Риск, надежность и страхование в логистических системах
Логистическая система в любой практической реализации - от процесса перемещения грузов до процессов товародвижения в рыночном пространстве - включает множество разнородных элементов, функционирование которых находится под влиянием различных факторов и сопряжено с определенным риском. Одним из принципов логистики является надежность, причем на микро- и макрологистических уровнях. Это означает, что риск функционирования логистической системы должен быть сведен к минимуму или вообще нейтрализован.
Риск - основное понятие страхования. Под риском понимается вероятность наступления страхового случая, а также возможный размер ущерба от него. Риск и страховой случай аналогичны понятиям теории надежности, где надежность есть вероятность наступления отказа или вероятность безотказной работы системы.
В общем виде страхование представляет систему обеспечения интересов физических или юридических лиц от тех или иных рисков. Такая система реализуется как комплекс мероприятий, направленных на поддержание надежности на требуемом уровне, что должно свести вероятность отказов или наступления страхового случая к минимуму.
Для определения рациональных способов и методов страхования целесообразно под логистической системой понимать процесс движения материальных ресурсов, осуществляемый в сфере обращения и в сфере производства. Исходя из этого логистическая система состоит из двух подсистем:
- коммерческой, т. е. процесс движения двуединого объекта: товаров и финансовых средств в сфере обращения,
- производственной, т. е. процесс физического перемещения или изменения материальных объектов: а) предметов труда непосредственно в производстве до получения готового продукта и б) работа всякого рода оборудования (транспортных средств, перегрузочных машин и т.п.).
Коммерческая подсистема включает следующие операции (элементы): закупка, реализация (сбыт), транспортировка, хранение (складирование), производственные и информационные услуги, связанные с подготовкой к производственному потреблению или реализации и др. Указанные операции адекватны комплексу составляющих процесса товародвижения на интегрированном рынке. Производственная подсистема включает основные и вспомогательные технологические операции изготовления и перемещения продукции.
Многозвенность логистической системы предопределяет возможность отказов или сбоев - в более широком понимании - определенный риск. С многозвенностью также связана высокая неопределенность логистической системы, измеряемая начальной энтропией:
где: n - количество звеньев (операций) логистической системы или логистической цепи,
pi - вероятность безотказности или надежность выполняемой операции,
- вероятность отказа или риска данной операции (p+q=1).
Рис.9.1 Схема взаимосвязи управления и страхования в логистических системах.
Из приведенного выражения следует высокий уровень потенциального риска для всей логистической системы. Этот риск существенно снижается, прежде всего, за счет управления материальным (товарным) потоком, т. е. целенаправленным воздействием на операции логистической системы для поддержания энтропии на минимально низком уровне.
Компетентное управление, осуществляемое высококвали-фицированным персоналом, позволяет довести надежность логистических операций до величины, близкой к единице. Отсюда следует объем информации, необходимой для управления данным логистическим процессом:
Данное обстоятельство определяет особо важную роль информации как фактора предотвращения или сведения риска к минимуму. Для участников логистического процесса, в частности, поставщиков (продавцов), потребителей (покупателей), грузоотправителей и грузополучателей, оптовых посредников, перевозчиков и др., прежде всего, необходима информация о коньюктуре рынка в целом и о тех его сегментах, где осуществляется данный логистический процесс. Кроме того, необходима текущая и прогнозная информация о конкретных ситуациях по траектории следования данного материального потока.
Риск логистической системы как составной части предпринимательства включает следующие элементы - риски:
- коммерческий риск, выражающийся в срывах поставок или недопоставках продукции, нарушениях сроков поставки, невыполнении финансовых обязательств, потери части дохода (прибыли) вследствие нерациональности закупок, транспортировки, хранения и т. п.,
- риск утраты имущества из-за неблагоприятных природных условий, включая стихийные бедствия,
- риск, обусловленный хищениями и кражами товарно-материальных ценностей, включая угон транспортных средств,
- экологический риск, выражающийся в ущербе окружающей среде, например, при транспортировке или хранении продукции,
- риск возникновения гражданской ответственности за ущерб, наносимый юридическим и физическим лицам в процессе логистической деятельности,
- технический риск, связанный с эксплуатацией технических средств логистической системы.
Таким образом, риски и связанный с ними материальный ущерб в значительной мере могут быть сведены к минимуму деятельностью самого персонала, непосредственно занятого в логистическом процессе, что не исключает, а наоборот, предполагает дополнительное прямое страхование логистических рисков специализированными страховыми компаниями. В последнем случае взаимоотношения между участниками логистического процесса и страховыми компаниями регулируются договором страхования.
Договор страхования предусматривает две стороны: страхователь - участник логистического процесса, например, владельцы товаров (грузов) или транспортных средств, и страховщик - юридическое лицо, принимающее на себя те или иные риски.
Рис.9.2 Основные элементы договора страхования.
Согласно договору страхования, страхователь уплачивает так называемые страховые премии страховщику, а последний возмещает ущерб в случае наступления страхового события.
Следует иметь в виду, что никакое страховое возмещение не в состоянии полностью возместить ущерб, обусловленный тем или иным риском, ибо кроме прямого, неизбежен и косвенный ущерб. Страховое возмещение недостаточно для полной ликвидации ущерба. А поэтому задача состоит в недопущении наступления страхового случая - решение этой задачи возлагается на персонал, занятый в данной логистической системе, поскольку логистическая система функционирует как система “человек-машина”.
Следовательно, в системе страхования, целью которого является обеспечение высокой надежности функционирования логистической системы, центральное место занимает управление. В данном аспекте выявляются две группы факторов, определяющих эффективность управления:
1) разнообразие и целенаправленность управляющих воздействий на процесс движения материальных и финансовых ресурсов - на процесс товародвижения,
2) комплекс логистической инфраструктуры, т. е. система обслуживания и обеспечения процесса товародвижения.
Для реализации указанных групп факторов следует ориентироваться на цель функционирования логистической системы, которая является многозначной:
1. Достижение глобальной и локальной сбалансированности спроса и предложения;
2. Обеспечение конкурентоспособности и сбыта произведенной продукции;
3. Осуществление надежного материально-технического снабжения производства как непосредственное “питание” производства материальными ресурсами;
4. Обеспечение заданных параметров перемещения материальных ресурсов по траекториям товаропотоков с минимальными затратами;
5. Возмещение товаропроизводителями и другими участниками логистического процесса произведенных ими затрат.
Для достижения перечисленных целей - для той или иной конкретной ситуации- могут быть введены в действие следующие управляющие воздействия:
1. Ускорение продвижения материальных ресурсов от поставщиков к потребителям (от товароотправителей к товарополучателям);
2.Замена одних материальных ресурсов другими;
3. Изменение траектории движения материальных потоков;
4.Использование резервов оптово-торговых фирм - страхование поставок за счет товарных запасов;
5.Управление совокупным запасом на основе оперативного маневрирования материальными ресурсами;
6.Дробление материального потока - изменение частоты поставок;
7. Регламентация использования материальных ресурсов, в том числе нормирование их расхода или потребления;
8. Оперативные закупки материальных ресурсов;
9.Эшелонирование материальных запасов;
10. Консигнация товаров и грузов;
11. Профилактика и резервирование технических средств логистического процесса;
12. Сервисное сопровождение логистического процесса;
13. Предварительная комплектация товаров (грузов) согласно требованиям покупателей;
14. Поставки по системе “точно в срок”;
15. Диспетчеризация движения материальных, в том числе, транспортных потоков.
Приведенным перечнем не исчерпывается арсенал управляющих воздействий - расширение этого арсенала объективно повышает надежность логистических операций и процесса в целом.
Страхование надежности функционирования логистической системы достигается также и за счет ее обеспечивающих подсистем, т. е. за счет ее инфраструктуры. Под логистической инфраструктурой понимается совокупность видов деятельности, с помощью которых осуществляется и обслуживается процесс движения материальных и финансовых потоков или процесс товародвижения.
Логистическая инфраструктура, как и любая другая инфраструктура, подразделяется на три вида: техническую (производственную), институциональную и социальную. Техническая инфраструктура предусматривает наличие и функционирование транспорта, дорог, зданий и сооружений, складов, терминалов и др. Институциональная инфраструктура - это деятельность банков, таможни, органов сертификации и др., непосредственно связанная с обслуживанием процесса товародвижения. Социальная инфраструктура охватывает персонал, занятый в процессе движения материальных потоков.
В современных условиях инфраструктура играет определяющую роль в экономике в целом и в логистике в частности. Наличие развитой инфраструктуры - необходимое условие эффективного функционирования логистической системы, а поэтому при формировании системы страхования следует обратить внимание на состояние логистической инфраструктуры, параметры которой должны соответствовать требованиям конкурентоспособности.
Логистическая система дает огромное множество и разнообразие практической реализации. Одной из таких реализаций является система, состоящая из следующих блоков (подсистем): закупки, транспортировка, хранение, материально-техническое снабжение, внутрипроизводственное движение материальных ресурсов. Для каждой для этих подсистем имеет место определенный риск и соответственно ему способы страхования (табл.9.3).
Таким образом, страхование конкретных рисков осуществляется с помощью следующих методов:
1) системой управления и менеджмента непосредственно процесса товародвижения - логистической системы;
2) системой страхования - специализированными страховыми компаниями. Последние, будучи самостоятельными субъектами страхового ранга, являются частью институциональной логистической инфраструктуры.
В логистической деятельности материальные составляющие, именуемые в практике страхования как “имущество”, выступают в форме средств производства, среди которых важное место занимают основные фонды.
Таблица 9.7