Типы слушателей по отношению к воспринимаемой информации
Следует также учитывать, что та информация, которую предлагает оратор аудитории, может изначально вызывать разное отношение к ней слушателей.
Выделяют несколько категорий слушателей.
1. Сопереживающие.
Это слушатели, которые специально пришли, чтобы послушать выступление или оратора. У них есть интерес к теме либо к оратору как личности. Сюда же относятся слушатели, которые хотят расширить свой кругозор, а также те, кто заплатил деньги за то, чтобы послушать выступление. Замечено, что активность слушателей, заплативших за вход, несравненно выше тех, кто пришел бесплатно, причем сумма, уплаченная слушателями, практически значения не имеет. Таким образом, плата за вход – средство активизации мыслительной деятельности слушателей.
Данная категория слушателей составляет значительную часть аудиторий профессионального обучения взрослых, лекций о садоводстве и огородничестве и др.
2. Потенциальные слушатели.
У них нейтральное отношение к информации, может быть интерес к отдельным фактам. Часто они пришли по моральным мотивам («сказали прийти»). Их внимание можно и нужно завоевать.
3. Сверхактивные слушатели.
Таких обычно немного. Это обычно те, кого критикуют или хвалят, чьи фамилии называют, либо те, для кого выступление оратора имеет инструктивное значение, например – туристская группа на инструктивной встрече, где идет речь о маршруте, месте встречи, что брать с собой и т. д.
4. Негативные слушателей.
Они отрицательно относятся к теме, материалу или лектору, или ко всему этому вместе взятому. Они могут быть
принципиально не согласны с доводами, а могут получать через критику внутреннее удовлетворение от «участия в общественной жизни»; могут они и просто в негативном отношении разряжать напряжение от личных неудач или плохого физического самочувствия.
Любопытно, что данная категория слушателей в любой аудитории составляет около 10 процентов, и эта цифра имеет тенденцию к редкому постоянству.
Можно ли выделить в аудитории эти категории слушателей? Негативные слушатели обычно перед началом выступления стремятся сесть в последние ряды, как можно дальше от оратора. Как к ним относиться? Если они не мешают – не замечать. Не надо стараться их заинтересовывать, эффект будет крайне мал, а сил на это пойдет много. Сопереживающие и сверхактивные видны по активной позе слушания, потенциальные – по пассивной. Некоторые исследователи показали, что в среднестатистической аудитории активная часть аудитории, чье внимание оратору обеспечено, обычно составляет около 30%, негативные слушатели – 10%, а около 60% аудитории – это потенциальные слушатели.
Если оратору удастся увеличить активную часть аудитории до 50–60%, то этого вполне достаточно, чтобы выступление можно было считать удачным. Никогда не удастся заинтересовать всех, не надо к этому и стремиться.
Типы слушателей по умению понять смысл сообщения
Т. М. Дридзе в результате своих многолетних исследований установила, что аудитория делится на 7 рельефных групп, различающихся по умению понимать смысл сообщения, которое им предъявляется.
Она положила в основу своей классификации три критерия – знание слов и выражений, употребленных в сообщении; понимание текста сообщения в целом; умение определить главную мысль сообщения. По каждому из этих критериев можно охарактеризовать конкретного человека, воспринимающего то или иное сообщение, с точки зрения уровня его навыка – высокий, средний, низкий уровень навыка.
Получившаяся в результате исследования классификация довольно сложна, но для нас важны в основном первые четыре группы, выделенные исследовательницей.
Первая группа: люди хорошо знают слова сообще-
ния, хорошо поняли текст и хорошо выделили главную мысль. Это значит, что они хорошо поняли сообщение. Такие люди в среднестатистической аудитории составляют 12%.
Вторая группа: люди удовлетворительно знают слова сообщения, удовлетворительно поняли текст и удовлетворительно выделили главную мысль. Сообщение они поняли удовлетворительно. Таких оказывается 17%.
Третья группа: все показатели на низком уровне, сообщение понято плохо. Таких людей оказывается 19%. Четвертая группа: люди хорошо знают слова, хорошо поняли текст, но плохо выделили главную мысль. Таких оказалось 32%.
Какие же выводы мы можем сделать на основании данных этого эксперимента?
Сообщения понимает хорошо и удовлетворительно 29% слушателей (первая плюс вторая группы). А треть всех слушателей не поняли сообщения только из-за того, что не смогли выделить главную мысль (группа № 3, 32%). Что это означает? Это означает, что надо учить людей выделять главную мысль в воспринимаемых письменных и устных сообщениях, это позволит на треть улучшить понимание. А для оратора это значит: надо очень следить за тем, чтобы главная мысль была преподнесена слушателям четко и ясно, тогда число понявших выступление составит две трети аудитории, а это вполне достаточно.
Лекция 14