Нормы информационного права, понятие, структура, виды
Одним из особо значимых признаков самостоятельной отрасли права является наличие системы однородных и однотипных нормативных предписаний, объединение их закономерными связями, которые выражены в общих предписаниях. Словом, в любой отрасли права имеется исходный элемент, именуемый правовой нормой, в котором выражены общие характеристики права в целом и конкретного нормативно-отраслевого образования. Общими характеристиками правовой нормы являются ее признаки, понятие, видовые модификации (виды), структура и внешнее выражение.
Информационно-правовые нормы регулируют общественные отношения в соответствии с особенностями информационной сферы. Как нормы других отраслей права, они содержат описания правил поведения, которые устанавливаются государством в определенном порядке, форме и вводятся в действие в установленный законодателем срок.
Информационно-правовая норма-это установленное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в информационной сфере в связи с реализацией информационных прав, обязанностей субъектами и осуществлением информационных процессов при обращении информации.
Структура информационно-правовых норм не отличается от классического определения и представляет собой: - гипотезу;- диспозицию;- санкцию.
Анализ показал, что по характеру правил поведения участников информационных правоотношений, составляющих содержание информационно-правовой нормы, нормы информационного права бывают различных видов. Это, прежде всего, материальные и процессуальные нормы.
Материальные нормы информационного права регламентируют структуру информационного законодательства, систему информационно-правового пространства Беларуси, права и обязанности юридических и физических лиц в информационной сфере, их информационное поведение, то есть закрепляют материальное, информационно-правовое содержание участников информационных отношений.
Процессуальные нормы информационного права устанавливают порядок и действие норм материального права. Так, в Законе Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» законодатель определяет формирование и использование информационных ресурсов через характеристику информационных процессов и рассматривает систему защиты информации и права субъектов, участвующих в информационном обмене.
По направленности поведения участников информационных отношений рассматриваемые нормы можно также подразделить на: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие. Так, норма информационного права может прямо предписывать участникам правоотношений совершение определенных действий, то есть непосредственно возлагать на них определенные обязанности. Подобные нормы можно назвать обязывающими информационно-правовыми нормами. Например, ст. 34 Закона РБ «О печати и средствах массовой информации» гласит: «В целях обеспечения доказательств, имеющих значение для правильного разрешения споров, редакция радио-, телепрограммы обязана: - сохранять материалы собственных передач, вышедших в эфир в записи; - фиксировать в регистрационном журнале передачи, вышедшие в эфир».
Эта норма предписывает редакции радио-, телепрограммы совершение определенных действий и, таким образом, является обязывающей нормой информационного права.
Информационно-правовая норма, помимо этого, может запрещать участникам информационных отношений совершение определенных действий. Эти нормы называются запрещающими нормами информационного права. Нарушение средствами массовой информации, журналистом условий проведения предвыборной агитации, предусмотренных избирательным законодательством (законодательством о референдуме), влечет наложение на главного редактора, иное ответственное лицо либо журналиста штрафа.
Следовательно, КоАП Республики Беларусь запрещает совершение указанных выше действий в ходе предвыборной агитации под угрозой административного наказания, и его норма является запрещающей информационно-правовой нормой.
Наконец, многие нормы информационного права вообще не предписывают определенных действий и не запрещают их, а представляют участникам информационных отношений возможность совершать те или иные действия, уполномочивают их на совершение данных действий. Эти номы называются уполномочивающими нормами.
Например, ст. 48 (ч. 4) Закона РБ «О печати и средствах массовой информации» устанавливает, что аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитованными органами, организациями, учреждениями, за исключением случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия. Следовательно, указанная статья устанавливает уполномочивающую информационно-правовую норму.
По масштабу действия:
ü Республиканские
ü Местные.