, 1988). Воспроизведенные слова имеют максимальную позитивность и наименьшие латентные периоды ВП в отведениях Cz и Pz (Munte e. а., 1990).
Есть исследования, в которых не подтверждается эта простая закономерность (Santley, LaCava, 1977). Предполагается, что зависимость воспроизведения от уровня активации подвергается действию других явлений, и конечный результат исследования зависит от общей специфики построения эксперимента (Geen, 1974). Например, А. Церна и Дж. Уиллинг (Cerna, Willing, 1977) считают, что активация отрицательно взаимосвязана с памятью кратковременной и положительно — с долговременной.
Изменение интенсивности эмоционального воздействия меняет зависимость как в сторону ухудшения, так и в сторону улучшения запоминания. Направленность этой связи зависит от знака эмоциональной окраски события (положительной или отрицательной) и в различных концепциях объясняется неодинаковым образом. Результаты многочисленных экспериментов противоречивы и в существенной мере зависят от типа предъявляемых стимулов, метода определения их эмоциональной значимости и почти всегда подтверждают изначальную позицию исследователя.
Большинство подобных работ исходит из гипотезы 3. Фрейда (1991) о существовании специального механизма для вытеснения отрицательно окрашенной информации из области сознательного. Испытуемые лучше припоминают те события своей жизни, которые имеют положительную окраску (Colgrov, 1989) или в которых они достигли успеха (Koch, 1930; Kendler, 1943). На качество припоминания оказывает влияние и предыдущая деятельность. Неуспех езко снижает эффективность последующего воспроизведения (Zeller, 1964).
Если человек припоминает не события своей жизни, а составляет список из -лов, которые вызывают у него приятные или неприятные ассоциации, то эффект лучшего припоминания приятных слов обнаруживается только при отсроченном воспроизведении (Thompson, 1930). В одном из исследований точнее всего запоминались тексты сексуального содержания (из них точно воспроизведено 74 % предложений), несколько хуже — нейтральные (69 %), минимальная точность отмечена для агрессивных текстов (62 %) (Zimmer, 1987).
Есть работы, свидетельствующие, напротив, о лучшем припоминании отрицательно окрашенных событий (Блонский, 1964; Reynolds, Takooshain, 1988) или не выявившие никаких различий в эффективности воспроизведения слов различной эмоциональной окраски (Reisberg e. а., 1988). Исходя из существующих данных пока невозможно ответить на вопрос о том, какого знака информация лучше фиксируется в памяти. Это связано, по-видимому, с наличием дополнительных факторов, влияющих на эффективность воспроизведения. Одним из таких факторов может быть завершен-
ность или незавершенность события, актуальность его для сегодняшней ситуации. Вне зависимости от окраски событие, имеющее продолжение в текущей деятельности, будет помниться и забудется, если утратила актуальность его побудительная причина (Рубинштейн, 1949).
Важным фактором, определяющим эффективность запоминания эмоциональной информации или событий, являются обстоятельства ее заучивания и воспроизведения (Leight, Ellis, 1981). Среди них большое значение имеют условия подкрепления стимула. Изучение влияния различных форм словесного подкрепления на обучение, в котором испытуемые должны различать микроинтервалы времени, показывает, что после положительного подкрепления (слово “хорошо”) число правильных оценок в среднем на 10 % больше, чем после отрицательного (слово “плохо”) (Иващенко, Рещикова, 1987).
В другом эксперименте (Beck e. а., 1987) ожидание удара током (о котором предупреждали в инструкции, но который никогда не подавался в эксперименте) снижало эффективность воспроизведения эротической информации. В одном из таких экспериментов (McGranachan, 1963) наказание у одних испытуемых актуализировало, а у других, напротив, тормозило наказуемые ассоциации. Следовательно, на результат запоминания влияет индивидуальность испытуемого, а также его состояние. Эффективность процессов памяти выше, если при воспроизведении у испытуемых было то же настроение, что и при заучивании (Bower, 1981). Например, крайне неприятные слова лучше запоминаются испытуемыми в печальном настроении, индуцированном в процессе гипноза, очень приятные — в радостном (Rinck е. а., 1992). Этим же объясняется тот факт, что в плохом настроении человек больше вспоминает о своих неудачах, тогда как в хорошем жизнь выглядит проще и безоблачнее. Общий вывод из этих работ (Bower, 1981) гласит, что стимулы, конгруэнтные (соответствующие) настроению, воспроизводятся лучше, чем воздействия, не совпадающие с ним.
Однако этот эффект может быть обеспечен не настроением, а знанием человека о своем настроении и, соответственно, непроизвольным повторением тех стереотипов поведения, которые характерны для данного настроения, что было подтверждено в ряде экспериментов (Alexander, Guenther, 1986).
Существует еще один аспект, влияющий на эффективность воспроизведения эмоциональной информации. Показано, что запоминание эмоционального переживания зависит от ориентированности предъявляемого материала испытуемым на себя или другого человека (Mill, 1986). Лучшее запоминание относящейся к себе информации названо эффектом личной адресности (Maki, McCoul, 1985).
Успешность воспроизведения также непосредственно связана с уровнем мотивированности испытуемого (Lustig, Witryol, 1977).
Все эти дополнительные аспекты, меняющие эффективность восприятия и запоминания эмоциональной информации, по-видимому, опосредуются активацией лимбической системы, которая обеспечивает субъективный компонент переживаемых эмоций (Ploog, 1981). Р.Дж. Спиро (Spiro, 1981-1982), рассматривая влияние эмоций на воспроизведение текстов и событий, приводит эмпирические доказательства в пользу того, что эмоции яв-
яются составной частью мнемических представлений, окрашивая их в за-исимости от переживаний при заучивании. Эмоции ставят метку на пред-тавлении, эта метка обычно сохраняется дольше, чем само содержание, [оследовательность восстановления в памяти такова: метка — эмоциональ-ый тон — содержание информации. Эмоциональная окрашенность мнеми-:еского представления обеспечивает связность, интегрированность воспо-шнаний и их сохранение во времени.
Таким образом, в небольшом диапазоне оптимума активации, индивидуального для каждого испытуемого, обычно наблюдается линейная связь Процессов памяти и эмоций. Однако на конечный результат эксперимента лияют все его условия: качество стимулов, состояние испытуемого, характер инструкций, тип воспроизведения, а также личностные качества участ-[•шков экспериментов. В то же время любое отклонение от среднего воспро-[{зведения с большой вероятностью указывает на субъективную значимость (срнкретной информации для человека.
Словарь
Амнезия —
(буквально — отсутствие памяти) утрата энграммы вследствие ее повреждения. Выделяют анте-Ьоградную и ретроградную амнезии, различающиеся между собой тем, информация какого периода по отношению к моменту повреждающего мозг воздействия исчезает из памяти. Антерог-радная амнезия — неспособность сформировать энграмму после воздействия, ретроградная амнезия — утрата памяти на определенные события в период, предшествующий воздействию.
Имплицитная память
связана с медленным обучением, при котором испытуемый иногда сам не знает, чему и как он обучился. В этом типе обучения участвуют сенсорные и моторные области мозга, непосредственно контролирующие сенсорные входы и двигательную активность, которые сочетаются в том или ином задании. На нейрональном уровне имплицитная память обеспечивается премодулирующим ассоциативным механизмом, при котором условный и безусловный раздражители представлены внутри одной клетки конвергенцией двух сигналов (например, кальция и серотонина) на одном и том же ферменте.