Фонетика как лингвистическая дисциплина
Билет 1. Система гласных и согласных звуков современного русского литературного языка. Методы обучения фонетике и орфоэпии в школе.
Фонетика как лингвистическая дисциплина.
В современном русском языке слово фонетика имеет 2 значения: (1) фонетикой называют звуковую сторону языка, (2) фонетика – это раздел лингвистики, изучающий звуковую сторону языка, а именно какие звуки представлены в языке, как они классифицируются, в чем особенности их произношения. Фонетика изучает также ударение, интонацию, фонетическое членение речи. Таким образом, объектом изучения фонетики является звук. Сам термин фонетика образован от греческого слова phone со значением ‘звук’.
Фонетика отличается от других лингвистических дисциплин, так как имеет дело с материальной стороной языка. Звук представляет собой волну, которая воспринимается человеческим ухом. Все остальные дисциплины изучают смысловую сторону языка, то есть значения, которые заключены в морфеме, слове, словосочетании и предложении.
Второе важное отличие: звук лишен значения. Слово, морфема – это значимые единицы языка, а звук нет. Сравним звук [в] и слово в «в доме», звук [а] и слово а «не большой, а маленький». При перечислении любых звуков не сообщается никакой информации. Хотя слово и равно звуку, оно уже наделено значением. Например, «Э!» - сказали мы с Петром Ивановичем. Слово «э» выражает эмоцию догадливости, слово «а» указывает на противопоставленность двух категорий, слово «в» указывает на направление внутрь. Однако любая звуковая единица существует только в определенном звуковом оформлении.
Выделяют общую и частную фонетику. Общая фонетика изучает фонетические явления, свойственные звуковой стороне всех языков, то есть работу речевого аппарата по произношению звуков, рассматривает изменение звуков в речевом потоке, устанавливает принципы классификации звуков, соотношение звука и фонемы.
Частная фонетика изучает звуковой строй конкретного языка, например, русского.
Сравнением звукового строя различных языков занимается сопоставительная фонетика. Это позволяет выявить сходство и различие в звуковой стороне языков, а также проливает свет на закономерности родного языка.
Фонетика подразделяется на описательную и историческую. Описательная фонетика фиксирует звуковую систему в ее современном состоянии. Историческая фонетика прослеживает становление фонетической системы в течение довольно значительного периода времени, изучает изменения фонетической системы. Историческая фонетика позволяет объяснить, как сложилась современная фонетическая система. Например, историческая фонетика установила, что до 12 века в древнерусском языке отсутствовал звук [ф]. Его возникновение связано с процессом падения редуцированных.
Современная фонетика изучает звуковой строй в 4 аспектах: акустическом, артикуляционном, перцептивном и функциональном. Акустическая фонетика рассматривает звук как акустическое явление. Звук возникает в результате колебаний в упругой среде. Колеблющееся тело непрерывно образует упругие волны, состоящие из сгущений и разрежений молекул воздуха или другой среды. Звуки речи возникают в результате колебаний голосовых связок. Звук речи как акустическое явление характеризуется следующими параметрами: а) высота звука, б) сила звука, в) длительность, г) тембр. Высота звука зависит от частоты колебаний. Чем больше частота, тем выше звук. Человеческое ухо способно воспринимать частоты от 16 до 20тысяч герц. (1 герц = 1 колебание/секунда). Сила звука определяется амплитудой колебаний. Чем выше амплитуда (размах) колебаний, тем громче звук. Долгота звука – это его продолжительность во времени. Она измеряется в миллисекундах. Ударные гласные обладают большей длительностью, чем безударные – 150м/с // 100 (50)м/с, что зависит от позиции безударного гласного. Тембр звука определяется соотношением основного тона и дополнительных тонов (или обертонов).
Звуки речи образуются в результате определенной работы речевого аппарата. Движение и положение органов речи при произнесении звука называется артикуляцией. Сам термин образован от латинского слова articulare ‘членораздельно выговаривать’. Работу органов речевого аппарата изучает артикуляционный аспект фонетики.
Речевой аппарат – это совокупность органов человека, необходимых для производства речи. В речевом аппарате выделяют следующие части:
1) дыхательные органы: легкие, бронхи, трахея, в которых возникает воздушная струя;
2) гортань, где проходят колебания голосовых связок и образуется тон звука;
3) полости рта и носа, разделенные небной занавеской, выполняющие функции резонаторов, которые усиливают основные тоны звука. Если небная занавеска приподнята и закрывает вход в полость носа, то образуются обычные, неносовые звуки.
4) органы произношения: язык, губы. Небо, зубы, десны. Эти органы модерируют звук, придают ему определенное качество звучания.
Органы произношения делятся на активные и пассивные в соответствии с их работой при произнесении звука. К активным относятся: язык, нижняя челюсть. К пассивным – твердое небо, зубы, альвеолы. Альвеола – зубная пластинка, в которой находится корень зуба. Кончик языка поднимается к альвеолам при произнесении шипящих [ж, ш]. Наиболее активным является язык. Выделяют кончик языка, спинку языка, которая обращена к небу, и корень языка, обращенный к задней стенке гортани. Активные органы совершают основные движения при произнесении звука, пассивные органы являются неподвижными.
Артикуляционный аспект очень важен. С учетом работы органов речевого аппарата разработана артикуляционная классификация звуков.
Следующий важный аспект – перцептивный. Перцептивная фонетика изучает речь с позиции слушающего, причем звучащая речь может быть воспринята приборами (акустическая фонетика) и другими людьми (перцептивная). Термин перцептивный образован от латинского perception ‘восприятие’. Перцептивная фонетика устанавливает соотношения между произнесенными звуками и услышанными. Не всегда произнесенные и услышанные звуки совпадают. Например, к налоговому – на логово, вынос – вы нас, с сыром – сырым. Перцептивная фонетика рассматривает факторы, влияющие на восприятие звука:
1. Характер самого звука, то есть его акустические свойства. Например, при одной и той же интенсивности звуки разной высоты воспринимаются как разные по громкости.
2. Языковой опыт слушающего. Звуки своего языка идентифицируются лучше, чем звуки неродного языка. Это часто связано с необычностью звучания неродного звука. Так, в русском языке нет придыхательных звуков.
3. На степень разборчивости речи влияют посторонние шумы, так рождаются ослышки. Например, большое расстояние или громкая музыка затрудняют восприятие чужой речи.
4. Смысловой контекст. Он может вызвать ожидание появления определенных слов. Если эти слова были произнесены нечетко, они все равно будут узнаны. В разговорной речи мы не произносим целые блоки звуков. Мы сокращаем отчества, зато без труда распознаем эти слова.
Анна Ванна, наш отряд
Хочет видеть поросят…
Четвертый аспект – функциональный, или лингвистический. С этой точки зрения звуки рассматриваются как смыслоразличительные единицы. Сравните пары слов: кот- рот, галка – галька, сок – сук. Их фонетические оболочки различаются одним звуком. За разными фонетическими оболочками закреплен разный смысл. Звук как различитель смыслов называется фонемой. Этот термин был введен в конце 19 в. И.А.Бодуэном де Куртенэ. Фонему называют психическим эквивалентом звука, то есть это звук, который осознан. Фонема рассматривается как единица языка, а звук – как единица речи. Систему фонем изучает специальная лингвистическая дисциплина – фонология. Она также рассматривает соотношение между звуком и фонемой, признаки фонем. Фонетика и фонология тесно взаимосвязаны и не могут существовать одна без другой, так как в речи фонема реализуется в конкретном звуке.
У фонетики существуют собственные методы исследования. Различают методы самонаблюдения, непосредственного наблюдения и методы инструментальные. С использованием аппаратуры.
Методом самонаблюдения можно изучать артикуляцию звуков, анализировать свое мышечное чувство, наблюдать, какие органы речевого аппарата работают при произнесении того или иного звука.
Артикуляцию звука можно фиксировать при помощи кино- и фотосъемки. Профили органов речи при артикуляции отдельных звуков получают на рентгеновских снимках.
Акустическую сторону речи можно также изучать при помощи инструментальной фонетики. Для этого используют компьютеры, осциллографы. Осциллограмма дает изображение изменяющейся во времени звуковой волны. На осциллограмме видна частота колебаний, амплитуда и интенсивность звука.
Чтобы установить соотношение между звуками, произнесенными и воспринятыми, проводят специальные эксперименты, т.н. экспериментальная фонетика. Они проводятся в специальных звукоизолированных помещениях. Предлагаются искусственные слова (логотомы), которые не обладают значением в данном языке. Могут быть предложены звуки, слоги, фразы. Задания формулируются таким образом: 1) определите, какой звук произнесен, слово или слог; 2) определите, где стоит ударение; 3) определите, каково движение тона во фразе.
При изучении фонетики используют особую запись звучащей речи. Ее называют фонетической транскрипцией. Итак, транскрипция – это запись звучащей речи. Задача фонетической транскрипции – передать звучащую речь на письме как можно более точно.
Принципы фонетической транскрипции:
1. Каждая буква должна обозначать звук. Не используются буквы, которые не обозначают звуки.
2. Каждая буква обозначает один звук и не может обозначать сочетания звуков, поэтому в транскрипции не используются буквы Е,Ё,Ю,Я.
3. Каждая буква должна обозначать один и тот же звук.
4. В транскрипции могут использоваться особые знаки: [j] для согласных, [ъ] [ь] – для гласных. Например, [гъ]лова, [в’ьр’ь]тено. Кроме того, в транскрипции используются диакритические знаки [с’] – мягкий согласный, в транскрипции может отображаться долгота звука, слоговой согласный, гласные с i-образным призвуком.