Коммуникативное единство организации. организационный климат
Коммуникативное единствоорганизации проявляется прежде всего в присутствии организационного климатакак общего ощущения единства и взаимопонимания, создающегося такими элементами, как физическая организация пространства, способствующая возникновению беспрепятственных коммуникативных потоков; восприятие информации, влияющее на последующее поведение работника; формы передачи информации, зависящие в том числе и от стиля руководства организации. Неблагоприятный организационный климат часто является следствием со-
113
циальной или коммуникативной некомпетентности руководителя либо существования в группе неформального лидера, дезориентирующего работников и разрушающего единство.
Именно коммуникативная составляющая культуры в первую очередь является научной основой для развития мотивационных теорий «поля». Смысл этих теорий заключается в том, что и психика человека, и социальная группа — это напряженные системы, поля, где имеет место неустойчивое равновесие между побуждающими и сдерживающими силами, и даже малый фактор внешней среды или ситуация может вызвать лавинную реакцию. При этом состояние всех частей поля взаимозависимо. Для получения эффективного прогноза следует анализировать и стимулирующие, и сдерживающие факторы. На пороге изменений система тем более находится в неустойчивом равновесии. Крупные манипуляции могут быть неэффективными, а малые, основанные на факторе напряженности, использующие канальные изменения (одобрение — неодобрение, отсутствие — наличие стимула) информации могут оказаться эффективными.
Например, поступившая по каналам коммуникации информация о вознаграждении инновационных идей, наличии спонсоров, готовых поддерживать эти идеи, и поддержка руководством инноваций создадут организационно-психологическое поле для взращивания творческих новаторских идей и успешного формирования адхократической культуры — культуры инноваций и творчества.
Для дальнейшего развития организационного климата можно предложить следующие меры.
1. Поддержка управляющими новых продуктивных идей. При этом неудачи не рассматриваются как провал, что характерно для компаний, ориентированных на сиюминутную прибыль. Напротив, создаются условия для непрерывного генерирования идей.
2. Постоянное апробирование предлагаемых идей, экспериментирование. Оно необходимо, поскольку создание новых видов продуктов и услуг происходит не одномоментно, а является результатом серии проб и ошибок. Поэтому в организации необходимо создать атмосферу терпимости к ошибкам и неудачам.
3. Организационные гарантии возможности свободного творческого решения проблем, не стесненного ведомственными барьерами, т.е. инициаторы инноваций должны быть уверены в возможности творить, не огладываясь на так называемые сферы интересов тех или иных подразделений организации.
4. Наличие у фирмы достаточных людских и денежных ресурсов для поддержки нововведений и, что не менее важно, свободного доступа к этим ресурсам.
114
5. Непрерывное формирование малых междисциплинарных рабочих групп (или команд), «взламывающих» своими инициа-Гинвми традиционные, часто закосневшие корпоративные струк-Гуры. В таких группах царит неформальная атмосфера, непринужденная обстановка.
6. Осознание того, что новаторство, творчество нельзя насадить I Илой, в приказном порядке. Оно возможно лишь на доброволь-Ной основе; все желающие могут попробовать себя в предприни-Мвтсльстве, предлагая и осуществляя собственные оригинальные Проекты, которые, естественно, должны соответствовать ключевым организационным целям.
7. Справедливое вознаграждение новаторских усилий.
8. Наличие людей (сторонников, спонсоров), не только поддер-ишающих новаторов, но и поощряющих выдвижение новых це-1ей и ориентиров.
9. Полное принятие и поддержка высшим руководством организации инновационной активности.
Различные авторы, давая определение организационному клима-iv, предлагают тот или иной набор важнейших составляющих, corn метствующих пониманию климата в узком или широком смыс-ic слова.
Базовым может служить следующее определение: организационный климат (социально-психологический климат, производственный климат) — это набор устойчивых характеристик, которые опи-СЫвают конкретную организацию и существенным образом влияют на поведение и эмоциональное состояние ее членов.
Для описания организационного климата используются следующие параметры: структура (степень формальной структурированности); степень риска при принятии решений; тактика вознаграждений; возможности продвижения по службе; отношение руководства к служащим; отношение служащих к руководству; эмоциональная атмосфера.
По определению Д. Мацумото, организационный климат — Это разделяемое членами организации восприятие организационной политики, практик и процедур, а также то, что люди чувствуют по этому поводу. Таким образом, организационный климат имеет отношение к общему восприятию того, как «идут дела в целом», разделяемому членами организации, к восприятию ее политики, практик и процедур. Кроме того, этот термин отражает и некоторые нюансы эмоционального климата, т.е. того, как люди обычно чувствуют себя в нормальной, повседневной деловой обстановке. По убеждению Д. Мацумото, организацион-
115
ный климат следует понимать как такое проявление организационной культуры, которое относится к глубинным, слабо осознаваемым ценностям, отношениям и значениям.
С точки зрения Management By Objectives — МВО — (Системы «Управление по целям» — УПЦ) под термином «организационный климат» понимаются схема распределения и проектирования работ, качество этих работ с точки зрения уровня проблемное™ для работника, чувства достижения результатов, которое индивидуум получает от этой работы, уровень бюрократизации компании (наличие определенных политик, процедур, технологических инструкций), связь менеджеров и исполнителей в процессе выполнения работ, вовлечение индивидуума в усилия команд и рабочих групп. Организационный климат включает в себя природу работы, степень вовлечения индивидуума в процесс ее исполнения и проектирования, тип обратной связи в компании (включая систему оценки и аттестации), систему вознаграждений.
В справочнике «Персонал» дано такое определение морально-психологического климата: «Это устойчивое морально-нравственное состояние группы (команды), в котором отражаются настроения людей, их групповое мнение, отношение друг к другу и важнейшим материальным и духовным ценностям, к целям развития группы. Это относительно устойчивая характеристика межличностных отношений в группе, от которых во многом за- ] висят эффективность деятельности группы в целом и отдельных ее участников, удовлетворенность членством и сплоченность, перспективность развития группы и коллектива»1.
В приведенных определениях организационного климата наиболее часто упоминаемые компоненты — это отношение, восприятие, атмосфера, степень риска, ролевое моделирование и т.п.
Организационный климат предшествует появлению организационной культуры. На стадиях создания и первоначального роста организации климат первоначально является как бы стержнем устойчивости, поскольку еще не сформировалась организационная культура. Первичные механизмы внедрения культурных основ создают климат организации, который со временем переходит в организационную культуру, становится ее частью. К таким первичным механизмам, по мнению Б. Шнайдера, в частности, относятся:
1) факторы, на которые обращают внимание лидеры, оценивая и контролируя их;
2) поведение лидеров в критических случаях и при организационных кризисах;
1 Персонал: Справочник. — М.: РЭА, 1994. 116
I) объективные критерии распределения дефицитных ресурсов;
4) сознательное ролевое моделирование, обучение и настав-Ничество;
5) объективные критерии определения уровня вознаграждения И < гатуса работника;
(>) объективные критерии при найме, отборе, продвижении, Переводе и увольнении работников организации.
Причины перехода организационного климата в оргкультуру щи лгочно легко объяснимы. При создании организации первооче-ве той целью является выживание, так как согласно статистичес-i им данным 50% организаций прекращают свое существование в течение первых 8-11 месяцев своей деятельности. Следовательно, на папах создания и первоначального роста организационный кли-III предполагает дозированные управляемые изменения, а значит, Отвергает стратегическое планирование. Важнейшими свойствами ■ (есь являются динамичность и гибкость. Затем в ответ на неста-нипьность условий организационный климат обнаруживает свой-
I i но реактивности. И наконец, пытаясь стабилизировать, уравно
весить проблемы внешней адаптации и внутренней интеграции, но
пи падая неустойчивыми характеристиками, подверженными различ-
Ного рода влияниям, организационный климат перерастает в орга
низационную культуру, которая в данном случае прежде всего бу-
н i реализовывать свою стабилизационную функцию, способствуя
1пиоченности.
Далее уже организационная культура, будучи социально-духовным полем компании, начинает влиять и, возможно, даже заново формировать организационный климат. Но в организации на данных стадиях развития (зрелость, сокращение) организационный климат складывается, как правило, во множестве различных подразделений/отделов и может быть абсолютно разным.
«Организационный климат» и «организационная культура» — два к'рмина, используемых для описания комплекса характеристик,
II рисущих конкретной организации и отличающих ее от других. В от-
шчие от организационной культуры организационный климат
включает в себя менее устойчивые характеристики, в большей
степени подверженные внешним и внутренним влияниям.
Например, при наличии общей организационной культуры фирмы организационный климат в двух ее отделах может быть разным. Предположим, это связано с жестким, авторитарным, иногда просто грубым i шлем управления одного из начальников отдела. Если культура этой фирмы предполагает наличие между руководителями и подчиненными отношений, характеризующихся взаимоуважением, демократичностью, широким делегированием полномочий и ответственности, то со време-
117
нем вышестоящее руководство обратит внимание на организационный климат в этом отделе и на поведение его начальника, которое противоречит установившимся в организации нормам. Поэтому вначале будут устранены причины противоречий: начальник отдела либо уволится сам, либо будет вынужден изменить стиль управления, либо его уволят, а затем климат в отделе придет в соответствие с культурой фирмы.
Каким же образом обстоят дела с организационным климатом в странах Европы? Кстати, там принято называть его «рабочим климатом». Исследования показывают, что сегодня во всех европейских странах (за исключением лишь Италии и Германии) наблюдается благоприятный рабочий климат.
В большинстве этих стран его можно оценить на «хорошо» и «отлично». Почти половина (45%) сотрудников компаний стран ЕС довольны царящей в их компаниях атмосферой, а еще 14% описали ее как «прекрасную». Есть, однако, и прямо противоположные мнения: немногим более 20% сотрудников настолько недовольны своей текущей работой, что готовы уйти в любой момент и ждут для этого подходящего случая. К таким выводам пришли исследователи компании StepStone, в онлайн-опросе которой приняли участие более 8000 сотрудников восьми европейских стран.
Самый высокий рейтинг оказался у норвежских компаний: их сотрудники чаще других (примерно в 70% случаев) довольны атмосферой, в которой они трудятся. Такая же ситуация наблюдается в Голландии, Швеции, Бельгии и Дании. Почти 2/3 работников компаний этих стран оценили своих работодателей на «хорошо» и «отлично».
Самыми недовольными оказались итальянцы. Большая их часть (55%) уверены, что работают в «плохих» и «очень плохих» условиях. Лишь 5% жителей Италии абсолютно довольны окружающей их рабочей атмосферой. Самые большие проблемы с лояльностью обнаружились в Германии, где сегодня наблюдается высокая безработица. Причина в том, что все больше рабочих мест переводится в страны Восточной Европы, где имеется более дешевая рабочая сила. Почти У3 сотрудников немецких компаний заявили, что собираются в ближайшее время сменить работодателя.