Задание 20. Перепишите текст, заменяя цифры соответствующими именами числительными
- Общая сумма задолженности иностранных государств бывшему СССР и России ныне составляет 140,5 млрд. долларов. Но и наша страна должна немалую сумму другим государствам и международным финансовым организациям: этот долг достигает 193,5 млрд. долларов.
- Согласно прогнозам Центрального Банка России к концу года курс евро составит 40,3 рубля за 1 евро – с максимальным отклонением в 5 процентов как в ту, так и в другую сторону (между 37,5 и 43,1 рубля).
- Потери от мошенничества с пластиковыми карточками в прошлом году снизились только в одной из фирм до уровня 400–430 тыс. долларов.
- Выручка от реализации нефтепродуктов и услуг за 9 месяцев компании за указанный период составила 8,2629 трлн. рублей. За это время переработано 15,623 млн. тонн нефти, что на 11,1 процента выше, чем за аналогичный период прошлого года.
- Награждение завода «Кристалл» совпало с 850-летием первого хмельного производства на Руси.
- Банк планирует инвестировать в экономику области до 2,5 млрд. рублей. В настоящее время открыта кредитная линия объемом 369 166 млрд. рублей.
Задание 21. Запишите числительные в родительном и творительном падежах.
386, 599 781, 958 227, 704 205, 890, 640, 655 987.
Задание 22. Просклоняйте имена числительные.
693, 540, 762, 888, 555, 290.
Задание 23. Строго следя за правильным образованием падежных форм, правильно запишите словами все имена числительные.
1. В регионе один врач приходится на 400 жителей. 2. Урожай собран на 2660 гектарах. 3. За 336 заводскими станками работают выпускники нашего училища. 4. Что касается остальных 185 655 претендентов, то им придётся попытать счастья в другой раз. 5. В 432 номере газеты публиковался материал об экологии.
Задание 24. Из приведенных ниже слов выберите те, с которыми возможно употребить собирательное имя числительное. Обоснуйте выбор.
Ворота, генерал, будни, сутки, девушка, дети, щенок, президент, военный, спортсмен, сестра, шахматист, бульдозер, «Волга», город, деревня, зверь, компьютер, ножницы, сын, судья.
Задание 25. Раскройте скобки.
32 (ножницы), 103 (качели), 44 (очки), 53 (сутки), 24 (брюки).
Задание 26. Просклоняйте следующие словосочетания.
Оба друга, обе девушки, сорок/девяносто/сто рублей, полтора часа, полтора яблока, полторы тысячи, первое мая.
Задание 27. Укажите глаголы, которые не образуют форму 1-го лица ед. ч. Объясните, почему?
Затмить, ощутить, болеть, колоситься, умываться, убедить, прорасти, заполни, победить, струиться, чудить, очутиться, стонать, звучать, дудеть, расселиться, брезжить, пылесосить.
Задание 28. Образуйте повелительное наклонение от следующих глаголов.
Выставить, ехать, поехать, положить, класть, гнить, стереть, мочь, видеть, захотеть, хотеть.
Задание 29. Отметьте правильные формы глаголов:
Удостаивать, рассосредотачивать, подытаживать, растамаживать, сосредоточивать, оспоривать, застраивать, приурочивать, обезбаливать, отсрочивать.
Задание 30. Выберите правильные формы.
Ложи, клади, наклади, положь, поклади, накладывай, положи, выложь, выклади, выложи.
Задание 31. Отметьте предложения, в которых есть ошибки в образовании причастий.
1. На дне банки оставалось скиснувшее молоко. 2. Мы смотрели на постепенно гасший костер. 3. Тепло печки приятно грело озябнувшие руки. 4. Его одрябшая кожа вызывала отвращение. 5. Путник снял промокнувшую одежду. 6. За дверью скулил продрогший щенок. 7. Ослепнувший от яркого света, лыжник надел очки. 8. Погрязший во лжи, Сеня смахнул слезы. 9. Она посмотрела на сына, дрыхшего на кровати. 10. Докладчик, оглохший от криков, невольно попятился.
Задание 32. Найдите и исправьте ошибки в употреблении глаголов и глагольных форм.
1. Провожающие стоят на перроне, махают вслед уходящему поезду. 2. Я всегда ложу на место. 3. Броя щеку, он продолжал говорить. 4. Колыхающийся на ветру тростник издавал приятные звуки. 5. Внизу собрались люди, жаждающие зрелищ. 6. Участников программы, выдержащих испытания, ожидают призы. 7. Археологами были найдены кости животных, населяющих нашу планету миллионы лет назад. 8. Власти видят выход в принятии актов, позволяющих регионам вести самостоятельную экономическую политику. 9. Магазин предлагает приобрести эксклюзивные модели, украсившие бы ваш дом. 10. Прилипнувшие волосы лезли в глаза. 11. Кровельщик, покроющий крышу, заболел. 12. В команду включат спортсменов, сумеющих победить. 13. Охраняющиеся лоси не боятся людей. 14. Я убралась в квартире. 15. Очищающиеся машинами железнодорожные пути.
СИНТАКСИЧЕСКАЯ НОРМА
Задание 1. Проанализируйте употребление форм управления; исправьте предложения.
1. Поскольку нигде и никак не разъясняется о сроках сбора орехов, их чаще всего собирают преждевременно. 2. В выпуске дан обзор о применяемых до сих пор классических и современных методах исследования рынка ценных бумаг. 3. Что получается сейчас? Мы не имеем средств для оплаты за материалы! 4. Я имею в виду о положении в Кашмире. 5. Я хочу очень коротко остановиться об агротехнике сахарной свеклы. 6. Мне неприятно указывать об этом. 7. Многие группы позаимствовали это от «Deep Purple». 8. Интересен каталог о фирменных значках заводов-изготовителей. 9. Мы должны получить ответ о вопросе населения России. 10. А без соперника, которого согласно предвыборного этикета противник привык «мочить» и обвинять во всех тяжких, какой он кандидат?