Сущность и значение транспортной логистики
Транспорт – отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов в рамках границ производственной деятельности экономических (институционных) единиц. Транспорт относится к сфере производства материальных услуг (рис. 8.1). [2, с.153], [14, с. 46-49].
Рис. 8.1. Транспорт в системе народного хозяйства страны
Значительная часть логических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение транспортных операций составляют у предприятий до 50 % от суммы общих затрат на логистику.
По типу пользователей выделяют две категории транспортных систем:
1) транспорт общего пользования – удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства в перевозках грузов и пассажиров, обслуживает сферу обращения и население; в соответствии с действующим законодательством [12, ч. II, ст. 789] обязан осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Транспорт общего пользования включает следующие виды транспорта: железнодорожный, воздушный, автомобильный, внутренний водный, морской, трубопроводный [19, с. 54];
2) транспорт необщего пользования – внутрипроизводственный транспорт (транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям); транспортные средства транспортных предприятий, используемые не по основному виду деятельности. Транспорт необщего пользования является составляющей частью производственных систем.
Кроме того, транспорт подразделяют на магистральный и немагистральный [19, с. 11]. Термин «магистральный транспорт» применяется для обозначения транспортных средств и путей сообщения, связывающих крупные города и промышленные центры страны или крупного региона. Таким образом, магистральный транспорт – синоним транспорта общего пользования, а немагистральный транспорт – необщего пользования. Однако небольшие ответвления от основных магистралей, несмотря на то, что они входят в состав сети общего пользования, не считаются звеньями магистрального транспорта и обычно именуются «линиями местного назначения».
По объекту транспортировки в рамках каждого вида транспорта выделяют грузовые и пассажирские перевозки. Каждый из указанных типов требует использования специализированных транспортных средств и условий доставки. В зависимости от регулярности осуществления перевозки подразделяют на разовыеимаршрутные[3, с. 204]. Разовые совершаются по отдельным заявкам. Маршрутные – по твердым расписаниям и заранее установленным направлениям.
Правовые условия осуществления транспортных операций логистического процесса на экономической территории Российской Федерации определяются гражданским законодательством РФ, транспортными уставами, кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Важнейшими элементами правового обеспечения транспортного процесса по конкретному материальному потоку являются договор перевозки и договор транспортной экспедиции [12, ч. II, ст. 784-806].
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом). Как правило, договор перевозки предусматривает перемещение конкретного материального потока отдельным видом транспорта. Однако законодательством предусмотрена возможность осуществления прямых смешанных перевозок, выполняемых разными видами транспорта по единому транспортному документу. Прямое смешанное сообщение требует заключения специальных соглашений между организациями соответствующих видов транспорта, участвующими в перевозке.
При необходимости осуществления систематических перевозок грузов перевозчик и грузовладелец могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.
По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора: организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, выбранными экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных или иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, и др.
Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. При необходимости клиент выдает экспедитору доверенность на осуществление отдельных операций. Обязанности экспедитора могут исполняться перевозчиком (при этом заключается договор транспортной экспедиции).
Перед транспортной логистикой стоит ряд специфических задач. На макроуровне это:
¾ создание транспортных систем, в том числе транспортных коридоров и транспортных цепей;
¾ совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта.
Транспортным коридором называют часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные грузовые перевозки между отдельными географическими районами. Транспортный коридор включает в себя: подвижные транспортные средства и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих на данном направлении, а также совокупность правовых условий осуществления этих перевозок.
Транспортная цепь – это множество посредников, осуществляющих транспортные операции по перемещению конкретного материального потока на определённое расстояние в течение определённого времени с использованием транспортных средств одного или нескольких видов транспорта. Все это время грузы остаются в неизменном виде [2, с. 154].
На уровне отдельного предприятия в состав задач транспортной логистики входят:
¾ обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
¾ совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
¾ выбор вида транспорта;
¾ выбор типа транспортного средства;
¾ выбор перевозчика;
¾ определение рациональных маршрутов доставки.
Далее будут подробнее рассмотрены указанные задачи.