Проектирование как способ преобразования педагогической действительности и развития личности
Педагогическое проектирование и проектное обучение – это не мода, а объективная необходимость. Она обусловлена определенными особенностями и проблемами современного образования[3, 8, 18].
Ø Меняется характер мотивации и знаний на каждом этапе жизнедеятельности; увеличивается объем информации наук, представленных учебными предметами; возникают трудности ориентации в потоке информации; происходит быстрое устаревание информации. У человека возникает необходимость производства нового знания, которого нет, но потребность в котором ощущается. Источником новых знаний внутри системы образования и образовательных процессов способно стать проектирование.
Ø Происходит формирование «экранной» культуры, которая: - основана на ежесекундно меняющемся диалоговом характере взаимоотношений экранного текста с партнером; - возвращает нас к культуре личного контакта путем организации диалога (через сети коммуникации) и возможностью общаться каждому со всеми и всем с каждым. Между понятием «образование» и образом, изображением, отображением устанавливается непосредственная связь. Образование понимается как самостоятельное построение образа окружающего мира на основе экранных информационных представлений. Но именно образ, воображение являются центральными понятиями проектирования.
Ø «Разбухание» содержания информации ставит вопрос: «Чему именно учить?». Проблема отбора знаний, умений и навыков превращается в задачу выделения типовых проблем и задач, решения которых требует от человека жизнь и профессия. Обнаруживается проективный характер самого содержания образования и способов его построения.
Ø Не менее важный вопрос: «Кто является носителем новых знаний и опыта?». Веками система образования была ориентирована на носителя «готового» знания – учителя (преподавателя, ученого), отдающего знания ученику и знающего «рецепт» решения его проблем. Сегодня носителем и источником информации может стать каждый, независимо от уровня образования.
Ø Присутствует ситуация самостоятельного определения (проектирования) учащимися: - траектории движения в информационном поле (образовательный маршрут); - содержания образования; - материалов, которые могут быть востребованы другими; - образовательной среды.
В настоящее время происходит распространение идей проектирования на различные уровни: - педагогических систем (городской, районной, школьной); - образовательной среды; - личности; - содержания обучения и воспитания; - предполагаемых результатов личностного развития.
Важнейшая задача проектирования – развитие личности. Для характеристики личности важны не только ее отдельные индивидуальные свойства, психические процессы и состояния человека, а его позиции в системе общественных связей, то, ради чего и как использует человек свои врожденные и приобретенные качества. Возникает вопрос, что и как влияет на результат развития личности. Отвечая на этот вопрос, психологи выделяют три основных момента: - индивидные свойства как предпосылки развития личности; - социально-исторический образ жизни как источник развития личности; - совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений.
Движущая сила развития личности – противоречия, рождающиеся в процессе деятельности. Преобразуя деятельность, идущую по тому или иному социальному сценарию, выбирая различные социальные позиции в ходе жизненного пути, личность все резче заявляет о себе как об индивидуальности. Она становится все более активным творцом общественного процесса. То есть личность переходит от режима потребления, усвоения культуры к режиму созидания и творчества.
Для понимания механизмов развития социальной активности личности большой интерес представляет концепция В.С. Ротенберга и В.В. Аршавского о биологической и социальной природе поисковой активности и социальной адаптации личности. Суть ее в том, что поисковая активность рассматривается как важнейшее средство устойчивости организма к стрессу. Несомненна связь поисковой активности с социальной позицией личности, ее интересами, ценностными ориентациями, творчеством, изобретательством. Она может осуществляться на основе инициативы, самодеятельности человека. Поисковая активность также непосредственно связана с коллективным взаимодействием людей. Та общественная оценка, которая дается человеку в процессе поиска, в известной степени стимулирует его активность.
Таким образом, проектная деятельность – специфическая форма творчества и универсальное средство развития человека. Ее можно использовать в педагогических целях при работе с обучающимися в любом возрасте:
§ в дошкольном и младшем школьном возрасте – за счет проектной сущности игровой деятельности;
§ в подростковом возрасте – за счет потребности в создании своей предметной среды и пробы своих сил;
§ в юношеском возрасте – за счет устремленности в будущее и желания самореалзации;
§ для взрослого человека как средство профессионально-личностного развития и усовершенствования окружающей действительности и себя.
В настоящее время формируется особое проектное пространство жизнедеятельности участников образования.
Каждому педагогу необходимо уметь использовать проектную деятельность в ее различных вариантах. Педагог становится участником проектной деятельности в разных ситуациях, ролях и позициях:
· как разработчик и исполнитель проектов в рамках своего образовательного учреждения;
· как проектировщик собственных учебных программ и курсов;
· как участник сетевых проектов;
· как эксперт проектов, выполненных коллегами.