Основные признаки публицистического стиля. Вопрос о выделении газетного стиля

Стилистика газетных

Заголовков

Выполнила:

Калинина А.С.

гр.2125/1

Проверили:

Хохлов А.В.,

Крундышева А.М.

Санкт-Петербург

Оглавление:

Введение. 3

Глава I. Стилистическая характеристика газетных заголовков. 6

1.1. Основные признаки публицистического стиля. Вопрос о выделении газетного стиля 6

1.2.Роль и значение заголовков периодических изданий.. 8

1.3. Функции, виды и пути формирования заголовков. 13

1.4. Стилистические особенности газетных заголовков. 22

Глава II. Трансформация газетных заголовков. 29

Заключение. 35

Список изученной литературы: 37

Введение

Создавая текст, журналист всегда ставит перед собой задачу не только информировать читателя о социально значимых фактах, событиях и явлениях действительности, но и давать оценку сообщаемому. Таким образом, функционально-стилевое единство языка газеты обеспечивается постоянной реализацией информативных и оценочных элементов в газетных текстах. Данная особенность публицистики и публицистического стиля нашла отражение и в рассматриваемых нами газетных заголовках.

Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что проблема соотношения объективного (информационного) и субъективного (оценочного) элементов в тексте газеты и непосредственно в заголовке газетной статьи всегда вызывала острый интерес исследователей.

Постоянная ориентация журналистов на оценку фактов, событий и явлений делает обязательным при формировании заголовка употреблять языковые и контекстуально-оценочные средства, среди которых особо выделяются вторичные номинации (перифразы, синонимы, слова-конденсаты и т.п.), индивидуально-авторские метафоры и окказионализмы, а также слова и словосочетания, маркируемые в тексте кавычками. Поэтому очень важным и актуальным является изучение всего многообразия оценочных средств в заголовках статей и на газетной полосе, их природы и функций, стилистических приемов их включения в тексты различных жанров, а так же причин появления, так называемых газетных штампов, которые помогают и упрощают читателю пониманию следующей за заголовком статьи.

Газета является не только важнейшим источником информации, но и мощным средством убеждения и воспитания народа, средством формирования гражданственности и правосознания.

Интенсивное изучение текстов средств массовой информации ведется постоянно. Публицистику называют «летописью современности», она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества - политическим, социальным, бытовым, философским и т. д. Чтобы убедиться в тематической необозримости, широте публицистики, достаточно открыть любую газету и просмотреть ее заголовки - получится своеобразный конспект содержания газеты.

Несмотря на существование значительного количества работ (например, работы Лазаревой, Кайда, Шмелева), в которых затрагиваются различные проблемы текста массовой информации, многие аспекты этого явления остаются еще неисследованными, требующими дальнейшей разработки. К числу таких вопросов относится и проблема статуса и роли заголовков.

Данная работа посвящена изучению и анализу реальных способов и приёмов формирования текстов газетных заголовков. Журналистский текст функционально эффективен тогда, когда способен включить воображение читателя и актуализировать его культурные знания. Одним из главных критериев эффективности является грамотно построенный заголовок.

Таким образом, объектом исследования является газетный заголовок в российских газетах. В качестве предмета изучения нами взяты стилистические и синтаксические приёмы, используемые в заголовках газет.

Цель работы: на материале российских газет (за период от XVIII века до настоящего времени) выявить пути формирования заголовков и их стилистические особенности.

Задачи работы:

1. Выявить признаки и свойства публицистики и публицистического стиля;

2. Рассмотреть характер изменений заголовков газет на протяжении времени;

3. Определить пути формирования газетных заголовков в печатных российских изданиях.

Глава I. Стилистическая характеристика газетных заголовков

Основные признаки публицистического стиля. Вопрос о выделении газетного стиля

Прежде чем говорить непосредственно о заголовках газетных статей, необходимо сначала осветить особенности всего публицистического стиля в целом и в частности газетного подстиля, так как это необходимо для выявления закономерностей и путей формирования заглавия статьи.

Публицистический стиль речи представляет собой исторически сложившеюся функциональную разновидность литературного языка, обслуживающая сферу общественно-экономических, социально-культурных и иных общественных отношений. Широко применяется в ораторской речи, газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Более того, он обслуживает политическую литературу для массового читателя и документальное кино. В различных учебниках по стилистике публицистический стиль называется также газетным стилем, газетно-публицистическим, общественно-политическим стилем. Главный принцип публицистического стиля – сочетание экспрессии и стандарта.

Важнейшие функции публицистического стиля - информативная и функция воздействия. Информативная функция текстов, относящихся к этому стилю, состоит в том, что авторы ставят себе цель информировать как можно более широкий круг читателей, зрителей, слушателей о значимых для общества проблемах и о взглядах самих авторов на данные проблемы.

Вторая функция, функция воздействия, выражается через информирование людей о настоящем положении дел в общественно-значимых сферах. Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать, но и в том, чтобы убедить целевую аудиторию в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости определенного поведения в той или иной ситуации. Публицистический текст обычно очень ярко отражает личность автора, отличается явно выраженным и эмоционально окрашенным отношением автора к излагаемым фактам. Приведем несколько примеров, показывающих экспрессивность газетных заголовков: «Тайная перепись. Мосгоркомстат обещает не делиться информацией», «Грибник ошибается 1 раз», «Верной дорогой везете товарища! Три часа социализма на Трех вокзалах». Данные заголовки не просто обозначают тему излагаемого сообщения, но и эмоционально характеризуют ту ситуацию, о которой повествует статья.

Газета - средство информации и средство убеждения. Она рассчитана на массовую и абсолютно неоднородную аудиторию, которую она должна суметь удержать, заставить себя читать. Газету, по обыкновению, читают в условиях, когда трудно сосредоточиться: по дороге на работу в метро, в поезде, за завтраком, отдыхая после работы, в обеденный перерыв, заполняя почему-либо освободившийся короткий промежуток времени и т.п. Именно из-за этого появилась необходимость так организовать газетную информацию, чтобы передать ее сжато, коротко, быстро, при этом сообщить всё основное. Так же, важно учесть тот факт, что статья может быть не дочитана до конца, следовательно, необходимо включить в заголовке и начале статьи всю обязательную информацию и оказать на читателя определенное эмоциональное воздействие. Изложение не должно требовать от читателя какой-либо предварительной подготовки, зависимость от контекста должна быть минимальной. Статья начинается с заголовка, поэтому данные замечания справедливы и к заглавию газетных статей.

Наши рекомендации