Виды устноречевой коммуникации. Умение говорить. Умение слушать
Говорение – вид устноречевой деятельности, обусловленный выражением мыслей и чувств как в инициативной, так и в реактивной формах. Высшим уровнем говорения является динамичная, спонтанная, инициативная речь. Говорящий не только передает слушателям информацию, но и сообщает свое отношение к ней и воздействует на восприятие слушателями фактов, определений, явлений, дополняя их своими рассуждениями. В ситуации речевого взаимодействия могут возникнуть, связанные с определением предмета разговора, неумением вникнуть в суть этого предмета, осмыслить его, разобраться в логической структуре информации. Иногда боязнь показаться косноязычным мешает даже хорошим специалистам защитить свой проект, доказать справедливость умозаключений и т.д. Чтобы стать хорошим оратором, суметь убедить, воздействовать на собеседника или аудиторию в задуманном ключе, сформировать мнение о себе в самом выгодном виде, необходимо развивать определенные механизмы, навыки.
Слушание как вид коммуникации.Слушание, как и говорение, относится к видам речевой деятельности, осуществляющим устное общение в любых сферах и ситуациях коммуникации. Это значит, что эффективная коммуникация возможна лишь в том случае, когда достигается полное взаимопонимание. Если в процессе говорения не обращать внимания на реакцию слушателей, не добиваться необходимой обратной связи, выраженной вербальными или невербальными средствами, то можно заранее нее быть уверенным в безуспешности общения. Для создания ситуации, которую можно назвать коммуникативно-речевой, необходимо именно наличие слушателя Основная задача слушающего — не произвести хорошее мнение о себе у собеседника, а получить необходимую информацию, внимательно и терпеливо слушая. Одной из главных проблем общения всегда остается достижение взаимопонимания. Барьеры коммуникации в основном связаны с неправильным слушанием партнера.
Умение говорить. Формирование умений в устноречевой деятельности тесно связано с развитием определенных психологических и речевых механизмов. Осознание смыслового содержания общения возможно при наличии ряда умений: осознавать исходный замысел высказывания, удерживать в памяти основную мысль каждой смысловой части сообщения, объединять смысловые части в целое речевое сообщение. Уровень сформированности перечисленных умений у человека зависит от следующих факторов:
-социально-культурного — исторических традиций, норм и правил;
-индивидуально-психологического — индивидуальных особенностей говорящего;
-ролевого — особенностей ролевых отношений. Для студентов весьма актуальна сформированность учебных речевых умений, которые во многом определяют успехи в обучении, в общении типа студент — преподаватель — студент.
Перечень умений, которые способствуют формированию устного высказывания на основе различных видов речевой деятельности:
1. Умения говорения на базе слушания: -запомнить и удержать в памяти содержание устной информации -воспроизвести в нормальном темпе полученную информацию по памяти.-обобщать информацию, воспринимаемую в диалоге
2. Умения говорения, формируемые на базе чтения:ь-понимать и воспроизводить устно содержание прочитанного текста .-запоминать и держать в памяти содержание прочитанного текста.
Выделяют несколько ошибок в речевом поведении партнеров по общению: неточность высказываний; неуместное использование понятий, терминов, ссылок, цитатчрезмерное использование иностранных слов; высокий темп изложения информации
Умение слушать.Сравним понятия «слушать» и «слышать». Слышать — значит улавливать ушами звуки и слова, а слушать — это способность распределять по категориям и отрабатывать всю ту информацию, которую человек слышит и делать выводы. Умение слушать эффективно — важное умение для делового человека.
Для эффективного восприятия лекций необходимо овладеть языковыми навыками (произносительными, грамматическими, лексическими.
Чтобы быть услышанным и понятым, необходимо соблюдать примерно такой алгоритм речевых действий: 1) определить, с какой целью вы будете говорить: отвечать вопросы, излагать факты или собственное мнение; 2) продумать способ изложения информации; 3) предварительно выяснить степень владения предметом держания речи собеседниками; 4) выполнить несколько тренировочных упражнений на произношение в речи лексических и грамматических конструкций; 5) продумать вопросы к слушателю или аудитории.
37.Письменноречевая коммуникация.Представления о вербальной коммуникации как общении людей в процессе их совместной деятельности подразумевают две формы общения — устную и письменную. В письменноречевой внимание акцентируется на ролях пишущего и читающего. Письмо и чтение объединяются по такому основанию, как форма общения адресанта и адресата информации. Они реализуют письменную форму общения и решают задачи приема — передачи информации. Письменноречевая коммуникация предполагает частичное подключение видов устноречевой деятельности для достижения результата передачи — получения информации. Продуктивным видам речевой коммуникации предшествует такой вид деятельности, как думание. Он предполагает внутренний способ формирования и формулирования мысли
Письменная коммуникация — весьма распространенный вид речевой деятельностиГлавная цель овладения навыками и умениями письменной речи — развитие умений фиксировать устную и письменную речь для последующего использования в коммуникативных актах.
Чтение обладает рядом преимуществ: Она опирается на зрительное восприятие формы, а не слуховое. В данном случае подтверждается на практике поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»;
-при чтении каждое слово всегда представлено в окружении других, которые составляют некоторый контекст, к восприятию которого можно вернуться неоднократно;
Стилистические приемы: 1. Диктант или самодиктант. Этот тип письменного построения текста используется в случае необходимости дословной передачи — фиксации материала. 2. Тезисом называют краткую формулировку какого-либо утверждения, доказательства, положения, включающую наиболее убедительные аргументы, объяснения, характеристики. 3. Изложение. Этот тип демонстрирует понимание и запоминание воспринимаемой информации; вырабатывает навыки ориентации в тексте, определения смысловых центров, выявления логики последовательности фактов, событий, явлений и т.д. 4.Конспект — один из видов аналитико-синтетической переработки текста, заключающийся в выборе из текста опорных слов или предложений, несущих основное смысловое содержание, сокращения внутри делаемой записи, которые позволят в дальнейшем осуществить устно-письменное воспроизведение разной степени развернутости. 5. Реферат — лаконичное изложение основных мыслей текста-Источника, 6. Аннотация — краткое связное изложение основного содержания текста-источника. 7 Сочинениев форме описания, повествования, рассуждения — более сложный продуктивный вид письменной речи, который предполагает письменную передачу впечатлений автора фактов, явлений.
38. Спор как разновидность речевой коммуникации.Под спором обычно понимается всякое столкновение мнений, разных точек зрения по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту. Полемикой называют такой спор, при котором имеется конфронтация, противостояние. Дискуссия - публичный спор, целью которого в отличие от полемики является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, нахождение правильного решения спорного вопроса. Споры, включая как полемику, так и дискуссию, можно классифицировать по нескольким основаниям:
-число участников: спор-монолог (человек спорит сам с собой, это так называемый внутренний спор); спор-диалог (полемизируют два лица); спор-полилог (ведется несколькими или многими лицами);
-число слушателей: без слушателей; спор при слушателях, в котором обязательно учитывают реакцию слушателей; спор для слушателей, рассчитанный только на то, чтобы произвести на слушателей впечатление;
-цель спора: спор из-за истины, спор для убеждения кого-либо, спор для победы, спор ради спора;
-социальная значимость предмета спора: спор, который отражает общечеловеческие интересы; спор, который отражает групповые интересы; спор, который отражает семейные интересы; спор, который отражает личные интересы;
-форма проведения спора: устный спор; письменный спор;
-подготовленность спора: организованные споры, которые планируются заранее так, что стороны имеют возможность ознакомиться с предметом спора, определить свою позицию, продумать аргументы; неорганизованные споры, которые возникают стихийно и обычно менее плодотворны, чем организованные;
Существуют два способа подтверждения собственной правоты:Убеждение и Доказательство — логическое действие.