Ревизия и бухгалтерская экспертиза при расследовании преступлений в сфере экономической деятельности
В отечественном законодательстве на сегодняшний день отсутствует нормативный акт, который бы на федеральном уровне определял, что такое ревизия и документальная проверка, каковы их задачи, порядок проведения и оформления результатов; обязанности, функции, права, способы деятельности контролирующих органов и их работников; правовое положение и возможности проверяемых юридических и физических лиц. Рассматривая тактические и процессуальные особенности подготовки и назначения ревизии, диссертант в первую очередь отмечает, что они во многом зависят от стадии, на которой запланировано ее проведение. Назначение после возбуждения уголовного дела ревизии нередко ведет к невозможности проведения большинства следственных действий, направленных на изобличение подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления, до ее завершения. Происходит своеобразный «следственный простой», который часто приводит к утрате доказательств, исчезновению свидетелей и другим негативным последствиям.
Производство ревизий осуществляется в три этапа. На первом этапе осуществляются все необходимые предварительные действия, связанные с прибытием на проверяемый хозяйствующий субъект. Необходимо отметить, что эти действия не регламентируются ни одним из основных ведомственных нормативных актов Министерства внутренних дел Российской Федерации. Условно этап непосредственного проведения ревизии (документальной проверки) делится на две стадии. На первоначальной стадии осуществляется общая проверка хозяйственной деятельности. Вторая стадия работы ревизора предусматривает детальное исследование хозяйственной операции, состоящее в анализе ревизором документов, в том числе первичных, и выполнении им ряда конкретных действий, таких как встречная проверка, метод взаимного контроля, метод непротиворечивости технико-экономических показателей и т.д. Вторая стадия - это детальный анализ выявленных на первоначальной стадии криминогенных участков хозяйственной деятельности и подозрительных документов, их связи с другими документами (проверка документооборота), хозяйственные связи проверяемой организации с другими и т.п. Заключительным этапом проведения ревизии является составление акта.
С учетом изложенного, автор констатирует, что с тактико-криминалистических позиций следователь (дознаватель и др.) должен:
1) еще в ходе ревизии знакомиться с промежуточными выводами, оценивать их с позиций не только достоверности, но и вероятности, и в этой второй ситуации выдвинуть перспективные версии и проверить их, проведя соответствующие следственные действия, а при необходимости поручить взаимодействующему с ним оперативному сотруднику производство оперативно-розыскных мероприятий;
2) в качестве информационной базы деятельности использовать конкретные выводы ревизоров и, особенно, те документы, на которые они ссылаются;
3) собрав документальную базу, с учетом конкретной ситуации немедленно допросить лиц, причастных к совершению выявленных эпизодов, определив порядок допроса, список предъявляемых в ходе допросов документов и моменты их предъявления;
4) в случае необходимости получить разъяснения ревизора по интересующим вопросам;
5) осуществлять двустороннее взаимодействие с ревизором. Следователь (дознаватель и др.) не только получает специальную информацию от ревизора, но и с учетом имеющейся у него информации направляет деятельность ревизора, дополняя и расширяя свое задание;
6) обеспечить конфиденциальность полученных данных и первым использовать важную информацию в тактических целях, не допуская знакомства своих процессуальных и тактических оппонентов с выводами ревизионного акта, хотя ревизуемые лица и присутствуют при производстве ревизии;
7) совершенствовать поисковую направленность деятельности в ходе расследования преступлений в сфере экономики, которая особенно ярко проявляется в процессе производства бухгалтерских ревизий, поскольку устанавливаются новые факты, новые эпизоды противоправной деятельности, создается прочная документальная база для дальнейшего расследования;
8) быть готовым к тому, что в процессе ревизии будет оказываться жесткое противодействие, так как многие виновные лица находятся на свободе и имеют значительные возможности оказывать давление на свидетелей, ревизоров и даже сотрудников правоохранительных органов, уничтожать и подделывать документы, применять другие методы противодействия;
9) проявлять творческий подход, направленный на выявление новых источников информации и получение доказательств, используемого в качестве основного метода деятельности, способствующего эффективной работе взаимодействующего с ним ревизора (ревизионной группы), а также оптимизации первоначального этапа расследования.
Необходимость в судебно-бухгалтерской экспертизе возникает в связи с необходимостью специальных знаний в области бухгалтерского учета, контроля и анализа финансово-хозяйственной деятельности, всестороннего и объективного исследования фактических обстоятельств дела. Особую роль в расследовании уголовного дела имеет время назначения экспертизы. Назначение экспертизы в ходе предварительного расследования законом не предусмотрено, поэтому время ее проведения должно определять лицо, проводящее расследование, исходя из конкретных обстоятельств дела.
методы исследования учетных данных по выявлению преступлений экономической направленности можно разделить на три группы: исследование отдельного документа; исследование нескольких документов, отражающих одну и ту же или взаимосвязанные операции; исследование учетных данных, отражающих движение однородного имущества.
Критерием такого разделения, по мнению автора, является характер противоречий в документах (учетных данных), свидетельствующих о признаках возможных злоупотреблений, проявляющихся в следующих формах: противоречия (несоответствия) в содержании отдельного документа; противоречия (несоответствия) между содержанием нескольких взаимосвязанных документов; отражение в учетных данных отклонений от обычного порядка движения однородных средств.
132. Работа следователя по розыску похищенного и возмещения ущерба при расследовании преступлений против собственности.
Исходными данными для возбуждения уголовного дела и планирования начального этапа расследования служат:
сообщение государственного, общественного или иного общего имущества, поступающее от должностного лица, руководителя объекта или лиц, непосредственно обнаруживших факт кражи. Планируются допрос заявителя, осмотр места происшествия, допрос свидетелей, в том числе сотрудников охраны объекта. Предусматриваются оперативные мероприятия по установлению и розыску виновных и похищенного имущества; заявление владельца или иных лиц о квартирной краже.
План предусматривает допрос заявителя (потерпевшего), осмотр места кражи, допрос свидетелей, экспертные исследования следов преступления и преступника, розыскные мероприятия; заявление пассажира о краже личных вещей в пути следования. Планируются допрос заявителя, установление и допрос свидетелей и сотрудников транспортного средства (проводников поезда, водителей междугородних автобусов и др.), розыскные мероприятия;
заявление владельца о краже транспортного средства. Планируются допрос заявителя об обстоятельствах обнаружения кражи, признаках украденного транспортного средства; осмотр места происшествия (стоянки, гаража и т. п.); допрос очевидцев и иных свидетелей; заявление о карманной краже, сделанное сразу же после ее обнаружения. Планируются допрос заявителя о предмете кражи, обстоятельствах ее обнаружения, активный розыск виновного иногда с участием потерпевшего; инициатива органа дознания (на основе оперативных данных). План расследования согласуется с планом оперативных мероприятий; задержание преступника с поличным в момент кражи или сразу после нее. Планируется допрос задержанного, личный обыск и обыск жилища.
Первоначальные следственные действия. Допрос заявителя или владельца похищенного имущества преследует цель установить обстоятельства совершения (обнаружения) кражи, наименование, количество и признаки похищенного имущества, подозреваемых лиц. При краже имущества из промышленных, торговых, складских предприятий допросом лиц, отвечающих за его сохранность, следует выяснить:
что украдено; остались ли на месте кражи предметы, более ценные, чем похищенные, и где они находились; когда было получено имущество, которое похитили преступники, кто знал о его получении и месте хранения; каковы родовые и индивидуальные признаки похищенных вещей (наименование, назначение, место и время изготовления, изготовитель; материал, клейма, номера, товарные знаки, упаковка и т. п.); какова стоимость похищенного; время совершения кражи; когда в последний раз был в наличии украденный предмет; когда и кто обнаружил кражу, при каких обстоятельствах; в течение какого времени кража могла быть необнаруженной в силу тех или иных обстоятельств (праздничные или нерабочие дни, на имущество был наложен арест в связи с делом о банкротстве, операции с имуществом были приостановлены и т. п.); каков режим работы предприятия, кто имеет доступ к хранилищам и как они охраняются; проверяются ли помещения после окончания работы, чтобы выявить оставшихся там лиц; не было ли отклонений от
распорядка работы в день кражи, если были, то какие и по чьему указанию, кто мог знать о них, были ли изменения в составе штатных охранников, какие, кто мог знать о них, как они влияли на охрану объекта; не появлялись ли перед кражей на охраняемом объекте лица, которые к моменту кражи уже не работали на предприятии, подозрительные посторонние, их приметы, чем они интересовались, с кем встречались из сотрудников; были ли ранее на предприятии кражи или покушения на кражи, о которых не сообщалось органам расследования; кем они совершались, что именно, при каких обстоятельствах преступник похитил или пытался похитить, как была пресечена кража, почему о ней не сообщалось в органы расследования.
Допрашивая ответственных за сохранность лиц или владельцев имущества, следует иметь в виду инсценировку кражи с целью сокрытия присвоения или растраты, сокрытия имущества, подлежащего аресту и др.
Путем осмотра места происшествия следователь должен получить данные, в той или иной степени освещающие следующие вопросы:
а) каким способом воры проникли на место кражи и какими орудиями совершен взлом, каковы следы взлома, положение и состояние запирающих устройств, дверей и окон; 6) откуда проникли преступники на место кражи, в каком направлении и каким образом покинули его; пользовались ли они транспортными средствами, какими именно, где они находились во время кражи; в) кто совершил кражу, сколько было воров, как долго они находились на месте кражи, каковы их физические качества и особенности, обладают ли преступники профессиональными и преступными навыками, какими именно, принадлежат ли они к числу преступников-профессионалов, судя по признакам специфических преступных суеверий и обычаев; г) что именно украдено. Более полный ответ дают допросы владельцев или ответственных за сохранность имущества лиц, при необходимости – инвентаризация, судебно- экономические экспертизы, однако предварительный ответ может быть получен и в процессе осмотра. Кроме того, данные осмотра позволяют проверить в дальнейшем показания о похищенном и обстоятельствах кражи;
д) какие иные обстоятельства могут в дальнейшем послужить изобличению преступников. Кроме оставленных на месте кражи орудий взлома, следов частей тела преступников, частей: упаковки похищенных вещей, документов на номерные вещи и т. п., это могут быть предметы, оброненные преступниками, части их одежды, сделанные ими как бравада надписи, обращения к потерпевшим и др.
На этом этапе расследования при допросе свидетелей в первую очередь выясняют приметы подозреваемых и транспортных средств. По этим показаниям составляются синтетические портреты подозреваемых, фиксируются имена, с которыми они обращались друг к'другу, особенности голоса и речи и др.
Существенную роль играет оперативное назначение и производство судебных экспертиз, преимущественно криминалистических – следов взлома, пребывания преступников на месте кражи, транспортных средств. Эксперты в состоянии не только раскрыть механизм проникновения преступников на место кражи, определить их число, направление, по которому они скрылись, но и установить данные, которые впоследствии позволят идентифицировать преступников.
Следователь должен определить размер материального вреда, и принять меры к розыску похищенных материальных ценностей и их изъятию. Наложить арест на имущество обвиняемого