Работа с текстом как вид учебной работы
По мнению ученых, любой текст можно рассматривать как один из элементов информационного взаимодействия в системах "человек - человек", "ученик - учитель". Главным критерием качества текста является достижение пользователем целей, ради которых этот текст составлен.
При этом текст может быть описан с использованием четырех признаков: сложности, трудности, читабельности и функциональности. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Cложность текста - это отношение сложности объекта и компетентности составителя текста в вопросах, связанных с этим объектом.
Трудность текста выражается отношением вида текста и языковой компетентности составителя.
Читабельность выступает как отношение доступности текста и уровня читательской и профессиональной подготовленности.
В функциональности находит свое выражение отношение полноты текста, его содержания и реальных действий пользователя текста.
Эффекты трудности и читабельности относятся к проблеме взаимодействия человека с текстом. Эффекты сложности и функциональности связаны с проблемами взаимодействия составителя и пользователя с объектом управления.
Так, научным, научно-популярным и специальным текстам, по мнению исследователей, присущи следующие особенности:
тексты строятся по единым логическим правилам связности изложения, т.е. для продуктивных способов работы обучаемые должны выявить и изучить закономерности этих текстов;
тексты, как правило, обладают избыточностью информации, 75% которой не несут новых фактов и знаний;
при чтении любых текстов в мозгу происходит перекодировка, т.е. сообщение на языке собственных мыслей полученной информации. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Работа с текстами (учебными, научными, научно-популярными, инструктивными, художественными и т.д.) связана с тремя функциями:
составление текста;
контроль текста;
исполнение предписания.
Так, инструктивные тексты, которые являются типичными для сферы обучения, отличаются от других тем, что они содержат предписания, предполагающие исполнение реальных действий с объектом. Ошибки, пропуски, нарушение последовательности действий могут привести к авариям, травмам и другим неблагоприятным последствиям на производстве или в какой-либо другой сфере профессиональной деятельности.
Известно, что прагматическое назначение сообщения состоит в том, чтобы оно вызывало нужный отклик у получателя сообщения. Если последний производит действия с объектом, предусмотренные отправителем сообщения, тогда можно говорить об адекватности понимания текста. Адекватность любого текста своему назначению означает соответствие цели, средств и результата работы составителя и пользователя текста. Часто адекватность понимания текста определяется не по тому, как и что делается согласно текста, а как он воспроизводится. Следует заметить, что в практике обучения нередко имеется расхождение между тем, как должен и как на самом деле пользователь понимает текст. Это значит, что обучаемые будут делать не то, что хотели бы их учителя.
Текст имеет многоуровневое строение. В нем, по мнению ученых, могут выделяться целевой, предметный, семантический, логический, композиционный и языковой планы, или уровни. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Целевой план текста отражает характер его направленности и выражает замысел, цели и задачи отправителя и получателя текста.
Предметный план текста составляет система явлений и предметов, по поводу которых автор намерен нечто сообщить.
Семантический план текста раскрывает отношения (и их типы) между предметами.
Логический аспект текста раскрывает способ развертывания предметно-смыслового содержания.
Преобразование логических линейно-развернутых рассуждений в иерархическую структуру, их соподчинение по степени важности относительно цели высказывания образует композиционный план текста.
Знаковая форма описания предмета, соотносимого с целями высказывания, составляет языковой план текста.
21. Особенности самостоятельной работы (работа с текстом, выполнение домашних заданий, повторение пройденного материала);
Самостоятельная работа включает собственно самостоятельную работу студентов и научно-исследовательскую работу, осуществляемую под руководством преподавателя.
В традиционной педагогике при очном обучении самостоятельная работа включает в себя чаще всего лишь самостоятельную работу с литературой. С использованием информационных технологий возможности организации самостоятельной работы расширяются. Самостоятельная работа с исследовательской и учебной литературой, изданной на бумажных носителях, сохраняется как важное звено самостоятельной работы в целом, но ее основу теперь составляет самостоятельная работа с обучающими программами, с тестирующими системами, с информационными базами данных
Жажда и радость познания – это не внутренние стимулы, которые помогают школьникам в процессе обучения и делают обучение процессом легким и результативным. Почему же многие школьники плохо учатся? Одной из главных причин, порождающих низкую успеваемость, является неумение учащихся учиться, что превращает учебу в бессмысленную зубрежку, делает учебный труд непосильно тяжелым, безрадостным, малопродуктивным! Уровень культуры умственного труда учащегося определяет все стороны и результаты обучения: качество формируемых знаний и умений; познавательную активность учащихся и развития их мышления, творческих сил, производительность учебного труда и зависящий от неё уровень учебной нагрузки; эффективность использования воспитательных возможностей учебного процесса; подготовленность выпускников школы к жизни. Разъясняя учебные приемы, мы помогаем школьникам овладевать научной организацией своего труда, а это – основной путь к ликвидации перегрузки учащихся, с которой мы так долго и пока еще безуспешно боремся. Известно ведь, что устают больше от того, что работают неумело, чем от того, что работают много. Хорошо организованный учебный труд оказывает большое воспитательное воздействие на учащихся: способствует выработке трудолюбия, дисциплинированности, аккуратности, умение беречь время. В процессе учебного труда формируется не только интеллектуальный, но и нравственный облик личности. «Тружеником познания» уважительно называли В.А. Сухомлинского ученики. Однако позитивные качества личности учебный труд воспитывает лишь в том случае, если школьник умеет учиться. «Неумение трудиться порождает нежелание – лень. Каждое новое звено в этой цепи пороков становится все крепче, и разрывать его все труднее» В.А. Сухомлинский. В процессе обучения формируются четыре взаимосвязанных стимула:
а) осознания учения как общественного и личного дела, б) убеждение в возможности и необходимости развития своих умственных способностей, в) стремление облегчить учебный труд и сделать его более производственным, г) проявление интереса к процессуальной стороне учебно-познавательной деятельности. Наивысшего уровня мотивация достигает тогда, когда возникает устойчивая и действенная потребность в самообразовании, в совершенствовании своих интеллектуальных умений.