Криминалистическая экспертиза следов орудий взлома
Данная экспертиза обычно назначается для установления отдельных обстоятельств взлома, определения групповой принадлежности и идентификации орудия (инструмента), которым произведен взлом. В результате трасологического исследования посторонние частицы, обнаруженные в следах и на орудиях, нередко подвергаются физическим и химическим методам исследования.
4.2. Следы транспортных средств
Практика расследования преступлений свидетельствует о том, что следы наземных безрельсовых транспортных средств нередко выступают в качестве носителей информации об обстоятельствах преступления и его участниках. Эти следы специфичны не только для дорожно-транспортных происшествий - аварий, наездов и т. п. Их значение выходит далеко за рамки этих случаев. Автомобиль используется преступниками и как средство собственного передвижения, и как средство перевозки грузов, похищенного. Нередко и сами транспортные средства становятся объектами, а порой и орудиями преступлений.
Наземный безрельсовый транспорт принято классифицировать по способу передвижения и устройству ходовой части.
Наибольшее распространение в настоящее время имеет самоходный транспорт, приводимый в движение различными двигателями. К нему относятся легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, мотоциклы, мотороллеры, аэросани, тракторы, комбайны, экскаваторы, автогрейдеры, автокраны, прочие транспортные средства специального назначения.
Несамоходный транспорт движется с помощью силы человека (тачка, ручные тележки, велосипед) или с помощью силы животных - лошадей, волов, оленей, собак и других (двуколки, телеги, тарантасы, линейки, сани, нарты и т. д.).
По устройству ходовых частей самоходные транспортные средства бывают колесными, гусеничными или на полозьях, а несамоходные - колесными и на полозьях.
Транспортные средства принято также различать по числу осей и колес. Самоходный транспорт, как правило, двухосный, реже трехосный. Несамоходный - в большинстве двухосный, реже - одноосный. На каждой оси крепится одно, два или четыре колеса.
Следы, оставляемые транспортными средствами, по механизму образования могут быть объемными (вдавленными) или поверхностными (наслоения или отслоения), в зависимости от механизма формирования - статическими и динамическими.
Следы, образуемые движениями колес (качение) при поступательно-вращательном перемещении по следовоспринимающей поверхности относятся к статическим следам. В таком отпечатке отображение каждой детали возникает при статическом контакте, в момент кратковременного покоя объекта.
Динамические следы (следы скольжения) появляются при поступательном движении машины юзом, то есть без вращения колес, а также при движении транспортных средств на полозьях.
Под следами транспортных средств в широком смысле понимаются:
- следы, отображающие внешнее строение отдельных частей транспортного средства (например, следы шин, гусениц, полозьев, след подставки-упора мотоцикла);
- предметы (детали), отделившиеся от транспортного средства (например, кусочек древесины, отколовшейся от борта кузова, осколки фарного рассеивателя);
- вещества, отделившиеся от транспортного средства, - пятна смазочных материалов, тормозная жидкость.
В следах транспортных средств запечатлевается информация о типе и виде транспортного средства, его индивидуальных особенностях, направлении движения, скорости, взаимном положении транспортных средств в момент столкновения и т. п.
Значение следов транспортных средств определяется совокупностью задач, которые могут быть решены в результате осмотра и экспертного исследования следов.
По этим следам можно установить:
- групповую принадлежность транспортного средства, то есть его вид, марку, модель;
- идентифицировать транспортное средство или отдельную его часть (колесо, шину, рассеиватель фары);
- отдельные обстоятельства происшествия: направление движения транспорта, длину тормозного пути, скорость перед торможением, взаимное положение транспортных средств в момент столкновения; на основании результатов изучения следов транспортных средств и всей обстановки места происшествия информацию о повреждениях, возникших на транспортном средстве (например, на правом крыле, разрушение фарного рассеивателя); неисправностях некоторых его агрегатов (течь смазки из картера заднего моста); перевозимом грузе, а также о тех веществах, которые могли попасть на транспортные средства с места происшествия (частицы грунта, других различных веществ).
Указанные данные могут быть успешно использованы для розыска транспортного средства, доказывания его причастности к расследуемому событию, установления направления и скорости движения транспортного средства, что в определенных ситуациях бывает крайне важным.
Осмотр следовс целью установления направления движения транспортного средства
1. По установившемуся международному правилу протекторы шин изготавливаются так, что все угловые элементы их рисунка обращены вершиной угла вперед, а это значит, что в следе протектора вершина угла всегда будет обращена в сторону, противоположную направлению движения. Однако следует иметь в виду, что такие шины могут быть установлены и наоборот.
2. Напротив, различные сломанные мелкие прутья, соломинки, стебли травы, снимаясь протектором, образуют угол, направленный в сторону движения транспорта.
3. В случае переезда транспортного средства через лужи образуются брызги, которые расходятся, отбрасываясь колесом, и расширяются в сторону, противоположную направлению движения.
4. Капли жидких веществ (воды, бензина, масла и т. д.), падающие на дорогу во время движения автотранспорта, имеют форму неправильных кружков, вытянутых и разбрызганных в сторону движения транспорта.
5. При переезде колесами твердых предметов между ними и грунтом образуется зазор со стороны, противоположной направлению движения.