Виды речевой деятельности: говорение, слушание
Понятие речевой культуры человека.
Речевая культура человека – это отношение человека к знаниям о языке (и знаниям вообще), стремление (или его отсутствие) к их расширению, умение (или неумение) полученными знаниями пользоваться.
Противопоставлены два типа речевой культуры:
1.Люди, которые многое знают и умеют этими знаниями пользоваться.
2.Противоположную группу составляют люди узких и, как правило, мелких интересов, вынесшие из школы мало знаний и, по сути, не умеющие по-настоящему пользоваться литературным языком.
Общение. Его функции и виды.
Общение — это взаимодействие двух или нескольких людей, которые обмениваются информацией или же взаимодействуют в практической деятельности.
Функции:
Информационно-коммуникативная функция общения включает в себя процессы формирования, передачи и приема информации.
Регулятивно-коммуникативная функция заключается в корректировке поведения.
Эффективно-коммуникативная функция общения характеризует эмоциональную оболочку человека.
Различаются следующие виды общения:
1) по положению коммуникантов в пространстве и времени – контактное-дистантное,
2) по наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата» – непосредственное-опосредованное,
3) с точки зрения формы существования языка – устное-письменное,
4) с точки зрения письменной и постоянной позиции я–говорящего и ты–слушающего – диалогическое-монологическое,
5) с точки зрения количества участников – межличностное-групповое-массовое,
6) с точки зрения обстановки общения и взаимоотношений общающихся – частное-официальное,
7) с точки зрения отношений и оценок при соблюдении или нарушении социального равновесия – кооперативное – кофликтное
8) по характеру передоваемого содержания – информативное-фатическое.
Общение обычно осуществляется в двух формах: устной и письменной, каждая из которых обладает своей спецификой.
Речевой этикет.
Этикет – Совокупность правил хорошего тона, принятых в данном обществе и устонавливающих нормы поведения и общения людей в определенных ситуациях.
Речевой этикет – система выробатонных в данном я зыке формул, которые служат для установление контакта между собеседниками и поддержания общения в нужной тональности.
Формулы речевого этикета – типовые готовые конструкции , которые регулярно употребляются при коррекктном общении. Такие формулы помогают организовать этикетные ситуации с учетом социальных , возрастных и психологических факторов, а так же сферы общения.
Устная и письменная речь.
Устная речь – это живая речь, которая не только произноситься, звучит, но главное создается в считанные секунды, в момент говорения, на глазах у всех. Это – творимая, говоримая вещь.
Устную речь нередко характеризуют слова: произносимая, звучащая, говоримая.
Письменная речь – это речь, зафиксированная на письме. Пишущий в отличие от говорящего, имеет больше возможностей выбирать и организовывать языковые средства.
Различия между устной и письменной речи
Материальные средства общения
Устная речь
Письменная речь
Звуки, интонация
Буквы, знаки препинания
Возможности восприятия
Должна восприниматься сразу, одновременно с процессом говорения
Может быть осмыслена при
многократном обращении к тексту
Устная речь является первичной, а письменная речь – вторичной. Устная речь может существовать без соответствующей письменной речи, а наоборот быть не может.
Виды речевой деятельности: письмо, чтение.
Виды речевой деятельности. Письмо. Этот вид языковой деятельности человека являет собой вспомогательную систему знаков, применяемую для фиксации говорения (звуковой речи). Вместе с тем, письмо можно назвать самостоятельной структурой. Кроме функции фиксации речи (устной), письменная система позволяет усваивать накопленные знания, расширяя сферу коммуникации. Главной целью письма является фиксация произносимого с целью его сохранения. Этот вид речевой деятельности используется в общении между теми людьми, которые разделены временем, расстоянием. Следует отметить, что роль письма значительно снизилась, в связи с появлением телефона.
Виды речевой деятельности. Чтение. В соответствии с простыми определениями чтение характеризуется как процесс извлечения информации из печатного или рукописного текста. Эта специфическая форма языковой коммуникации людей является одним из опосредованных типов общения. При этом чтение не воспринимается в качестве одностороннего воздействия на читающего. Оно не выражается пассивным восприятием, усвоением содержания. Чтение включает в себя активное взаимодействие между реципиентом (читателем) и коммуникатором (автором текста) –
Виды речевой деятельности: говорение, слушание.
Виды речевой деятельности. Говорение. Это понятие характеризует любую звучащую речь. В историческом отношении говорение является первичной языковой формой, возникшей намного раньше, чем письмо. С материальной точки зрения устная речь – это звуковые волны. Произносимое является результатом деятельности определенных органов человека (голосовой аппарат). Интонация является совокупностью тембра произнесения, темпа (нарастающего или замедленного), продолжительности, громкости (интенсивности), мелодичности. Большое значение в устной речи придается отсутствию или наличию пауз, степени четкости в произношении, способности правильно расставить логические ударения. Говорение, обладая интонационным разнообразием, способно передать полноту переживаний, эмоций, настроений.
Виды речевой деятельности. Слушание (аудирование). Аудирование – процесс, предполагающий, как непосредственное, так и опосредованное (при помощи аудиозаписи, радио и прочего) взаимодействие слушающего и говорящего. В первом случае (при непосредственном контакте) у собеседников есть возможность применять не только языковые формы (вербальное общение), но и средства невербальной коммуникации (мимику, телодвижения, жесты), которые способствуют более результативному восприятию и пониманию.