Компрессоры и весомер
На механизированных и автоматизированных сортировочных горках для обеспечения работы пневматических устройств и применения пневматического инструмента и приспособлений, для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств используют сжатый воздух. Основными потребителями сжатого воздуха на горках являются вагонные замедлители, обдувка стрелок, пневмопочта для пересылки сортировочных листков, пневмоинструмент. Сжатый воздух производят компрессорные установки, которые, как правило, размещаются в отдельно стоящем здании (компрессорной). Количество компрессоров определяется общим потреблением сжатого воздуха и обычно варьируется от четырех, при потреблении до 60 м³/мин, до шести, при потреблении воздуха до 100 м3/мин. Один из компрессоров используется как резервный или покрывает пиковые нагрузки. Подробная методика расчета потребления и потребного числа компрессоров изложена в [8].
Электроснабжение компрессорной осуществляется напряжением 6—10кВ по двум самостоятельным фидерам от независимых источников электроэнергии. С этой целью предусматривается встроенная подстанция, состоящая из двух понижающих трансформаторов мощностью 600—1000 кВА.
Стационарные воздушные компрессоры, эксплуатируемые на СГ, по принципу действия относятся к поршневым. Наибольшее распространение получили стационарные, воздушные, поршневые,
двухступенчатые компрессоры ВПЗ-20/9 и ВП2-10/9 общего назначения. Они применяются для выработки сжатого воздуха давлением 0,78 МПа (8 кгс/см2) [4]. Цифра в числителе после букв ВП означает производительность, а в знаменателе — конечное давление нагнетаемого воздуха. В последние годы им на смену, как выработавшим ресурс, приходят современные винтовые компрессоры с воздушным или водяным охлаждением 6ВВ-20/9 Ml, 6BB-20/9.
Принцип действия компрессорных установок сравнительно прост и состоит в том, что при движении поршня в цилиндре первой ступени (для компрессоров типа ВП) создается разрежение, под действием которого всасывающие клапаны открываются и воздух заполняет цилиндр. Когда поршень движется в обратную сторону, всасывающие клапаны закрываются, в цилиндре воздух сжимается и подается через нагнетательные клапаны в цилиндр следующей ступени, в которой происходят процессы, аналогичные первой ступени. Поскольку в процессе сжатия воздуха происходит его нагрев, после первой ступени устанавливают промежуточный охладитель, а после второй — концевой. В каждом охладителе поршневых компрессоров сжатый воздух охлаждается проточной водой.
Компрессор приводится в действие от синхронного электродвигателя типа ДСК-12-24-12 У4, ротор которого насажен на коленчатый вал компрессора. Электродвигатель возбуждается от отдельного возбудительного агрегата, состоящего из возбудителя типа В18-2УЗ и асинхронного двигателя типа АО2-42-4УЗ [4].
Двигатель предназначен для работы от сети трехфазного переменного тока.
Каждый поршневой компрессор оборудован устройством автоматической аварийной защиты, которое предназначено для обеспечения контроля основных параметров и защиты компрессора при отклонении основных контролируемых параметров от допустимых значений. Автоматика выполняет управление пуском и остановкой двигателя компрессора; автоматическую разгрузку компрессора при его пуске и остановке; автоматическую продувку (удаление конденсата) теплообменной аппаратуры; трехступенчатое регулирование производительности компрессора от 1 до 0,75; перевод компрессора на холостой ход, понижающий производительность до 0,1; автоматическую остановку компрессора при откло-
нении от допустимых значений давления и температуры воздуха на каждой ступени сжатия, давления масла и напряжения возбуждения. Автоматика обеспечивает световую и звуковую сигнализацию и независимое управление разгрузкой компрессора переключателями, расположенными на щитке управления. На каждом компрессоре размещены приборы для визуального контроля основных рабочих характеристик, таких, как давление и температура воздуха, давление масла.
Здания, в которых размещаются компрессоры, располагают вдали от источников постоянного загрязнения воздуха механическими примесями, газами и влагой. Воздухосборники, воздушные фильтры и воздухоохладитель находятся на огражденной площадке вблизи компрессорной.
Для охлаждения оборотной воды, используемой для охлаждения двигателя и сжатого воздуха, рядом с компрессорной размещают градирни, оборудованные вентилятором.
Для повышения надежности работы различных пневматических устройств, потребителей сжатого воздуха, необходимо подавать к ним осушенный с помощью воздухоохладителей воздух. Принцип действия воздухоохладителя основан на охлаждении сжатого воздуха за счет теплообмена с окружающей средой. Струя сжатого воздуха, поступающая в воздухоотделитель, разделяется на 18 струй, направляемых по трубам, увеличивая площадь охлаждения. Температура сжатого воздуха понижается, а образовывающийся конденсат регулярно сливается. Воздухоохладитель располагается вблизи компрессорной таким образом, чтобы трубы охлаждения воздуха продувались со всех сторон.
Компрессорные установки нового поколения относятся к классу винтовых воздушных компрессоров. Они выпускаются моноблоком, полностью готовым к работе после подключения к электросети и трубопроводам всасывания, нагнетания, слива конденсата, подвода и отвода воды и вентиляции. Вместо поршневой группы он оборудован одноступенчатым винтовым компрессором с новым профилем роторов, позволившим снизить затраты мощности до уровня зарубежных образцов. Масло подается в полость сжатия компрессора, при этом охлаждает сжимаемый воздух и уплотняет зазоры между рабочими органами.
В отличие от поршневых, винтовой компрессор характеризуется отсутствием клапанов и деталей, совершающих возвратно-поступательные движения, и отсутствием пульсаций сжатого воздуха, что существенно повышает его эксплуатационную надежность и долговечность. Средний ресурс до капитального ремонта составляет 40 тыс. моточасов.
В компрессорах винтового действия с воздушным охлаждением воздуха (6ВВ-20/9М1) масло подается в полость сжатия компрессора для охлаждения сжимаемого воздуха. Охлаждение сжатого воздуха и масла воздушное, что не требует сложной системы водопроводов и градирен. Для получения осушенного воздуха предусмотрена комплектная поставка осушителя конденсационного типа, устанавливаемого вис компрессорной. Конструкция осушителя позволяет обеспечивать подогрев осушенного воздуха и исключить промерзание в зимнее время года открытых магистралей пневмосети.
Номинальная мощность двигателя винтового компрессора с водяным охлаждением 6ВВ-20/9 составляет 160 кВт, расход воды при температуре на входе 28 °С — 13,6 м3/час, температура воздуха конечная после сжатия — 45 °С. Технические характеристики компрессора 6ВВ-2079М1 с воздушным охлаждением практически такие же.
Принцип работы винтовых компрессоров почти не отличается от работы поршневых. Существенная разница состоит в том, что в них реализовано одноступенчатое сжатие воздуха. Всасываемый воздух через входной воздушный фильтр подается в винтовой компрессор. Далее через маслоотделитель сжатый воздух поступает в газоохладитель и через клапан поддержания давления, минуя конденсатоотводчик, — потребителю. Охлаждение сжатого воздуха в винтовых компрессорах с водяным охлаждением производится путем подачи проточной воды в маслоотделитель. В компрессорах с воздушным охлаждением для охлаждения сжатого воздуха в газоохладителе и масла в маслоотделителе применяется мощный вентилятор, что не требует строительства дорогостоящих градирен.
Весомеры используются в системах регулирования скорости скатывания отцепов с целью предварительного определения сту-
пени торможения отцепов, въезжающих на замедлители. Ввиду низкой точности измерения веса вагона с их помощью определяется лишь весовая категория.
Весомер размещается на пути перед верхней тормозной позицией. Наибольшее распространение находят два типа весомеров. Первый — механический, представляющий собой рельсовую вставку длиной около 3,5 м, в средней части которой срезана часть головки рельса, а в полученном пазу установлен мостик — силоизмерительная пружина из закаленной рессорной стали.
На рельсовой вставке укреплена контактная коробка, в которой размещены шесть пар контактных пружин. Мост и контактный рычаг связаны между собой подвижным рычагом. При въезде колесной пары вагона на рельсовую вставку весомера мостик прогибается и приводит в действие нажимной рычаг, приводящий в движение контактный со связанными с ним контактами. Перемещаясь, рычаг последовательно включает контактные группы, каждая из которых откалибрована на соответствующую весовую категорию: Л (легкая), ЛС (легко-средняя), С (средняя) и СТ (средне-тяжелая), Т (тяжелая), ОТ (очень тяжелая). Замыканием одной или нескольких контактных групп выдается электрический сигнал о соответствующей весовой категории.
Второй тип весомеров, используемый в современных системах управления, носит название тензометрический. Он включает тензометрический датчик, устанавливаемый на специально подготовленной рельсовой вставке длиной 5—6 м, укладываемой на специальной металлической платформе, прикрепленной к шпалам (рис. 2.9). Вторичный преобразователь датчика, осуществляющий преобразование сигнала в величину, пропорциональную массе вагона, для передачи его на горочный пост, размещается в путевом ящике около рельса и соединяется с датчиком кабелем.
Принцип действия датчика основан на измерении упругой деформации шейки рельса под действием нагрузки от колес подвижного состава. Чувствительным элементом датчика служит тензорезистор, преобразующий деформацию рельса от воздействия силы тяжести вагона в электрический сигнал. Датчик представляет собой тензометрический мост из тензорезисторов, наклеи-
рис. 2.9 Тензометрический весомер
ваемых специальным клеем на шейку рельса. В комплект для одного пути роспуска входят два датчика: основной и резервный. Датчики устанавливают на обоих рельсах напротив друг друга и закрывают герметичными крышками. Преобразователь принимает сигналы от датчика по интерфейсу RS-485 и передает их на горочный пост на удаление до 1200 м по кабелю с парной скруткой. Существенным недостатком тензовесомеров является то, что они отличаются невысокой точностью (погрешность 5—10 %) и невозможностью восстановления при выходе из строя. Требуется новая рельсовая вставка с датчиком.