Криминалистическая экспертиза следов орудий взлома

Данная экспертиза обычно назначается для установления отдельных обстоятельств взлома, определения групповой принадлежности и иденти­фикации орудия (инструмента), которым произведен взлом. В результате трасологического исследования посторонние частицы, обнаруженные в следах и на орудиях, нередко подвергаются физическим и химическим ме­тодам исследования.

4.2. Следы транспортных средств

Практика расследования преступлений свидетельствует о том, что сле­ды наземных безрельсовых транспортных средств нередко выступают в каче­стве носителей информации об обстоятельствах преступления и его участни­ках. Эти следы специфичны не только для дорожно-транспортных происше­ствий - аварий, наездов и т. п. Их значение выходит далеко за рамки этих случаев. Автомобиль используется преступниками и как средство собствен­ного передвижения, и как средство перевозки грузов, похищенного. Нередко и сами транспортные средства становятся объектами, а порой и орудиями преступлений.

Наземный безрельсовый транспорт принято классифицировать по способу передвижения и устройству ходовой части.

Наибольшее распространение в настоящее время имеет самоходный транспорт, приводимый в движение различными двигателями. К нему отно­сятся легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, мотоциклы, мотороллеры, аэросани, тракторы, комбайны, экскаваторы, автогрейдеры, автокраны, прочие транспортные средства специального назначения.

Несамоходный транспорт движется с помощью силы человека (тач­ка, ручные тележки, велосипед) или с помощью силы животных - лоша­дей, волов, оленей, собак и других (двуколки, телеги, тарантасы, линейки, сани, нарты и т. д.).

По устройству ходовых частей самоходные транспортные средства бывают колесными, гусеничными или на полозьях, а несамоходные - ко­лесными и на полозьях.

Транспортные средства принято также различать по числу осей и ко­лес. Самоходный транспорт, как правило, двухосный, реже трехосный. Не­самоходный - в большинстве двухосный, реже - одноосный. На каждой оси крепится одно, два или четыре колеса.

Следы, оставляемые транспортными средствами, по механизму обра­зования могут быть объемными (вдавленными) или поверхностными (на­слоения или отслоения), в зависимости от механизма формирования - ста­тическими и динамическими.

Следы, образуемые движениями колес (качение) при поступательно-вращательном перемещении по следовоспринимающей поверхности отно­сятся к статическим следам. В таком отпечатке отображение каждой дета­ли возникает при статическом контакте, в момент кратковременного покоя объекта.

Динамические следы (следы скольжения) появляются при поступа­тельном движении машины юзом, то есть без вращения колес, а также при движении транспортных средств на полозьях.

Под следами транспортных средств в широком смысле понимаются:

- следы, отображающие внешнее строение отдельных частей транс­портного средства (например, следы шин, гусениц, полозьев, след под­ставки-упора мотоцикла);

- предметы (детали), отделившиеся от транспортного средства (на­пример, кусочек древесины, отколовшейся от борта кузова, осколки фар­ного рассеивателя);

- вещества, отделившиеся от транспортного средства, - пятна сма­зочных материалов, тормозная жидкость.

В следах транспортных средств запечатлевается информация о типе и виде транспортного средства, его индивидуальных особенностях, на­правлении движения, скорости, взаимном положении транспортных средств в момент столкновения и т. п.

Значение следов транспортных средств определяется совокупностью задач, которые могут быть решены в результате осмотра и экспертного ис­следования следов.

По этим следам можно установить:

- групповую принадлежность транспортного средства, то есть его вид, марку, модель;

- идентифицировать транспортное средство или отдельную его часть (колесо, шину, рассеиватель фары);

- отдельные обстоятельства происшествия: направление движения транспорта, длину тормозного пути, скорость перед торможением, взаим­ное положение транспортных средств в момент столкновения; на основании результатов изучения следов транспортных средств и всей обстановки места происшествия информацию о повреждениях, воз­никших на транспортном средстве (например, на правом крыле, разруше­ние фарного рассеивателя); неисправностях некоторых его агрегатов (течь смазки из картера заднего моста); перевозимом грузе, а также о тех веще­ствах, которые могли попасть на транспортные средства с места происше­ствия (частицы грунта, других различных веществ).

Указанные данные могут быть успешно использованы для розыска транспортного средства, доказывания его причастности к расследуемому событию, установления направления и скорости движения транспортного средства, что в определенных ситуациях бывает крайне важным.

Осмотр следовс целью установления направления движения транспортного средства

1. По установившемуся международному правилу протекторы шин изготавливаются так, что все угловые элементы их рисунка обращены вершиной угла вперед, а это значит, что в следе протектора вершина угла всегда будет обращена в сторону, противоположную направлению движе­ния. Однако следует иметь в виду, что такие шины могут быть установле­ны и наоборот.

2. Напротив, различные сломанные мелкие прутья, соломинки, стеб­ли травы, снимаясь протектором, образуют угол, направленный в сторону движения транспорта.

3. В случае переезда транспортного средства через лужи образуются брызги, которые расходятся, отбрасываясь колесом, и расширяются в сто­рону, противоположную направлению движения.

4. Капли жидких веществ (воды, бензина, масла и т. д.), падающие на дорогу во время движения автотранспорта, имеют форму неправильных кружков, вытянутых и разбрызганных в сторону движения транспорта.

5. При переезде колесами твердых предметов между ними и грунтом образуется зазор со стороны, противоположной направлению движения.

Наши рекомендации