Карта одаренного ребенка
1. ФИО ребенка.
2. Возраст ребенка (год, месяц).
3. Медицинское заключение (последний профосмотр).
4. Сведения о родителях.
5. Состав семьи.
6. Статус семьи.
7. Результаты психологической диагностики
8. Результаты педагогической диагностики
9. Результаты социометрического исследования
10. Область одаренности
11. Признаки одаренности
12. Диагностика одаренности
13. Выводы и рекомендации
14. Развивающая программа (разрабатывается и внедряется всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса).
Структура программы сопровождения одаренного ребенка
1. Определение целей и задач программы сопровождения.
2. Определение субъектов воспитательно-образовательного процесса, задействованных в программе.
3. Определение функций и содержания работы каждого субъекта программы сопровождения.
4. Мониторинг программы.
План программы «Сопровождение ребенка, одаренного в нескольких областях»
Цель: гармонизация и развитие потенциальных возможностей одаренного ребенка.
Задачи:
- выявление ребенка, одаренного в нескольких областях;
- составление и реализация программы сопровождения такого ребенка (группы);
- создание психологически комфортной среды развития и воспитания одаренного ребенка.
В программе принимают участие:
1. Психолог.
2. Педагоги.
3. Другие субъекты педагогической деятельности.
4. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
5. Родители.
Психолог
Диагностический этап: подготовка пакета психолого-педагогических диагностик выявления общей, интеллектуальной, творческой одаренности по возрастным группам. Проведение обследований детей по желанию родителей.
Информационный этап: просвещение и консультирование по особенностям одаренных детей всех субъектов программы (по планам-графикам).
Развивающий этап: разработка программ, методик, раздаточных материалов для обучения специалистов и родителей методам выявления и развития одаренности дошкольников. Тренинги для детей, родителей, воспитателей и др. Индивидуальные и групповые развивающие и коррекционные занятия с одарёнными детьми.
Педагог
Информационный этап: организация и проведение работы с родителями по воспитанию одаренного ребенка в семье, беседа с родителями по тематике различных типов специальных способностей. Разработка рекомендаций для семьи, имеющей одарённых детей в какой-либо области. Проведение практикумов для родителей по выявлению скрытой одаренности в рамках дней «Открытых дверей» или в процессе проведения круглых столов. Определение и написание своих функций (своей части работы) в общем плане сопровождения одарённых детей.
Развивающий этап: определение специальных способностей методом педагогической диагностики; разработка и использования на занятиях заданий повышенной сложности с учетом индивидуальных особенностей одарённых детей. Создание и постоянное пополнение предметно-развивающей среды в группе. Разработка и внедрение программ, включающих элементы повышенной сложности.
Заместитель директора по учебно-воспитальной работе
Информационный этап: создание банка данных одарённых детей по школе. Консультации для родителей.
Организационный этап: включение в годовой план развития школы дополнительных платных образовательных услуг. Организация в рамках школы семинаров по обмену опытом по взаимодействию с конкретным одаренным ребенком в рамках программы сопровождения. Организация постоянно действующей службы «Не прозевайте вундеркинда!» и «Дней открытых дверей» по проблематике одарённых детей. Проведение заседаний клуба «Одаренный педагог».
Этап контроля: контроль за выполнением программы сопровождения; мониторинг динамики развития ребенка (срезы).
Родители
Информационный этап: участие в круглом столе с педагогами школы по проблемам одарённых детей. Посещение родительских клубов. Участие активных родителей в педагогическом процессе.
Развивающий этап: определение одаренного ребенка в специальные кружки и секции, в музыкальные, хореографические и спортивные школы. Обеспечение одаренному ребенку развивающей среды в домашних условиях.
План программы «Сопровождение ребенка, имеющего незаурядные интеллектуальные способности»
Цель:гармонизация и развитие незаурядных интеллектуальных способностей одаренного ребенка.
Задачи:
1. Создать условия для развития и гармонизации незаурядных интеллектуальных способностей у детей.
2. Социализация ребенка в группе сверстников.
3. Развитие творческого мышления, наблюдательности и познавательной активности.
Психолог
Диагностический этап: подготовка и проведение констатирующей и итоговой диагностики с одарёнными детьми.
Информационный этап: заседание круглого стола для педагогов школы «У ребенка незаурядный интеллект». Проведение консультаций с родителями одарённых детей. Организация индивидуального консультирования для педагогов школы по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с незаурядным интеллектом.
Развивающий этап: проведение развивающих занятий с детьми данной категории:
¨ Индивидуальные занятия 1 раз в 2 недели;
¨ Развивающие занятия с элементами тренинга;
¨ Организация кружка интеллектуального развития.
Педагог
Диагностический этап: проведение педагогической диагностики и выделение детей с повышенными интеллектуальными способностями в отдельную группу развития. Ведение дневника наблюдения за данной категорией детей (по запросу администрации).
Информационный этап: консультирование родителей по вопросам воспитания одаренного ребенка в семье. Подбор и размещение в группе выставки детской научно-популярной литературы. Знакомство с энциклопедиями по различным направлениям деятельности. Посещение библиотек и выставок.
Развивающий этап: использование в воспитательно-образовательном процессе заданий повышенной сложности с учетом индивидуальных особенностей одарённых детей. Создание и постоянное пополнение предметно-развивающей среды в группе. Создание уголка научно-исследовательской деятельности.