Правило 10. Плавание по системам разделения движения
Согласно Общих положений об установлении путей движения судов, принятых на 14-й сессии Ассамблеи ИМО20 ноября 1985 г., целью установления путей движения судов является повышение безопасности плавания в районах, где сходятся потоки движения судов, и в районах с большой интенсивностью движения или где свобода движения судов затруднена ограниченным морским пространством, наличием препятствий, ограниченными глубинами или неблагоприятными метеорологическими условиями.
При этом устанавливаются следующие термины.
Система установленных путей − любая система из одного или нескольких путей, включающая в себя:
системы разделения движения;
двусторонние пути
рекомендованные пути;
районы, которых следует избегать;
зоны прибрежного плавания;
районы кругового движения;
- районы повышенной осторожности плавания;
- глубоководные пути.
Система разделения движения − пути, установленные с целью разделения встречных потоков судов соответствующими мерами и установлением полос движения.
Зона разделения движения или линия разделения движения − зона или линия, разделяющая полосы движения, в которых суда следуют в противоположных или в почти противоположных направлениях, или отделяющая полосу движения от прилегающего района моря, или разделяющая полосы движения, предназначенные для определенного класса судов, следующих в одном и том же направлении.
Полоса движения − район с определенными границами, в пределах которого установлено одностороннее движение. Границей полосы движения могут служить естественные препятствия, включая те, которые образуют зоны разделения движения.
Район кругового движения − район, включающий в себя точку или круговую зону распределения движения и кольцевую полосу движения в пределах определенных границ. Плавание в районе кругового движения осуществляется против часовой стрелки вокруг точки или круговой зоны распределения движения;
Зона прибрежного плавания − установление путей, включающее в себя определенный район, расположенный между прибрежной границей системы разделения движения и прилегающим берегом.
Двусторонний путь − путь с определенными границами, по которому установлено двустороннее движение для обеспечения безопасного прохода судов через воды, плавание в которых затруднено или опасно.
Рекомендованный маршрут − путь, не имеющий определенной ширины, установленный для удобства судов, следующих транзитом, который часто обозначается осевыми буями.
Рекомендованный путь − путь, который специально обследован, чтобы, насколько это возможно, гарантировать, что он свободен от опасностей, и которым рекомендуется следовать судам.
Глубоководный путь − путь с определенными границами, в пределах которого тщательно обследовано морское дно на предмет отсутствия подводных препятствий, что должно быть указано на карте.
Район повышенной осторожности плавания − район с определенными границами, в пределах которого суда должны следовать с особой осторожностью и где может быть рекомендовано направление потока судов.
Район, которого следует избегать − район с определенными границами, особенно опасный для плавания, или район, в котором особенно важно избегать аварийных происшествий; все суда или суда определенных классов должны избегать захода в него.
Установленное направление потока судов − схема потока судов, показывающая направление потока, установленное в системе разделения движения.
Рекомендованное направление потока судов − схема потока судов, показывающая рекомендованное направление движения там, где введение установленного направления потока судов необязательно или нецелесообразно.
При использовании системы разделения движения судно, согласно МППСС, должно:
- следовать в соответствующей полосе движения в принятом на ней общем направлении потока движения;
- держаться, насколько это практически возможно, в стороне от линии разделения движения или от зоны разделения движения;
- в общем случае входить или покидать ее на конечных участках, но, если судно покидает полосу движения или входит в нее с любой стороны, оно должно делать это под возможно меньшим углом к общему направлению потока движения.
Судно должно, насколько это практически возможно, избегать пересечения полос движения, но если оно вынуждено пересекать полосу движения, то должно делать это, насколько возможно, курсом близким прямому углу к общему направлению потока движения.
Судно не должно использовать зону прибрежного плавания, если оно может безопасно использовать соответствующую полосу движения в прилегающей системе разделения движения.
Судно может использовать зону прибрежного плавания, когда оно направляется в порт или из него, следует к расположенным у берега сооружениям, лоцманской станции или какому-либо другому месту, которые находятся в пределах зоны прибрежного плавания, или для избежания непосредственной опасности.
Судно, если оно не пересекает систему разделения движения, не входит в полосу движения или не выходит из нее, не должно, в общем, случае, входить в зону разделения движения или пересекать линию разделения движения, кроме случаев:
- крайней необходимости для избежания непосредственной опасности;
- когда это связано с ловом рыбы в пределах зоны разделения движения.
Судно, плавающее вблизи конечных участков систем разделения движения, должно соблюдать особую осторожность.
Судно должно, насколько это практически возможно, избегать постановки на якорь в пределах системы разделения движения или вблизи от ее конечных участков.
Судно, не использующее систему разделения движения, должно держаться от нее на достаточно большом расстоянии.
Судно, занятые ловом рыбы, не должно затруднять движение любого другого судна, идущего в полосе движения.
Судно, длиной менее 20 м или парусное судно не должно затруднять безопасное движение судна с механическим двигателем, идущего в полосе движения.
Судно, ограниченное в возможности маневрировать, когда оно занято деятельностью по поддержанию безопасности мореплавания в системе разделения движения, освобождается от выполнения этого Правила в такой степени, в какой это необходимо для выполнения этой деятельности.
Судно, ограниченное в возможности маневрировать, когда оно занято работами по прокладке, обслуживанию или поднятию подводного кабеля в пределах системы разделения движения, освобождается от выполнения требований этого Правила настолько, насколько это необходимо для выполнения этих работ.
Для контроля за выполнением МППСС-72и для управления движением, как правило, устанавливаются береговые контрольные станции по деятельности аналогичные СУДС.
Билет № ____
1. Состав якорного устройства. Действия 3-го помощника капитана при постановке и съемке судна с якоря. Сигналы, подаваемые при отдаче и выборе якоря. Постановка судна на: бочки; шпринг. Техника безопасности при постановке и съемке с якоря.
СОСТАВ ЯКОРНОГО УСТРОЙСТВАЯкорное устройство (рис. 2.1) должно:
обеспечивать надежную стоянку судна на рейдах и в открытом море;
удерживать на месте судно, стоящее одновременно на якоре (якорях) и на швартовах;
служить одним из средств снятия судна с мели;
способствовать управлению судном в стесненных условиях плавания.
Рис. 2.1. Состав якорного устройства судна:
1 – становой якорь; 2 – якорная скоба; 3 – вертлюг; 4 – якорная цепь; 5 – бортовой клюз; 6 – якорная труба; 7 – палубный клюз; 8 – цепной стопор; 9 – винтовой стопор; 10 – брашпиль (шпиль); 11 – цепная труба; 12 – цепной ящик; 13 – устройство экстренной отдачи якорной цепи
Якоря, применяемые на судах (рис. 2.2), по конструкции разделяются на три большие группы:
I - якоря, имеющие шток и зарывающиеся в грунт одной лапой. Якоря адмиралтейского типа.
II - якоря втяжные, без штока, зарывающиеся в грунт двумя лапами. На судах наибольшее применение получили якоря Хола, Грузона, Болдта.
III - якоря повышенной держащей силы. Для длительной и прочной стоянки судов применяются мертвые якоря, которые обычно имеют большой вес и особую конструкцию, обеспечивающую надежное сцепление с грунтом.
Рис. 2.2. Якоря: а) – адмиралтейский; б) – Холла; в) – Матросова; г) – Грузона
К судовым якорям относятся: становые, запасные, стоп-анкеры, верпы, дреки, ледовые и кошки.
Становые якоря постоянно заведены в клюзы и служат для постановки на якорь (рис. 2.3). Для выполнения основного назначения становой судовой якорь должен обладать хорошей держащей силой, при этом быстро забирать грунт, а также повторно входить в грунт после срывов (рис. 2.4); сохранять постоянство держащей силы при перемене направления якорной цепи; при подъеме легко отделяться от грунта, обладать компактностью, быть прочным, простым в изготовлении и дешевым.
По Правилам Регистра РФ становые якоря, якорные цепи для судов подбирают по характеристике снабжения (табл. 2.1), которая рассчитывается по формуле:
Nc = Δ 2/3 + 2Bh + 0,1A,
где Δ — водоизмещение судна при осадке по летнюю грузовую ватерлинию;
В — ширина судна, м;
h — высота от летней грузовой ватерлинии до верхней кромки настила палубы самой высокой рубки, м;
А — площадь парусности на длине судна L, считая от летней грузовой линии, м2. Учитывается площадь парусности только корпуса, надстроек и рубок шириной более чем 0,25 В.
Таблица 2.1 Определение судового снабжения по характеристике снабжения
Запасные якоря по конструкции и весу идентичны становым и хранятся в специально отведенных местах на палубе или трюме.
Стоп-анкеры служат для удержания судна в определенном направлении, они обычно заводятся с кормы и составляют по весу 1/3 станового якоря.
Верпы служат для тех же целей, что и стоп-анкеры. Вес верпа – 1/2 веса стоп-анкера.
Дреки – небольшие шлюпочные якоря.
Кошки – трех или четырехлапые якоря, имеющие вес в несколько килограмм. В основном служат для отыскания затонувших или вылавливания плавающих предметов.
| |||||||||
Рис. 2.3. Якорь Холла: 1 – скоба; 2 – веретено; 3 – лапы; 4 – коробка | Рис. 2.4. Процесс забирания грунта якорем с поворотными лапами |
Якорная цепь.Держащая сила якоря передается судну через якорную цепь, один конец которого прикреплен к якорю, а другой крепится на судне (рис. 2.5).
Держащая сила якорной цепи невелика. В зависимости от грунта она составляет 10 - 50% от массы цепи, лежащей на грунте. Однако при динамических нагрузках якорная цепь действует как амортизатор, и поэтому чем больше длина вытравленной цепи, тем меньшую нагрузку испытывает якорь. Для обеспечения наибольшей держащей силы якоря минимальная длина вытравленной цепи должна быть такой, чтобы сохранялось горизонтальное положение веретена.
Суммарная длина обеих цепей для становых якорей должна определяться согласно характеристике снабжения данного судна.
Толщину якорных цепей измеряют по диаметру сечения звена в месте его соприкосновения с другим звеном. Диаметр указанного сечения называется калибром цепи.
Рис. 2.5. Звенья якорной цепи |
Якорные цепи комплектуют из отдельных смычек, которые в зависимости от их расположения в цепи разделяются на:
- якорную;
- промежуточные;
- коренную.
Якорная смычка (рис. 2.6)должна иметь вертлюг (рис. 2.7), предотвращающий закручивание цепи, и концевую скобу, соединяемую со скобой якоря.
Промежуточные смычки должны иметь длину 25 − 27,5 м и состоять из нечетного числа звеньев. При комплектации якорных цепей смычки соединяют так, чтобы соединительное звено ложилось на цепной барабан брашпиля плашмя во избежание вредных напряжений в соединительных звеньях. Звенья цепей должны иметь поперечную распорку - контрфорсы. Наиболее употребительное звено для соединения смычек якорных цепей.
Вахтенный помощник капитана должен постоянно находиться на мостике или верхней палубе судна, вести наблюдение за состоянием погоды и окружающей обстановкой, контролировать место судна, убеждаться в отсутствии дрейфа.
При стоянке судна на якоре следует помнить, что самая благоприятная стоянка может оказаться опасной, и потребуется немедленно сняться с якоря. Поэтому запрещается при стоянке на якоре:
- z:\Disk DVD\Управление судном\Управление судном\Иллюстрации\Якорная стоянка\Поведение судна на якоре.jpgz:\Disk DVD\Управление судном\Управление судном\Иллюстрации\Якорная стоянка\Поведение судна на якоре.jpgz:\Disk DVD\Управление судном\Управление судном\Иллюстрации\Якорная стоянка\Поведение судна на якоре.jpgz:\Disk DVD\Управление судном\Управление судном\Иллюстрации\Якорная стоянка\Поведение судна на якоре.jpgпроизводить работы в машинном отделении, связанные с выводом из эксплуатации главного двигателя, рулевого и якорного устройств;
- главный двигатель должен находиться в готовности, установленной капитаном судна в зависимости от конкретных условия.
При заступлении на вахту, вахтенный помощник должен ознакомиться с условиями якорной стоянки, окружающей обстановкой и получить следующую информацию:
- место судна по карте и ориентиры для его контроля;
- количество вытравленной якорной цепи (цепей);
- характер рыскания судна;
- глубину места и характер грунта;
- скорость и направление течения, изменение уровня воды;
- сведения о поднятых сигналах и огнях на судне;
- о работающих технических средствах судовождения;
- готовности главного двигателя к действию;
- распоряжениях капитана для вахтенных помощников;
- ознакомиться с метеорологическими сводками, прогнозом погоды и срочными навигационными предупреждениями.