Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

Возбуждение уголовного дела должно быть законным и обоснованным. Для выполнения данного условия законом определены поводы и основание для принятия такого решения (ст. 140 УПК РФ). Тем не менее, в УПК РФ не дано определение понятия «повод для возбуждения уголовного дела». По мнению составителей Толкового словаря русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, повод – это «обстоятельство, способное быть основанием для чего-нибудь»[1]. Учитывая сказанное, следует отметить, что повод вообще может служить отправным моментом к совершению каких-либо действий, а применительно к уголовному процессу побуждает должностных лиц, уполномоченных законом, приступить к проверке информации (заявлений, сообщений), позволяющей предполагать в деянии наличие признаков преступления (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).

Сам по себе повод еще недостаточен для возбуждения уголовного дела. К примеру, в случае неподтверждения информации о совершенном преступлении в возбуждении уголовного дела может быть отказано (п. 2 ч. 1 ст. 145 УПК РФ). Кроме того, в уголовном процессе повод и основание четко разграничиваются.

Повод для возбуждения уголовного дела – это закрепленный в уголовно-процессуальном законе источник, из которого органу дознания, дознавателю, следователю или иному компетентному лицу становится известно о готовящемся, совершенном или совершаемом преступлении и наличие которого обязывает их принять меры к проверке наличия признаков преступления.

В ч. 1 ст. 140 УПК РФ приведен исчерпывающий перечень поводов к возбуждению уголовного дела, который не подлежит расширительному толкованию. Это источники информации, которые могут быть предоставлены органу дознания, дознавателю, следователю:

– заявление о преступлении;

– явка с повинной;

– сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;

– постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании;

– материалы фальсификации финансовых документов учета и отчетности финансовой организации.

Заявление о преступлении – наиболее распространенный в практике правоохранительных органов повод к возбуждению уголовного дела, который представляет собою адресованное должностным лицам правоохранительных органов сообщение о совершенном или готовящемся преступлении от лица, которому причинен им (преступлением) вред.

Правила принятия заявлений о преступлении регламентированы в ст. 141 УПК РФ. В соответствии с положениями данной статьи заявление о преступлении может быть сделано в устной или письменной форме. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя. Если устное заявление (сообщение) о преступлении сделано во время производства следственного действия или в ходе судебного разбирательства, оно заносится соответственно в протокол следственного действия (к примеру, в протокол допроса или очной ставки) или в протокол судебного заседания.

При составлении протокола лицо, сделавшее заявление о преступлении, предупреждается об уголовной ответственности по ст. 306 УК РФ за заведомо ложный донос, о чем делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. Если же письменное заявление о преступлении доставлено в орган, компетентный принять по нему соответствующее решение, не лично заявителем, а иным способом (почтой, другим лицом и пр.), то в ходе проверки этого заявления заявитель предупреждается об уголовной ответственности по ст. 306 УК РФ, о чем в его же заявлении делается отметка, подтверждаемая его подписью.

Согласно ч. 7 ст. 141 УПК РФ анонимное заявление не может служить таким поводом. Данный запрет является защитой граждан и должностных лиц государственных и негосударственных органов от клеветы и ложных доносов. Заявление (сообщение) признается анонимным, если в ходе его проверки установлено, что в качестве заявителя указано лицо, не обращавшееся в территориальный орган МВД России, либо в заявлении и сообщении названы вымышленные адрес и (или) фамилия, имя, отчество. По решению руководителя (начальника) территориального органа МВД России анонимными заявления и сообщения о преступлении и материалы их проверки направляются в соответствующие подразделения территориального органа МВД России для использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности[2].

В случае подтверждения информации о преступлении поводом к возбуждению уголовного дела будет не само анонимное заявление, а непосредственное обнаружение сотрудниками органа дознания, осуществляющего проверку этого заявления, признаков преступления, о чем в соответствии со ст. 143 УПК РФ составляется рапорт. Этот рапорт и будет являться поводом к возбуждению уголовного дела, согласно п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ.

Явка с повинной как повод для возбуждения уголовного дела представляет собой добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении (ст. 142 УПК РФ). В случае явки с повинной лицо, совершившее преступление, лично является в правоохранительный орган и делает устное заявление либо может обратиться с повинной в письменном виде. При этом его действия носят исключительно добровольный, то есть инициативный характер.

Явка с повинной как повод к возбуждению уголовного дела юридически будет возможной лишь тогда, когда органам предварительного расследования не известен факт совершения преступления (к примеру, одно из латентных преступлений, не зарегистрированное в установленном законом порядке). Например, в больницу с ножевым ранением поступил гражданин,
о чем с опозданием было сообщено в полицию. В этот же день в милицию с заявлением о явке с повинной обратилось лицо, которое причинило ножевое ранение указанному выше гражданину.

В соответствии с ч. 2 ст. 142 УПК РФ заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном при принятии от гражданина заявления о преступлении, согласно ч. 3 ст. 141 УПК РФ. Письменное обращение принимается для дальнейшей проверки имеющимися уголовно-процессуальными и иными правовыми средствами.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, в соответствии с требованиями ст. 143 УПК РФ, принимается управомоченным законом лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления. Сообщение, предусмотренное в качестве повода для возбуждения уголовного дела п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ, охватывает все прочие случаи получения сведений о преступлении, кроме тех, что поступили в виде заявления о преступлении или заявления о явке с повинной.

Информация о преступлении может поступать из государственных органов, в том числе из медицинских учреждений, отделов и управлений вневедомственной охраны, а также в случае непосредственного обнаружения правоохранительными органами признаков преступления. К примеру, медицинские учреждения обязаны немедленно сообщать в полицию о случаях доставления в них лиц с наличием телесных повреждений насильственного характера[3].

Правоохранительные органы без чьего-либо сообщения или заявления в процессе своей деятельности обязаны и вправе выявлять преступления и по своей инициативе проверять наличие признаков преступления.

Материалы фальсификации финансовых документов учета и отчетности финансовой организации (ст. 172.1 УК РФ) могут быть направлены только Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ[4], а также конкурсным управляющим (ликвидатором) финансовой организации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела

Возбуждение уголовного дела и предварительное следствие о преступлениях, предусмотренных статьей 1721 УК РФ, отнесено к компетенции следователей Следственного комитета РФ. Закон запрещает следователю возбуждать уголовные дела по ст.1721 УК РФ при поступлении любых иных поводов к возбуждению уголовного дела, в том числе заявления потерпевшего, явки с повинной, сообщения, полученного из иных источников (например, в виде результатов оперативно-розыскной деятельности).

Законодатель относит к компетенции Банка России установление обоснованности предположений о наличии в деянии признаков преступления, предусмотренного ст. 1721 УК РФ. Об этом свидетельствуют положения внесенных в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ ст. 751 и ст. 768 о том, что при неисполнении кредитной организацией или некредитной финансовой организацией в срок, установленный требованием (предписанием) Банка России, обязывающим ее устранить нарушения, связанные с представлением и (или) публикацией (раскрытием) отчетности, и при обоснованных предположениях о наличии деяний, предусмотренных ст. 1721 УК РФ, Банк России обязан в течение трех рабочих дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 1721 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Для возбуждения уголовного дела кроме повода необходимо наличие основания, то есть достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ). Эти данные могут содержаться в документах, собранных по результатам проверки заявлений и сообщений о преступлениях (справках, рапортах, протоколах, заключениях экспертов и т.д.), фотографиях, аудио- и видеозаписях,. Кроме того, данные об обстоятельствах совершенного преступления могут содержаться в материалах прокурорских проверок проводимых не в связи с совершенным преступлением, а в плановом порядке и выявивших противозаконную деятельность конкретных лиц, содержащую признаки преступления.

Закон не требует, чтобы на момент принятия решения по вопросу
о возбуждении уголовного дела обязательно были выявлены все элементы состава преступления, поскольку это, главным образом, задача последующих стадий уголовного процесса. Достаточно установить наличие события, содержащего признаки преступления, относящиеся к элементам объективной стороны и объекту преступления. Этого достаточно для обоснованного вывода о существовании общественно опасного деяния, содержащего признаки конкретного преступления.

Наши рекомендации