Действия при инцидентах с опасными грузами в воздухе
Общий порядок работ при инцидентах с опасными грузами в полете по рекомендациям ИКАО включает в себя:
1) Во всех случаях следует предусматривать возможность выполнения посадки в максимально короткие сроки. Если позволяет ситуация, следует проинформировать соответствующие органы обслуживания воздушного движения об опасных грузах, находящихся на борту.
2) Всегда следует выполнять соответствующие аварийные процедуры по тушению пожара или удалению дыма, утвержденные для данного типа воздушных судов. Кислородные маски членов летного экипажа и регуляторы подачи должны быть подключены и установлены в положение, обеспечивающее подачу 100-процентного кислорода, в целях предотвращения вдыхания дыма или паров. Использование соответствующих аварийных процедур по удалению дыма должно снизить концентрацию любого загрязнения воздуха и поможет избежать повторной циркуляции загрязненного воздуха. Системы кондиционирования воздуха должны функционировать на полную мощность, а весь воздух из салона следует удалять в ходе вентиляции за борт воздушного судна (без повторной циркуляции воздуха) в целях снижения концентрации любого загрязнения воздуха и предотвращения повторной циркуляции загрязненного воздуха.
3) Уменьшение абсолютной высоты полета снизит скорость испарения жидкостей и может сократить степень утечки, но может увеличить скорость горения. И наоборот, повышение высоты может уменьшить скорость горения, но может увеличить скорость испарения или утечки. При наличии повреждения конструкции или опасности взрыва следует предусмотреть меры по поддержанию минимального перепада давления.
4) Не следует снижать степень вентиляции при попытке потушить пожар, поскольку это окажет неблагоприятное влияние на здоровье пассажиров без какого-либо значительного воздействия на пожар. До того как пожар будет потушен, недостаток кислорода может вызвать удушье у пассажиров. Шансы пассажиров на выживание значительно увеличиваются за счет обеспечения максимальной вентиляции салона.
5) В ходе ликвидации последствий инцидента, связанного с наличием огня или паров, следует во всех случаях носить газонепроницаемые дыхательные приборы. При оказании помощи пассажирам в условиях наличия дыма или паров, заполняющих салон, не следует предусматривать использование медицинских масок с портативными кислородными баллонами или выпадающих масок системы снабжения пассажиров кислородом, поскольку через клапаны или отверстия в таких масках будут вдыхаться значительные количества паров или дыма. Более эффективным средством оказания помощи пассажирам в условиях наличия дыма или паров, заполняющих окружающее пространство, является использование увлажненного полотенца или ткани, закрывающих рот и нос. Увлажненное полотенце или ткань служат в качестве фильтра и более эффективны для использования в этих целях, чем сухое полотенце или ткань. Если количество дыма или паров увеличивается, бортпроводникам следует предпринять незамедлительные действия и переместить пассажиров из пораженной зоны, а также снабдить их мокрыми полотенцами или тканью и дать указания дышать через полотенца или ткань.
6) При просыпке (утечке) или присутствии паров использовать воду, как правило, не следует, поскольку она может увеличить область просыпки (утечки) или скорость парообразования. При использовании водяных огнетушителей следует также учесть возможность присутствия электроприборов, но см. п.10.
7) Кроме обязательного аварийного оборудования, которое имеется на воздушном судне, а также аварийного комплекта, предоставляемого эксплуатантами, могут быть использованы многие другие предметы. К ним относятся:
· ящики для продуктов или напитков,
· бытовые терморукавицы/огнезащитные рукавицы,
· полиэтиленовые пакеты,
· одеяла.
· полотенца.
8) Во всех случаях перед тем, как прикасаться к вызывающим подозрение упаковкам или бутылкам, следует защитить руки. Удобным средством защиты могут явиться огнезащитные рукавицы или бытовые терморукавицы с надетыми поверх них полиэтиленовыми пакетами.
9) При уборке просыпанных или разлитых веществ следует всегда соблюдать осторожность, с тем чтобы избежать возникновения реакции между материалом, используемым для уборки, и опасными грузами. Если существует вероятность возникновения химической реакции, то не следует производить уборку, а место утечки (просыпки) необходимо накрыть полиэтиленовыми пакетами. Если полиэтиленовые пакеты отсутствуют, то следует также соблюдать осторожность, чтобы не допустить возникновения химической реакции между материалом, используемым для изоляции конкретного вещества, и самим веществом.
10) Если пожар успешно потушен и отсутствуют сомнения в том, что внутренние упаковочные комплекты не повреждены, следует предусмотреть использование воды для охлаждения упаковок, предотвращая тем самым возможность повторного возгорания, однако, см. п. 6.
11) При наличии дыма или паров следует запретить курение.
12) При любом инциденте, в ходе которого к воздушному судну прибывают сотрудники аварийно-спасательной и противопожарной служб, в тех случаях, когда причиной инцидента являются опасные грузы или когда они находятся на борту этого воздушного судна, но не затронуты непосредственно самим инцидентом, следует определить порядок действий, обеспечивающий немедленное предоставление аварийно-спасательным и противопожарным службам письменного уведомления командиру воздушного судна, касающегося опасных грузов. Таким порядком может предусматриваться требование о том, чтобы член экипажа, покидающий воздушное судно в случае аварийной эвакуации первым, вручил уведомление, предназначенное для командира воздушного судна, старшему сотруднику аварийно-спасательной и противопожарной служб.
13) Если инцидентом затронуто химическое вещество, которое может быть опознано (на основе надлежащего отгрузочного наименования или номера по списку ООН, или другим путем), в некоторых обстоятельствах может оказаться возможным получить полезную информацию из различных национальных банков данных о химических веществах.
14) Обо всех инцидентах с опасными грузами командир ВС обязан подробно доложить в письменной форме руководителю авиакомпании и оформить нарушения актами (в произвольной форме).
Примечание. При перевозке опасных грузов высокой степени опасности, по указанию специально уполномоченного органа в области гражданской авиации, авиакомпания обязана обеспечить экипаж ВС утвержденной по установленным процедурам дополнительной инструкцией, содержащей информацию, не представленную в РПП или иных доступных экипажу документах.
В полете должно быть организовано систематическое наблюдение за состоянием перевозимых опасных грузов. В тех случаях, когда будет обнаружено нарушение упаковки или другое несоответствие, экипаж ВС ОБЯЗАН:
· при наличии на борту ВС Инструкции (Аварийной карточки) по действиям при аварийным ситуациям с опасными грузами выполнить предусмотренные действия;
· при отсутствии Инструкции, выполнить нижеприведенный перечень типовых действий, обязательно доложить в диспетчерскую службу аэропорта, с которым поддерживается радиосвязь (органов ОВД), информировав по возможности более подробно об имеющихся нарушениях, сообщив наименование опасных грузов (как минимум - номер ООН), находящихся на борту ВС, класс и дополнительные опасности, предусматривающие использование знаков опасности, группу совместимости для класса I, а также количество и размещение опасных грузов на борту ВС, согласовав (при необходимости) решение о сбросе неисправных грузовых мест с борта ВС или о вынужденной посадке на ближайший аэродром.
Примечание. Сбрасывание с борта ВС мест с опасным грузом в районах городов и населенных пунктов категорически запрещается.