Информационная психодиагностическая карточка
1. Название методики: Тест «Таблицы Шульте»
2. Автор методики: Шульте
3. Концепция методики: Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности.
4. Адаптации модификации: «Красно-черные» таблицы Горбова.
Источник описания :
1) Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., Словарь-справочник по психодиагностике. Спб. : 2001
6. Назначение: Определениеустойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов.
Статистические критерии:
8. Структура теста: Состоит из 5 таблиц, в каждой таблице расположены числа от 1 до 25.
Стимульный материал, оборудование:
1- 5 таблиц
2- секундомер
3- протокол для регистрации
10. Инструкция: Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.
11. Процедура обследования: Испытуемому исследователь дает инструкцию — работать максимально быстро и внимательно. Затем исследователь замечает время по секундомеру, а испытуемый показывает числа от 1 до 25, называя их вслух. Исследователь определяет время, потраченное испытуемым для поиска 25 цифр по порядку сначала в первом, а затем во 2, 3, 4 и 5 квадратах. Исследователь отмечает в тетради время для каждого квадрата. Затем вычисляют среднее время для одного квадрата (поиска цифр в одном квадрате) и выражают графически. Делают вывод о переключаемости внимания, работоспособности и упражняемости.
12. Обработка: Основной показатель - время выполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена "кривая истощаемости (утомляемости)", отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как :
· эффективность работы (ЭР),
· степень врабатываемости (ВР),
· психическая устойчивость (ПУ).
Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:
ЭР = (Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5) / 5, где Тi - время работы с i-той таблицей.
То есть: Эффективность работы (ЭР) равна суммарному времени работы с таблицами, деленному на количество таблиц.
Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого.
Возраст | 5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл |
6 лет | 60 и меньше | 61-70 | 71-80 | 81-90 | 91 и больше |
7 лет | 55 и меньше | 56-65 | 66-75 | 76-85 | 86 и больше |
8 лет | 50 и меньше | 51-60 | 61-70 | 71-80 | 81 и больше |
9 лет | 45 и меньше | 46-55 | 56-65 | 66-75 | 76 и больше |
10 лет | 40 и меньше | 41-50 | 51-60 | 61-70 | 71 и больше |
11 лет | 35 и меньше | 36-45 | 46-55 | 56-65 | 66 и больше |
12 лет | 30 и меньше | 31-35 | 36-45 | 46-55 | 56 и больше |
Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле: ВР= Т1 / ЭР
Результат меньше 1,0 - показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.
Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле: ПУ= Т4 / ЭР
Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.
13. Среднегрупповые, шальные или уровневые значения: Возможны среднегрупповые значения.
14. Регестрируемые показатели: Переключение внимания
15. Интерпретация: Основной показатель теста – это время выполнения таблицы. По результатам выполнения всех пяти таблиц может быть построена «кривая утомляемости», отражающая устойчивость внимания и его работоспособность в динамике. Устойчивость внимания можно определить, сравнивая время, затраченное на просмотр каждой таблицы. Если это время от первой таблицы до последней меняется незначительно, т.е. разница во времени, затраченном на просмотр отдельных таблиц, не превышает 10 секунд, то внимание считается устойчивым. В противном случае делается вывод о недостаточной устойчивости внимания.
16. Критика и ограничения методики:
· Расстояние от таблицы до глаз должно быть таким же, как и при чтении книги, то есть примерно 30—35 см.
· Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в её центре и больше не сдвигается.
· Находить числа нужно в возрастающем порядке от 1 до 25, без про́пусков, с максимальной быстротой, желательно не проговаривая числа ни про себя, ни вслух. Очень важно избегать передвижений взгляда из центра и искать числа только периферическим зрением.
· Время и периодичность тренировок нужно выбирать так, чтобы избежать переутомления. Обычно не более 10 таблиц в день.
· По мере развития навыка переходят к таблицам с количеством ячеек 6x6, 7x7, 8x8, соответственно увеличивая и размер квадрата.
Информационная психодиагностическая карточка
1. Название методики: Равена прогрессивные матрицы.
2. Автор методики: А. Пенроуз, Дж. Равен 1936г.
3. Концепция методики: Методика предназначена для изучения логичности мышления.
Адаптации модификации:
Источник описания :
1) Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., Словарь-справочник по психодиагностике. Спб. : 2001
6. Назначение: Измерение уровня интеллектуального развития. Черно-белые матрицы – 8-14 лет и 20-65 лет. Цветные матрицы – дети 5-11 лет и после 65 лет.
Статистические критерии:
8. Структура теста: Состоит из 5 таблиц, в каждой таблице расположены числа от 1 до 25.