Понятия и определения информационных технологий (ИТ)
За все время существования современной цивилизации не только не уменьшается, но с каждым годом все увеличивается потребность в информационном обеспечении любой человеческой деятельности. Это охота и войны у людей древнего мира, торговля, научные исследования, военные действия, социальные и политические процессы в последующие века. По мере развития общества росла потребность в информации. Для повышения эффективности информационного обмена был направлен весь прогресс человеческой цивилизации. Так, возникла разумная речь, около 5 000 лет назад – письменность, около 3 000 лет назад – счет, в 1445 г. – книгопечатание, затем почта, телеграф, радио, телевидение, микроэлектроника и компьютер, процессор и вычислительные сети.
Потребность в информации породила новый вид технологического процесса – информационные технологии.
Согласно ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» [ ]:
Информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.
Традиционно широкое понятие “технология” определяется как система взаимосвязанных способов обработки некоторых материалов и соответствующих приемов изготовления продукции в ходе реализации производственного технологического процесса.
Понятие технологического процесса,как основы любой технологии - представляет собой упорядоченную последовательность взаимосвязанных действий по обработке материалов до получения необходимой продукции.
Как и любой другой технологический процесс, информационные технологии заключаются в обработке "болванок" и получении на выходе готовых "деталей". Только в качестве "болванки" выступает необработанная "сырая" информация, а после обработки получается тоже информация, но более высокого качества.
Основная цель любых информационных технологий – получение из первичной информации, информации более высокого качества.
Следует помнить, что понятие ИТ неотделимо от той специфической среды, в которой она реализована, а решение экономических и управленческих задач всегда тесно связано с выполнением ряда операций по сбору необходимой для решения этих задач информации, переработки ее по некоторым алгоритмам и выдачи результата лицу, принимающему решение, в удобной для последнего форме.
Исходя из приведенного выше определения ИТ, можно сделать вывод, что ИТ реализует следующие обобщенные функции по переработке информации (данных, знаний) и управлению ими:
· сбор,
· обработка,
· генерация,
· хранение/поиск,
· передача.
Рассмотрим кратко содержание каждой из этих функций:
Сбор - процесс регистрации, фиксации, записи на материальных носителях детальной информации (данных, знаний) о событиях, объектах (реальных и абстрактных) связях, признаках и соответствующих действиях.
При этом различают:
· с одной стороны,сбор данных и информации - процесс идентификации и получения данных от различных источников, группирования полученных данных и представления их в форме, необходимой для ввода в ЭВМ,
· а с другойстороны,сбор знаний - получение информации о предметной области от специалистов - экспертов и представления ее в форме, необходимой для записи в базу знаний.
Обработка - систематическое выполнение операций над данными, процесс преобразования, вычисления, анализа и синтеза любых форм данных, информации и знаний посредством систематического выполнения операций над ними.
При этом важно разграничивать понятия:
· “обработка данных”,
· “обработка информации” и
· “обработка знаний”.
Так, например, иногда
· под обработкой данных понимается процесс управления данными (цифры, символы и буквы) и преобразования их в информацию, а
· под обработкой информации понимают обобщенный термин, относящийся к деятельности по переработке информации определенного типа (текстовый, звуковой, графический и др.) или комплексной мультимедийной и преобразование ее в информацию другого определенного типа. Иногда к процессам обработки данных относят процессы, не приводящие к изменению содержания соответствующих данных (сортировка, слияние, выборка, группировка и др.), в то время, как к обработке информации относят процессы, изменяющие значение данных (информации) и/или приводящие к получению новых данных (новой информации). При этом различают:
· обработку текстовой информации (в том числе с графической информацией),
· обработку изображений (графики, фото, видео и мультипликация),
· обработку звуковой информации (речь, музыка, другие звуковые сигналы).
· Понятие обработки знаний связано с понятием интеллектуальных информационных систем, имеющих базу знаний, позволяющую на основании правил и предоставляемых пользователем фактов распознать ситуацию, поставить диагноз, сформулировать решение, дать рекомендацию по выбору действия и т.д. То есть решить неформализуемые задачи, непосильные для традиционных компьютерных вычислительных систем.
Генерация - процесс организации, реорганизации и преобразования данных (информации, знаний) в требуемую пользователем форму, в том числе и путем ее обработки. Так же это – процесс создания информации с нуля (получение фотографий, написания текста, съемка видеосюжета). Важнейший частный случай - процесс получения форматированных отчетов (документов).
Хранение и поиск - процессы накопления, размещения, сортировки, фильтрации и копирования данных (информации, знаний) для дальнейшего их использования (обработки и/или передачи). При этом, хранение данных (информации) определим как процесс передачи информации во времени, связанный с обеспечением неизменности материального носителя, а поиск данных (информационный поиск), как процедуру, результатами выполнения которой является подмножество найденных данных, хранящихся на запоминающем устройстве.
Передача - процесс распространения данных (информации, знаний) среди пользователей с применением средств и систем коммуникаций путем перемещения (пересылки) данных от источника (отправителя) к приемнику (получателю) по каналам связи. При этом различают средства
· электронной почты (прием, хранение, передача и текстовой и графической информации от одного пользователя к другому и ее просмотр) и
· голосовой почты (прием, хранение и передача звуковой информации от одного пользователя к другому и ее прослушивание).
С информационными технологиями связано еще одно фундаментальное понятие – это информационный ресурс.
Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Информационные ресурсы – это та самая информация, обрабатываемая и качественно улучшаемая в информационных процессах, организованная и упорядоченная.
Информационные ресурсы общества, государства – это такие же полноценные ресурсы, как нефть, газ и другие полезные ископаемые.
В современном обществе информационные ресурсы выходят на лидирующие позиции среди других материальных ресурсов. Многие государства (например, Южная Корея) практически не имея собственных полезных ископаемых, превратились в развитые и богатые страны за счет приоритетного использования новых информационных технологий, по сравнению с другими материальными технологиями.