Характер учебной деятельности студентов

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ

РАБОТЫ

Мурманск

Содержание:

Содержание и особенности учебной деятельности студентов. 3

Трудности в самостоятельной учебной деятельности студентов и пути их преодоления. 5

Научные основы организации самостоятельной учебной деятельности студентов вуза. 7

Техника конспектирования лекций. 12

Техника записи слов и словосочетаний. 14

Методика поиска необходимой учебной и научной литературы. 21

Техника изучения учебной и научной литературы. 25

Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарским и практическим занятиям. 35

Методика подготовки и сдачи зачетов и экзаменов. 38

Самостоятельная работа студентов по совершенствованию своих личностных качеств. 42

Содержание и особенности учебной деятельности студентов

Учебная деятельность - достаточно широкое понятие. Оно включает в себя не только познавательную деятельность, которую студенты выполняют во время лекций, семинаров, практических занятий, но и ту самостоятельную работу, которую они осуществляют в часы, когда нет аудиторных занятий. Например, чтобы усвоить учебный материал, услышанный в ходе лекции или семинарского занятия, надо проделать определенную умственную работу: понять, обобщить услышанную информацию, записать ее в тетрадь своими словами, сделать схемы, переписать формулы, расчеты, таблицы и т.п. При подготовке к семинарским и практическим занятиям - самостоятельно изучить и законспектировать рекомендованную учебную литературу, выполнить различные задания.

В психолого-педагогическом плане учебная деятельность представляет собой упорядоченную динамическую систему приемов чтения, прослушивания, наблюдения, осмысления, обобщения, систематизации, конспектирования, запоминания и воспроизведения учебного материала. Содержание учебной деятельности студентов вуза носит двусторонний характер:

- с одной стороны - это способ деятельности студентов во всех организационных формах учебных занятий и во внеаудиторное время, когда они самостоятельно изучают материал, определенный содержанием учебной программы;

- с другой стороны - это вся совокупность учебных заданий, которые должен выполнить студент во время обучения в Академии: перевести, например, определенное количество страниц иностранного текста, подготовить творческое сообщение по какой-либо проблеме, написать реферат, контрольную или курсовую работу и т.п. Основными видами учебной деятельности студентов высшего учебного заведения являются:

· Предварительная подготовка к занятиям, в том числе и к тем, на которых будет изучаться новый, незнакомый для обучаемых учебный материал. Такая подготовка предполагает изучение учебной программы, установление связи с ранее полученными знаниями, выделение наиболее значимых и актуальных проблем, на изучении которых следует обратить особое внимание и др.

· Прослушивание лекций, осмысление учебной информации, сообщаемой преподавателем, ее обобщение и краткая запись. Своевременная доработка конспектов лекций.

· Подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы по учебным дисциплинам.

· Выяснение наиболее сложных, непонятных вопросов и их уточнение во время консультаций.

· Подготовка к семинарским, практическим занятиям, экзаменам и зачетам. Активная познавательная деятельность в ходе их проведения.

· Выполнение специальных учебных заданий, предусмотренных учебной программой.

· Написание рефератов, контрольных, курсовых, дипломных работ и их защита.

· Подготовка и сдача зачетов и экзаменов.

· Выполнение научной работы, участие в научных исследованиях, проводимых в масштабе Академии в рамках студенческого научного общества. Учебной программой обучения в Академии предусмотрено, что студенты могут участвовать в разнообразных видах научно-исследовательской работы, начиная с первого курса.

· Практика по приобретаемой в институте специальности.

· Систематическое чтение периодической печати, поиск и анализ дополнительной информации по учебным дисциплинам.

· Общественная работа в институте, на факультетах в качестве старост, членов студенческих советов.

· Просмотр и прослушивание телевизионных и радио передач, видео- и кинофильмов, посещение театров, музеев, выставок в интересах освоения будущей профессии и т.п.

По своему характеру все многообразие учебной деятельности студентов можно условно объединить в три группы, которые представлены таблице 1.

Различие учебной деятельности по характеру решаемых познавательных задач не означает преимущество одного вида над другим. В подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности одинаковое значение имеют все из них. Так, например, репродуктивная учебная деятельность способствует увеличению багажа профессиональных знаний, навыков и умений, расширяет эрудицию. Познавательно-поисковая и творческая учебные деятельности развивают интеллектуальные, профессиональные, творческие способности.

Таблица 1.

Характер учебной деятельности студентов

Репродуктивная учебная деятельность Самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций, магнитофонных записей, заучивание, пересказ, запоминание, повторение учебного материала и др.
Познавательно- поисковая учебная деятельность Подготовка сообщений, докладов, выступлений на семинарских и практических занятиях, подбор литературы по учебной проблеме, написание контрольной, курсовой работы и др.
Творческая учебная деятельность Написание рефератов, научных статей, участие в научно-исследовательской работе, подготовке дипломной работы, выполнение специальных творческих заданий и др.

Наши рекомендации