Понятие аукционов, виды аукционов
В мировой аукционной практике выделяются два основных типа аукциона: на повышение цены и понижение цены, которые отражают естественное желание продавца – дороже продать и покупателя – дешевле купить. По процедуре проведения они похожи. Исторически сложилось так, что более распространен аукцион на продажу (на повышение цены). Остановимся вначале на этом способе торгов и в целом охарактеризуем особенности аукционов.
На аукционах продаются реальные товары со строго индивидуальными свойствами. Международные товарные аукционы представляют собой специально организованные, периодически действующие в определенных местах рынки. На них путем публичных торгов в заранее обусловленное время и в специально назначенном месте продаются предварительно осмотренные покупателем товары. Последние переходят в собственность покупателя, предложившего наиболее высокую цену. Товары до продажи на аукционе должны быть осмотрены покупателем. Ни устроители аукциона, ни продавцы после продажи с аукциона не принимают претензий по качеству товара (кроме скрытых дефектов).
Основными предметами торга на международных аукционах являются: пушно-меховые товары (в сырье и переработанные), щетина, немытая шерсть, чай, табак, овощи, фрукты, цветы, рыба, тропические породы леса, пряности, лошади, племенные животные, пробка.
Проведением аукциона занимаются коммерческие организации, располагающие соответствующими помещениями, оборудованием и квалифицированным персоналом. Как правило, это акционерные общества или крупные компании, монополизирующие торговлю определенным видом товара. Крупные аукционы имеют собственное производство по доработке сырьевых товаров, например по выделке сырых шкурок, скупаемых у заготовителей.
Для каждого аукционного товара сложились свои центры аукционной торговли. Так, по пушнине и меховому сырью во всем мире проводится более 150 международных аукционов. Главными центрами аукционной торговли норкой являются Нью-Йорк, Монреаль, Лондон, Санкт-Петербург, Копенгаген, Осло, Cтокгольм. Основные центры по продаже каракуля - Лондон и Санкт-Петербург, других видов пушнины - Санкт-Петербург и Лейпциг. На санкт-петербургских аукционах реализуются в значительных количествах шкурки лисицы, соболя, белки, ондатры, сурка, горностая, норки и др. Аукционы по продаже шкурок голубого песца проводятся в Копенгагене, Осло и Лондоне, по продаже кролика - в Лондоне.
Пушные аукционы организуются также в ФРГ, Италии, Франции, Гонконге, Южной Корее, КНР, Японии; заметим, что их роль в пушной торговле незначительна.
Важнейшими центрами аукционной торговли немытой шерстью являются Лондон, Ливерпуль, Кейптаун, Мельбурн, Веллингтон. Через них реализуется 75 - 80% продаж немытой шерсти на мировом рынке.
Центром по продаже ковровой шерсти является Ливерпуль, где продается также козья шерсть.
Аукционная торговля чаем проходит, в основном, в местах производства этого товара (Индии, Шри-Ланке, Найроби). Мировую известность приобрел чайный аукцион в Сингапуре, в котором принимают участие фирмы из США, Японии, Австралии, КНР.
Важнейшими центрами аукционной торговли табаком являются Нью-Йорк, Амстердам, Бремен, Лусака (Замбия), Лимба (Малави), цветами – Амстердам, овощами и фруктами – Антверпен и Амстердам; рыбой – США и порты западноевропейских стран (кроме Исландии и Норвегии), лошадьми – Довиль (Франция), Лондон, Москва, Пятигорск, Ростов-на-Дону.
Техника проведения аукционов по различным товарам имеет свои специфические особенности, определяемые в первую очередь характером товара. В проведении аукциона различают четыре стадии: подготовка аукциона, осмотр товаров, аукционный торг, оформление и исполнение аукционной сделки.
Аукционы заблаговременно оповещают поставщиков о сроках проведения торга. Принятые от поставщиков товары сортируются в зависимости от качества по партиям (лотам), и от каждой партии отбирается образец. Количество товара в лотах зависит от вида товара и является традиционным. Например, лот белки состоит из 3 тыс. шкурок, норки - 150-350 шкурок, соболя - 5-10 шкурок. Каждому лоту присваивается номер, в порядке которого он будет продаваться на аукционе.
По завершении сортировки аукцион выпускает каталог с указанием номеров лотов и рассылает его возможным покупателям с приложением правил аукционного торга. Заинтересованные покупатели прибывают заблаговременно, чтобы тщательно осмотреть выставленные товары, пометить в своих экземплярах каталогов интересующие их номера лотов и проставить ожидаемые цены. Если продаются пищевкусовые товары, то проводятся дегустации. В условиях проведения торгов указан порядок осмотра товара, порядок продажи и фиксации цен, порядок заключения контрактов, право продажи товаров третьим лицам, порядок снятия товаров с торгов, порядок оплаты аукционных товаров с указанием банков, через которые должно производится открытие аккредитивов и оплата. В условиях указывается, какой процент взимается со стоимости купленных товаров в пользу администрации аукциона, и устанавливается порядок времени разрешения споров между сторонами.
Главной - третьей стадией аукциона является торг, который ведет аукционист с ассистентами. Существует несколько способов ведения торга. Торг с повышением цен может вестись гласным и негласным способами.
При гласном способе аукционист объявляет номер очередного лота (одновременно он высвечивается на табло), называет начальную цену и спрашивает: «Кто больше?» Покупатели повышают цену каждый раз на величину не ниже минимальной надбавки, указанной в правилах проведения торга. Такая надбавка составляет 0,01 - 0,025% первоначальной цены. Если очередного повышение цены не предлагается, аукционист после троекратного вопроса «Кто больше?» ударяет молотком, подтверждая, что данный лот продан последнему, назвавшему наивысшую цену.
Если не выказано интереса к данному лоту и не удается достичь намеченного уровня продажной цены, аукционист имеет право без объявления причин снять лот с торга и выставить его позже.
При негласном (немом) торге покупатели подают аукционисту заранее условленные знаки о согласии поднять цену на установленную величину надбавки. Аукционист каждый раз объявляет новую цену, не называя покупателя. Такой способ торгов позволяет сохранить в тайне имя покупателя.
Некоторые аукционы ведутся с постоянным понижением первоначально названной цены самим аукционистом на заранее установленные скидки. Лот приобретает тот покупатель, кто первый скажет «Да». Ряд таких аукционов автоматизированы.
Заключительная стадия аукциона состоит в оформлении аукционной сделки и сдаче товара покупателю. Во время аукциона или на следующий день администрация аукциона вручает покупателю контракты на купленный товар. Эти контракты подписываются покупателем и являются для него обязательными. В контракте покупатель указывает, на чье имя необходимо выписать счет, куда и каким видом транспорта отправить товар. Покупатель подписывает контракт и возвращает его в контору аукциона, оставив себе копию. На основании контракта выписывается счет, который оплачивается покупателем. Немедленно после подписания контракта покупатель выписывает письменное поручение об отправке товара. В нем указывается, как следует маркировать товар, точный адрес, по которому его необходимо отправить, порядок страхования товара. Платеж за проданный на аукционе товар обычно осуществляется частями: 30-35% вносится при подписании контракта, а остальная сумма – при получении товара или после его отгрузки, но не позднее установленного срока.
Сроки вывоза товара с аукционного склада зависят от вида товара. Так, цветы, овощи, рыба и другие скоропортящиеся товары вывозятся немедленно после оформления контракта, некоторые – через 2-3 недели, в зависимости от условий аукционной торговли. Аукционы, как коммерческие организации, могут финансировать и продавцов, и покупателей, предоставляя им денежные и товарные кредиты.
Аукционная торговля весьма удобна и для поставщиков и для покупателей, поскольку сокращает издержки обращения и обеспечивает продажу по ценам, близким к мировым, за счет сосредоточения больших масс товаров и привлечения многих конкурирующих покупателей.
Аукцион на закупку - разновидность аукциона, при которой участникам предоставляется возможность добровольно и открыто снижать первоначальную цену путем подачи своих ценовых предложений.
Особенности аукционов:
• участники могут подавать предложения многократно;
• участники видят предложения друг друга;
• основой выбора победителя является цена – как правило, побеждает участник, предложивший наименьшую цену.
Аукционы могут проводиться сразу на набор лотов (позиций). При этом покупатель может выбрать несколько победителей аукциона в зависимости от минимальной цены предложения по лоту.
С развитием электронных технологий большое распространение получает электронная форма проведения аукциона.