Динамика развития познавательных способностей
Проведя повтороное исследование на уроке технологии, мы заметили улучшения показателей детей по исследуемым критериям.
Дети в своих работах создают разнообразные – тематически и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности в целях передачи изображения карандашом регулируют нажим, осуществляют движения всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм (Аня Т., Андрей К., Маша Ф.), вырезают детали и изображения точно, не искажают форму, линии среза четкие, без зазубрин (Катя В., Аня В., Настя Т. – КГ, Аня Т., Никита Г. Андрей К. Саша У. – ЭГ), хорошо ориентируются в пространстве листа, соблюдают пропорции между изображаемыми предметами.
Сравнивая с данными констатирующего эксперимента ,где 70% из КГ и 50% из ЭГ продемонстрировали средний уровень сформированности умений. Данные дети пытаются создать художественные образы, используя разные средства выразительности; регулируют нажим, вырезают детали и изображения частично искажая форму, линии среза не всегда четкие, имеются зазубрины, ориентируют изображение на одной линии (Полина А., Денис С., Кирилл П. Кирилл Ч., Роман Е.), соотносят цвета с содержанием изображения без передачи оттенков (Милана П., Олеся Е., Лиза М., Максим Ж., Вика Е.) соблюдают пропорции отдельных предметов, выделяют фигуру и фон.
10% ребенка из КГ и 7 детей 25% из ЭГ показали низкий уровень сформированности умений в аппликации. Эти дети отличались тем, что не могли создать художественный образ. Не умели регулировать нажим, не осуществляли движения всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, вырезали детали и изображения не точно, искажали форму, линии среза не четкие, с зазубринами (Владик А., Олеся Е., Рома Е., Рома А. – КГ, Даша Б., Кирилл Ч.. Андрей М., Влад А. – ЭГ), отсутствовала ориентировка изображения на листе, цвет не соответствовал содержанию изображения, пропорции не соблюдались (изображение на плоскости).
Хочется отметить, что именно те дети, у которых технические умения были недостаточно сформированы (КГ – Влад А., Рома А.; ЭГ – Вика Е., Даша Б., Лиза М.) могут передать художественный образ на контрольном этапе исследования, следовательно, плученные знания формирующего эксперимента, были применены на уроке технологии.
Дальнейшая работа: Подготовить материал по теме: «Что значит быть рыцарем»? (Это материал будет использован для следующего урока: изготовление динамической открытки «Кот в сапогах», где будет затронуто продолжение темы о рыцарях «Откуда пошла традиция снимать мужчинам шляпу (головной убор), когда кого-то приветствуешь»?
Макеты проекта контрольного этапа отражены в приложении 3.
Выводы по 2 главе:
Исследовательская работа была проведена на базе
Исходя из теоретических данных, цели и задач исследования нами были намечена и реализована следующая цель эксперимента: выявить уровень сформированности умений у детей младшего школьного возраста в проектной деятельности, получить базовые данные для разработки и организации формирующего эксперимента.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам было разработано С. Леоном Лоренсо и В.В. Холмовской; конструирование по модели - А.Н. Миреновым и А.Р. Лурия.
Таким образом, гипотеза, направленная на то, что обучение на уроках технологии может оказывать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования и развития УУД.,нашла свое подтверждение.
Заключение
Взаимодействие учителя и ученика является одним из важных условий личностного воспитания младших школьников.
При этом важно отметить, что взаимодействие всех участников образовательной деятельности должно быть основано не на подавлении инициативы и активности людей, а на их развитии и бережном отношении друг к другу. От педагогов требуется создание такой атмосферы в школе, которая будет приближена к домашней, когда взрослые проявляют особую внимательность и душевную выносливость для поддержания сложившихся теплых отношений между учителями и учениками.
Взрослые должны строить взаимодействие с ребенком так, чтобы он смог увидеть себя со стороны, разобраться в своих чувствах, эмоциях и захотеть их контролировать.
Реализуя проектную деятельность и метод моделирования в начальной школе, можно использовать активные методы обучения, которые являются развивающими по своей сути, так как не только способствуют лучшему усвоению учебного материала, активизации мыслительной деятельности, повышению интереса к предмету, устранению перегрузок, но и формируют поисковую активность учащихся, что является крайне важным в процессе формирования различных компетенций. Результатом использования проектной деятельности младших школьников в учебном процессе можно считать повышение уровня усвоения знаний, а также сформированность общеучебных умений школьников, входящих в структуру «Мыслительной компетенции» и определяющих достижение высокого уровня готовности и способности решать значимые для учащегося проблемы. Раскрывая содержание организации проектной деятельности в начальной школе как способа реализации требований ФГОС, акцентрируем внимание на следующих идеях:
Проектная деятельность формирует ключевые компетентности учащихся;
Проектная деятельность является путём познания, способом организации процесса познания, средством формирования аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации;
Проектная деятельность - неотъемлемая часть требований ФГОС к умениям и навыкам, позволяющим собственными усилиями ученика изменить реальность, выполняя все шаги алгоритма проектной деятельности.
Проектная деятельность является способом достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся, предусмотренных ФГОС.
Благодаря развитию личностных качеств учеников начальной школы можно активизировать образовательный процесс, где каждый ребенок будет выступать в роли активного участника познавательной деятельности и создать все условия для самостоятельного приобретения знаний обучающимися (работа с научно- популярной литературой, медиатека, интернет, компьютерные классы), а также условия творческого труда с применением разных видов художественной деятельности.
Исходя из вышесказанного, пришли к выводу о том, что личностно ориентированная технология изучения окружающего мира, построенная с учетом особенностей личности ребенка, его субъектного опыта, самобытности ученика и определенного содержания картины мира способствует более осознанному пониманию ребенком закономерностей природы, общества и своей роли в этом мире.
Таким образом, гипотеза, направленная на то, что обучение на уроках технологии может оказывать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования и развития УУД.,нашла свое подтверждение.
.