Характер учебной деятельности студентов
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
РАБОТЫ
Мурманск
Содержание:
Содержание и особенности учебной деятельности студентов. 3
Трудности в самостоятельной учебной деятельности студентов и пути их преодоления. 5
Научные основы организации самостоятельной учебной деятельности студентов вуза. 7
Техника конспектирования лекций. 12
Техника записи слов и словосочетаний. 14
Методика поиска необходимой учебной и научной литературы. 21
Техника изучения учебной и научной литературы. 25
Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарским и практическим занятиям. 35
Методика подготовки и сдачи зачетов и экзаменов. 38
Самостоятельная работа студентов по совершенствованию своих личностных качеств. 42
Содержание и особенности учебной деятельности студентов
Учебная деятельность - достаточно широкое понятие. Оно включает в себя не только познавательную деятельность, которую студенты выполняют во время лекций, семинаров, практических занятий, но и ту самостоятельную работу, которую они осуществляют в часы, когда нет аудиторных занятий. Например, чтобы усвоить учебный материал, услышанный в ходе лекции или семинарского занятия, надо проделать определенную умственную работу: понять, обобщить услышанную информацию, записать ее в тетрадь своими словами, сделать схемы, переписать формулы, расчеты, таблицы и т.п. При подготовке к семинарским и практическим занятиям - самостоятельно изучить и законспектировать рекомендованную учебную литературу, выполнить различные задания.
В психолого-педагогическом плане учебная деятельность представляет собой упорядоченную динамическую систему приемов чтения, прослушивания, наблюдения, осмысления, обобщения, систематизации, конспектирования, запоминания и воспроизведения учебного материала. Содержание учебной деятельности студентов вуза носит двусторонний характер:
- с одной стороны - это способ деятельности студентов во всех организационных формах учебных занятий и во внеаудиторное время, когда они самостоятельно изучают материал, определенный содержанием учебной программы;
- с другой стороны - это вся совокупность учебных заданий, которые должен выполнить студент во время обучения в Академии: перевести, например, определенное количество страниц иностранного текста, подготовить творческое сообщение по какой-либо проблеме, написать реферат, контрольную или курсовую работу и т.п. Основными видами учебной деятельности студентов высшего учебного заведения являются:
· Предварительная подготовка к занятиям, в том числе и к тем, на которых будет изучаться новый, незнакомый для обучаемых учебный материал. Такая подготовка предполагает изучение учебной программы, установление связи с ранее полученными знаниями, выделение наиболее значимых и актуальных проблем, на изучении которых следует обратить особое внимание и др.
· Прослушивание лекций, осмысление учебной информации, сообщаемой преподавателем, ее обобщение и краткая запись. Своевременная доработка конспектов лекций.
· Подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы по учебным дисциплинам.
· Выяснение наиболее сложных, непонятных вопросов и их уточнение во время консультаций.
· Подготовка к семинарским, практическим занятиям, экзаменам и зачетам. Активная познавательная деятельность в ходе их проведения.
· Выполнение специальных учебных заданий, предусмотренных учебной программой.
· Написание рефератов, контрольных, курсовых, дипломных работ и их защита.
· Подготовка и сдача зачетов и экзаменов.
· Выполнение научной работы, участие в научных исследованиях, проводимых в масштабе Академии в рамках студенческого научного общества. Учебной программой обучения в Академии предусмотрено, что студенты могут участвовать в разнообразных видах научно-исследовательской работы, начиная с первого курса.
· Практика по приобретаемой в институте специальности.
· Систематическое чтение периодической печати, поиск и анализ дополнительной информации по учебным дисциплинам.
· Общественная работа в институте, на факультетах в качестве старост, членов студенческих советов.
· Просмотр и прослушивание телевизионных и радио передач, видео- и кинофильмов, посещение театров, музеев, выставок в интересах освоения будущей профессии и т.п.
По своему характеру все многообразие учебной деятельности студентов можно условно объединить в три группы, которые представлены таблице 1.
Различие учебной деятельности по характеру решаемых познавательных задач не означает преимущество одного вида над другим. В подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности одинаковое значение имеют все из них. Так, например, репродуктивная учебная деятельность способствует увеличению багажа профессиональных знаний, навыков и умений, расширяет эрудицию. Познавательно-поисковая и творческая учебные деятельности развивают интеллектуальные, профессиональные, творческие способности.
Таблица 1.
Характер учебной деятельности студентов
Репродуктивная учебная деятельность | Самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций, магнитофонных записей, заучивание, пересказ, запоминание, повторение учебного материала и др. |
Познавательно- поисковая учебная деятельность | Подготовка сообщений, докладов, выступлений на семинарских и практических занятиях, подбор литературы по учебной проблеме, написание контрольной, курсовой работы и др. |
Творческая учебная деятельность | Написание рефератов, научных статей, участие в научно-исследовательской работе, подготовке дипломной работы, выполнение специальных творческих заданий и др. |