Обучение персонала различных организационных культур
ПРИОБЩЕНИЕ ПЕРСОНАЛА К ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ КОМПАНИИ
Социализация— это процесс введения человека в организацию, 1 шновление личности при помощи общения и усвоения норм, ценностей, установок, присущих данному коллективу; это процесс, I ходе которого человек учится в своей социальной среде прояв-1Я гь такой стиль поведения и усваивать только те ценности, пред-I [ пиления и потребности, которые соответствуют принятой в этой Среде социальной системе ценностей, а все противоречащее ей — отвергать1.
Социализация является непрерывным процессом передачи клю-чевьгх элементов культуры организации ее сотрудникам, включающим в себя как официальные действия (ознакомление новых работников с основами организационной культуры, миссией, цен-i юстями), так и неформальные методы (ролевое моделирование с помощью наставников), направленные на формирование определенных установок и поведения работника (рис. 6.1.1).
Речь идет о непрерывном процессе ориентации сотрудника в ор-i пнизации, способствующем его эффективной деятельности: чем успешнее сотрудники проходят социализацию, тем эффективнее 1сн тельность организации.
Обратный процесс — активные действия сотрудников, направ-юнные на изменение культуры организации, — получил название индивидуализации,которая наблюдается в тех случаях, когда работники оказывают эффективное влияние на социотехническую сис-гему, вступая в конфликт с основными принципами оргкультуры организации. Соотношение социализации и индивидуализации
1 См.: Журавлев П.В., Клрташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Персонал: Словарь понятий и определений. — М.: Экзамен, 2000. — С. 375.
и различные типы работников, принимающих или отвергают! i \ нормы и ценности организации и оказывающих различное вли яние на корпоративную культуру, приведены на рис. 6.1.2'.
Рис. 6.1.1. Процесс социализации персонала
Два предельных случая — бунт и конформизм — в перспективе оказывают негативное влияние на организацию и карьеру индивида; как непродуктивный обычно рассматривается и курс на изоляцию. Культура, поощряющая конструктивные дискуссии и эксперименты, позволяет созидающим индивидуалистам вносить значительный вклад в движение организации к поставленным целям — такой позиции в наибольшей степени придерживаются адхократическая и рыночная культуры. Идеального работника таких культур можно, по существу, охарактеризовать как социализированного индивидуалиста,
1 См.: Журавлев П.В. и др. Персонал: Словарь понятий и определений. — М.: Экзамен, 2000. - С. 375.
прекрасно адаптированного к своей культуре, ее законам и требо-Иниям, согласно которым созидательный индивидуализм являет-IN основным способом деятельности работника и единственным путем повышения эффективности самой культуры.
Рис. 6.1.2. Матрица социализации и индивидуализации (воздействие корпоративной культуры на работника; принятие норм)1
Социализацию следует отличать от адаптации,являющейся процессом приспособления работника к содержанию и условиям трутной деятельности и непосредственной социальной среде.
Адаптация может быть:
• профессиональной — приспособление к профессии, технологическим процессам, операциям, действиям, должностным обязанностям и организационным регламентам;
• психофизиологической — приспособление к условиям, режиму труда и отдыха, эргономике, вредным факторам производства;
• социальной:
а) социально-организационная — приспособление к организаци-
ошюй среде, включающее административно-правовые, социально-
•кономические, управленческие рекреационно-творческие аспекты;
б) социально-психологическая — приспособление к трудовому
коллективу, овладение ценностями корпоративной культуры.
По содержанию и характеру социализация является социальной адаптацией работника.
1 См.: Ньюстром Д., Девис К. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте. - СПб.: Питер, 2000. — С. 100-103.
Однако если мы рассматриваем организационную культуру в широком смысле слова, включая в нее культуру условий тру да, средств труда и трудового процесса, то социализация как не прерывный процесс передачи работнику важнейших элементом культуры будет равнозначна адаптации.
В любой организационной культуре любые изменения должны сопровождаться комплексом мероприятий, способствующих адаптации персонала к этим изменениям. Цепочка здесь такова: изменения — адаптация — результат. Чем сильнее изменения, тем серь езнее и продуманнее должны быть мероприятия по адаптации. При этом стратегии по адаптации могут быть формальными и неформал], ными, индивидуальными и коллективными, последовательными и одновременными, неизменными и переменными. Наибольшие из менения, как правило, происходят при приеме новых сотрудников, при изменениях в тех или иных элементах организационной культуры (миссии, целях культуры, трудовом процессе, нормах и регламентах и т.п.) и при реструктуризации. Реакция сотрудников на перемены предусматривает следующие стадии:
1) переживание потери: люди должны понять, что послужило причиной для перемен; это особенно важно, когда перемены не инициированы самим сотрудником;
2) осознание перемен: ощущение потери — нормальная реакция человека на изменение привычного порядка вещей. Эта стадия может протекать достаточно эмоционально, если перемены затрагивают первоочередные и наиболее важные потребности работника;
3) выбор позиции: для каждого сотрудника возникает необходимость определить свое отношение к переменам: сопротивляться, отрицать, игнорировать, принимать как данность, одобрять и т.п.;
4) движение вперед: сотрудники оценивают имеющиеся ресурсы и намечают необходимые дальнейшие действия.
Рис. 6.1.3. Реакции сотрудников на перемены |
Графически переходный период приведен на рис. 6.1.3.
Процесс управления структурными изменениями можно н'повно разделить на два этапа. Начальный этап — профес-( повальная оценка сотрудников компании с целью выявления тнможности путем адаптации перейти к новым условиям рапс ны и оптимизации усилий; это подведение итогов прошло-ГО и формирование позитивного представления о будущем. ( педующий этап — исследование потребностей компании в но-иых условиях. Естественно, ключевыми являются определение роли сотрудника в новой концепции компании и открывающиеся в связи с этим перспективы.
В зависимости от реакции людей на перемены их можно ус-IOBHO разделить на три основные группы: фундаменталисты (подвергают сомнению перемены и отстаивают проверенные на Опыте устоявшиеся ценности), хамелеоны (занимают выжидательную и пассивную позицию, которая в конечном итоге себя оправдывает, поскольку они с выгодой для себя примыкают к доминирующей тенденции) и новаторы (горячо приветствуют перемены и часто являются их инициаторами). Необходимо \читывать, что менеджмент и сотрудники компании могут находиться на разных стадиях цикла перемен. Менеджеру важно ■ лмому пережить весь цикл изменений, чтобы оказать эффективную помощь другим.
Существуют четыре ролевые позиции менеджера, помогающие i о грудникам в движении через цикл перемен:
• на стадии переживания потери менеджеру необходимо выступить в роли СЛУШАТЕЛЯ, быть спокойным и терпеливым, проявлять сочувствие и понимание, признать факт потери и право на эмоции, не занимать оборонительную позицию;
• на стадии осознания перемен менеджер должен играть роль НАСТАВНИКА, представить общую картину, оставаться объективным, эффективно коммуницировать необходимую информацию;
• на стадии выбора позиции менеджеру необходимо выполнять роли УПРАВЛЯЮЩЕГО, содействовать реадаптации персонала, вовлекать в процесс ведущих сотрудников, сохранять контроль над ситуацией;
• на стадии движения вперед менеджеру необходимо выступить в роли ТРЕНЕРА, продемонстрировать позитивные стороны происходящих изменений, проводить регулярные встречи с персоналом.
Руководство компании ИКЕА, например, придерживается мнения, что сохранение и развитие сильной культуры — один из ключевых
325
факторов, обеспечивающих успех концепции ИКЕА в настоящем и будущем. Именно поэтому каждый новый сотрудник, приходя в ком панию, в течение нескольких первых дней «погружается» в культуру ИКЕА, знакомится с традициями, миссией, ценностями компании, узнает о деятельности ИКЕА по охране окружающей среды и о том, как он сам может принять участие в решении экологических вопро сов, — например, сортируя мусор или экономя электричество и волу в процессе работы.
Для ускорения процесса адаптации персонала компания может развивать стратегии последовательной социализации, например, постепенно «выращивая» руководителей высшего звена и i сотрудников своей же компании.
Вот как выглядит такая стратегия в компании DHL: «Все вакансии, которые появляются в компании, объявляются, прежде всего, внутренними. На объявленную вакансию может претендовать любой человек, который проработал больше 6 месяцев. Со всеми людьми, претендующими на должность, обязательно проводится собеседование, обязательна обрат! iafl связь. Обращение к внешним ресурсам происходит только после того, как в силу разных причин кандидат внутри компании не найден. При этом, если внутренний кандидат проходит на какую-либо вакансию, его руководитель не имеет права его не отпустить. То есть инициатива человека, его желание двигаться, развиваться поощряется в компании активно, с помощью закрепленных внутрикорпоративных правил. Примеров, когда сотрудник охраны развивался до соия/гу-менеджера одной из стран СНГ или маркетинговый аналитик вырастал до уровня коммерческого директора, накопилось на сегодняшний день достаточно»1.
С этой же целью в компании «Эрнст энд Янп> разработана программа формирования лидеров, рассчитанная до 2006 г. и направленная на то, чтобы сформировать из менеджеров партнеров, которые будут сильны не только профессиональными качествами, но и лидерскими, управленческими навыками. Эта программа позволяет сбалансировать уровень технических и управленческих навыков, она включает в себя тренинги на проведение презентаций, на управление конфликтами, творческим потенциалом, лидерскими навыками2.
Более специализированные методы социализации могут включать программы адаптации новых сотрудников и иностранного персонала; программы планирования карьеры, обучающие и ори-ентационные программы, систему наставничества, ролевые модели, систему постоянной обратной связи и т.п.
Процесс адаптации работника в организации, с одной стороны, универсален, поскольку любой работник попадает в сферу дей-
1 Петрова ЕЛ. Система дополнительного вознаграждения в международной ком
пании // Управление персоналом. — 2002. — № 6. — С. 97.
2 Стоянова А. Система адаптации и развития персонала в компании «Эрнст энд
Янг». В кн.: Технология управления персоналом в России. Опыт профессиона
лов. - М.: HRC, 2001. - С. 232.
326
I i пня тех или иных программ, разработанных в соответствии с
правилами адаптации персонала данной организационной куль-
гуры. С другой стороны, этот процесс достаточно индивидуа-
и'п, поскольку зависит от личностных качеств, компетентнос-
|и, социальной активности самого работника. Для должностей
ранюго уровня целесообразно также создавать отдельные про-
флммы, учитывающие особенности и содержание работы, сте
пень ответственности и риска, рабочее окружение и т.п.
Например, на ЗАО «Сходненская фабрика бытовой мебели» выде-1ч ют три вида адаптационных программ: для сотрудников рабочих профессий; для менеджеров среднего звена; для менеджеров высшего щена. Адаптационный период рабочих более продолжителен и совпадет с периодом испытательного срока (три месяца).
Адаптация рабочего начинается с того, что после выяснения его опыта И и киши, составления карты личностных и профессиональных характери-м пк определяют наиболее приемлемую для него форму подготовки, при-
II «а шяют наставника — сотрудника, имеющего возможность оказать реаль
ную поддержку и помощь и работающего, как правило, в одном с нович-
i ом подразделении. Если новичку будет дано такое первое задание,
I которым он справится наверняка, это поможет ему почувствовать уве
ренность в своих силах, получить удовлетворение от работы.
Адаптация менеджеров среднего звена включает ознакомление с до-i ументацией (описание организационной структуры предприятия, фило-■ офия фирмы, правила внутреннего распорядка, обязательство о нераз-i шшении коммерческой тайны, бланк адаптации), обучение технологии производства мебели, продакт-тренинг. Для менеджеров по продажам дополнительно проводится обучение теории и практике продаж, технике ><|>фективного общения. Работу менеджера контролирует руководитель полое высокого звена, который оказывает ему соответствующую помощь.
Адаптация менеджеров высшего звена также начинается с изучения документов, введения в должность, представления. Дальнейший успех определяется совместимостью руководителя с коллективом, причем опыт показывает, что легче всего адаптация происходит у прежде ничем не наделявшегося преемника руководителя, а тяжелее всего — у нового руководителя, который был раньше «суперзвездой»1.
У новых сотрудников в первый день работы возникает множество вопросов, в основном бытовых: где можно пообедать, где взять бумагу для принтера и т.д.
В Begin Group существует специальный документ, подробно описывающий все эти аспекты — от «географии» офиса до порядка оформления документов о приеме на работу. Эти материалы размещены на внутреннем корпоративном сайте, наличие которого также облегчает процесс адаптации.
1 См.: Климашкин И.А. Адаптация: методика, технология, опыт // Справочник по управлению персоналом. — 2001. — № 6. — С. 47-48.
327
Второй этап адаптации в Begin Group связан с деятельностью ком пании и отдела, в котором предстоит работать новому сотруднику. В течение нескольких первых дней он подробно знакомится с проектами, критически оценивает продукцию, что помогает ему быстрее включиться в деятельность компании, ощутить свою значимость; кроме того, ОН может высказать ценные идеи или заметить недостатки, которые бы вает очень сложно увидеть тому, кто уже долго работает в фирме.
Руководитель консалтинговой компании «Имикор» разделяет всех сотрудников на группы в зависимости от опыта работы, навыкоп, занимаемой должности. С каждой из групп два-три раза в неделю проходит часовое занятие; расписание и время занятий составляет внутренний тренер компании. Форма занятий может быть разной в зависимости от тематики обсуждения — это и деловая игра с видеозаписью, и семинар или диалог за круглым столом. На семинарах формально обсуждаются вопросы улучшения работы, отрабатываются необходимые навыки, изучается теория. Но фактически идет процесс адаптации новичков в рамках корпоративной культуры, обсуждаются (прямо и косвенно) способы коммуникации — как с клиентами, так и внутри фирмы, происходит обмен мнениями между сотрудниками и руководством компании. В процессе такой работы у каждого работника возникает обратная связь как со своими коллегами, так и с руководством. Таким образом, решается сразу несколько задач: приобщение новичков к корпоративной культуре, обучение сотрудников, раз витие профессиональных навыков.
В рекламной группе Media Arts адаптационные семинары проводятся один раз в полтора месяца. Руководители подразделений, управляющий компании рассказывают новичкам об особенностях работы. Вес выступления дают новым сотрудникам понять, что приветствуется в компании, а что нет. В компании нет специальных документов, фиксирующих особенности корпоративной культуры, всю информацию новички получают на тренингах и семинарах. Кроме того, Media Arts ежемесячно выпускает бюллетень, в котором освещаются последние новости рынка, публикуются интервью с руководителями, сотрудниками, даются советы, что почитать, что посмотреть (не обязательно в профессиональном плане) и т.д.
В компании АНКОР вопрос о приобщении к корпоративной культуре является особенно острым в силу разветвленности компании. Здесь используется комплексный подход. Прежде всего каждый новичок проходит вводный тренинг — перед ним выступают представители руководства, рассказывают о миссии, принципах и ценностях компании, о ее ключевых целях, стратегии и т.п. Затем в зависимости от занимаемой позиции новые сотрудники проходят обучение по своей специализации. Помимо внутреннего сайта, который работает и как «копилка знаний», и как информационный ресурс, заменяющий корпоративную газету, компания активно использует стажировки, которые регулярно организуются не только московским, но и региональными офисами. Существуют ротации кадров по направлению как «Москва — регион», так и «регион — регион».
328
В компании Samsung знакомство с корпоративной культурой счи-i.iioi очень серьезным процессом. Обучение проходят не только новые В01 рудники российского офиса, но и представители аффилированных I Samsung фирм и компаний-партнеров. Новичкам рассказывают, как • i роится сотрудничество с Samsung, какие совместные проекты нахо-п| гея сейчас в работе и какие планируются в будущем. Представители пмучио-исследовательского центра компании рассказывают о своей рано i с и финансируемых компанией разработках в мире и в России. Новых "и рудников знакомят с новейшими продуктами, многих из которых еще Нет в продаже, а затем приглашают в корейский ресторан — это неогьем-1емая часть кросскультурного тренинг-модуля, которая практически ни-i то не оставляет равнодушным.
В российском офисе компании адаптационный курс рассчитан на гри дня; в корейском офисе компании знакомство новичка с Samsung снимает от одного до трех месяцев. Новые сотрудники живут недо-ма, а в общежитии, они прослушивают различные лекции, выполня-Ю1 групповые упражнения, задания на креативность. Каждое лето недалеко от Сеула проходит летний фестиваль компании. В нем уча-I шуют новички из всех отделов компании — до 10 тыс. человек. Большой концерт, подготовленный ими, длится в течение двух дней. Помимо новичков в фестивале участвуют топ-менеджеры компании — Новый сотрудник имеет возможность пообщаться с руководством фирмы в неформальной атмосфере.
Два документа сопровождают этот процесс на предприятии — Чист адаптации работника и План работы сотрудника на время плптации.
Более длительную динамику процесса приобщения к оргкуль-гуре вновь принятых в компанию сотрудников позволяет оценить следующая анкета1.
Источник: Pascalc R. The Paradox of Corporate Culture: Reconciling Ourselves to Socualization. Copyright by the Regents of the University of California. Перепечатано из: California Management Review. — Winter 1985. — Vol. 27. — № 2. — R 39—40.
329
330
I ih сравнения: Очки:
компании, много работающие над приобщением
I воих сотрудников к организационной культуре:
IBS, Р& G, Morgan Garanty 65-80
А Т& Т, Morgan Stanley, Delta Airlines 55-64
United Airlines, Coca-Cola 45—54
General Fords, PepciCo 35—44
United Technologies, ITT 25—34
компании, плохо работающие над приобщением
своих сотрудников к организационной культуре:
Atari менее 25
Примеры из практики
Система адаптации персонала Международного промышленного банка
Процесс адаптации начинается уже с первого собеседования кандида-i л во время его трудоустройства на работу в банке — сама обстановка, внешний вид сотрудников, манера их общения и поведения дают потенциальному кандидату первое представление о корпоративных ценностях. В свою
331
очередь, задача службы персонала на данном этапе — понять, насколько сотрудник «вписывается» в корпоративную культуру и, соответственно, i II сколько легко он сможет адаптироваться к работе в организации.
В процессе адаптации нового сотрудника участвуют как его нсп<> средственное руководство, так и сотрудники службы персонала. Необ ходимо на этапе трудоустройства исключить те ожидания кандидат! которые наверняка не оправдаются, и создать адекватное предсташк' ние об условиях труда.
Не менее важно, чтобы сотрудник хорошо осознавал критерии оценки его работы. В банке распространена практика, когда сотруднику ус танавливаются определенные цели, после достижения которых он успешно проходит испытательный срок. Одновременно его заработная плата повышается на заранее оговоренную сумму.
Как правило, процесс адаптации в зависимости от уровня позиции занимает два-шесть месяцев. Более трудоемким является процесс адап тации менеджеров среднего и высшего звена. Необходимо, чтобы но вый менеджер как можно быстрее лично познакомился с ключевыми сотрудниками и топ-менеджерами банка. С этой целью в первые дни работы проводятся специальные совещания, на которых новый руко водитель обсуждает задачи своего подразделения с руководителями других подразделений банка, узнает ожидания относительно свос-и работы. Для руководителей среднего и высшего звена проводятся ус тановочные адаптационные собеседования, знакомящие нового сотруд пика с корпоративной культурой и коллективом.
Важным является и своевременное получение от вновь принятых со трудников обратной связи — как позитивной, так и негативной. В те чение всего испытательного срока служба персонала поддерживает с внош. принятыми менеджерами обратную связь — выясняет, насколько он равдались их ожидания, выявляет трудности, с которыми они столкну лись в работе. Параллельно проводится оценка сотрудника его линей ным руководством — с использованием специальных оценочных форм.
На данном этапе служба персонала должна предотвратить возможные разногласия и конфликты и исправить какие-то ошибки, если это возможно. Как правило, перспективы успешной адаптации нового сотрудника в банке становятся ясны еще до окончания испытательного срока.
Особенности адаптации персонала в ЗАО «Страховая компания AIG Россия»1
Адаптация в AIG начинается уже на этапе интервью, в момент беседы с кандидатами, которым дается подробная информация о компании.
Затем успешный кандидат получает письменное приглашение работать в компании, в котором четко описываются должностные обязанности, социальный и компенсационный пакеты сотрудника. Таким образом, еще до фактического прихода в компанию новый работник знает, что AIG готова ему предложить и каковы его обязанности.
В первые дни работы в компании сотрудники, занимающиеся продажей, посещают тренинг, на котором знакомятся со структурой компании.
1 www.aig.ra
332
i >1иювременно внутри компании распространяется объявление о появлении i ювого работника с указанием его образования, предыдущего профес-• иоиального опыта, нового места работы. На период испытательного сро-i | (i ри месяца) каждый сотрудник получает обязательный план работы.
В течение всех трех месяцев непосредственный руководитель ново-IX) сотрудника еженедельно оценивает его профессиональные и личные I иособности (коммуникабельность, умение войти в команду, дисцип-шмированность, внешний вид и т.д.), поэтому финальное решение принимается на основе еженедельной работы с сотрудником. Это позволяет ■кончить испытательный срок раньше в том случае, если сотрудник не оправдывает ожиданий компании, а также строить эффективную сис-м'му обратной связи. Сотрудники, допускающие незначительные отступания от принятых в компании норм, могут при желании оперативно I корректировать свое поведение.
По окончании испытательного срока руководители общаются друг | фугом и составляют план работы на ближайшие шесть месяцев, до I н-дующей аттестации (она проводится два раза в год). Если сотрудник не проходит испытательный срок, он получает письменное уве-Юмление с указанием причин прекращения контракта.
Главная ошибка, которую совершают новые сотрудники, — невыпол-i id те взятых на себя обязательств. Сотрудник подписывает свой бюджетный план, который должен быть выполнен на 100%, — выполнение его HI ()7% уже неприемлемо для компании. Вторая распространенная ошиб-i i отсутствие эмоциональной готовности новых сотрудников к сложным и специфическим продажам страховых услуг; сталкиваясь с этими i южпостями, они предпочитают уйти из компании. Еще одна ошибка новых сотрудников — стремление к быстрому карьерному росту.
Ошибки зачастую совершает и сама компания: расстается с со-i рудником, которого можно было бы перевести на другую позицию, недооценивает сотрудников с недостаточно высоким уровнем знания английского языка.
В целом же главный секрет успеха работы с новыми сотрудниками — их незамедлительное включение в рабочие процессы и позиция о|крытости в компании. При несоблюдении этих правил адаптация иггруднена или просто невозможна.
Адаптация по Дрейку
В 2004 г. на британском сайте reed.co.uk1 было проведено ис-i исдование, посвященное адаптации новых сотрудников в компаниях Великобритании. Подавляющее большинство из более чем 1700 опрошенных (93%) указали, что плохая адаптация или ее отсутствие снижают продуктивность дальнейшей работы в компании. И ходе исследования были выявлены основные ошибки работо-i,i гелей в процессе адаптации новых сотрудников на работе:
1 www.reed.co.uk
333
• на введение в должность выделяется слишком мало времени;
• вводный курс проводится слишком поспешно;
• информация подается слишком формально и скучно;
• личное общение подменяется самостоятельным чтением кор поративного кодекса и других документов;
• уделяется слишком большое внимание частной жизни сотрудников;
• присутствия новых сотрудников никто не замечает;
• не проводится представление новых работников коллекти ву, они не включаются в командную работу;
• адаптация иногда проводится в слишком неформальной манере, заставляющей новичков испытывать неудобство и даже унижение (один новый работник был вынужден прыгать на одной ноге и петь в присутствии 20 коллег).
В результате один из 25 сотрудников уходит с нового места работы после плохо организованного вводного курса.
Основываясь на результатах исследования reed.co.uk, международная компания Drake International выпустила рекомендации, посвященные лучшей практике адаптации новых сотрудников.
Первый этап — предварительное предложение. Адаптация начи нается уже в тот момент, когда кандидат в первый раз встречается с компанией, формируя свое впечатление о ней. Создание положительного и реалистичного образа работодателя на этом этапе становится основой дальнейшего процесса адаптации. Управление ожиданиями кандидатов включает в себя такие компоненты, как описание организации и вакантной позиции, структуры компании и стиля управления. В идеале эта информация предоставляется в письменном виде, для того чтобы кандидат мог внимательно оценить, соответствует ли организация его представлениям.
Второй этап — расширение предложения. После того как кандидат принял предложение и подписал контракт, ему предоставляется подробная информация о будущей работе, касающаяся всех повседневных аспектов деятельности (компенсации и страховка, политика и практика, детальное описание работы и стандарты качества). Новому сотруднику следует устроить экскурсию по офису и представить его коллегам. Если все это будет сделано еще до наступления первого рабочего дня, то новичок будет чувствовать себя комфортно.
Третий этап — первый рабочий день. Обычная ошибка, совершаемая компанией в первый день работы сотрудника, — попытка предоставить ему всю необходимую информацию, которая, однако, не будет воспринята. Лучше всего начать этот день с неформального завтрака, на котором сотрудник встретит своих новых коллег. В таком случае будет достигнута главная цель этого этапа адаптации — помочь сотруднику чувствовать себя комфортно на новом месте.
334
Четвертый этап — адаптационный курс, который может быть pi (делен на две части: первая часть будет посвяшена организации, вторая— работе нового сотрудника. Весь адаптационный i \рс лучше всего построить в виде экскурсии, в ходе которой со-iрудник получает представление о том, как отдельные состав-г.нощие организации образуют единое целое.
Адаптационный курс может проводиться с участием не толь-i 0 новых, но и опытных сотрудников, которые как бы «освежают» свое видение организации. Любой адаптационный курс рекомендуется начинать с оценки информированности сотрудни-I ОВ и заканчивать этой оценкой. В таком случае будет понятно, и кикой информации нуждаются новички и как они ее усвоили.
Пятый этап — постадаптационный курс: сотрудник, чувствуя ии и мание на этом этапе, ощущает уверенность в том, что организация поддерживает его и не забывает о нем. В соответствии I рекомендациями компании Drake International этот период закапчивается через год после прихода нового сотрудника в компанию. Его естественным завершением должна стать оценка ре-(ультативности работы сотрудника.
ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КУЛЬТУР
Процесс обучения— один из важнейших элементов жизни и человека, и организации. Только в процессе обучения приобретаются новые знания, информация и представления, необходимые ami существования и успешного выполнения работы.
Анализ рыночной ситуации показывает значительный рост I проса на образовательные услуги и, как следствие, значительное увеличение числа фирм и организаций, разрабатывающих и осуществляющих различные программы обучения и тренинга как |дя руководителей, так и для рядового персонала организации.
Необходимо различать понятия «обучение» и «научение».
Обучение представляет собой основной путь получения образования как целенаправленно организованный и планомерно осуществляемый процесс овладения знаниями и умениями, тесно Связанный с воспитанием. В отличие от обучения теория наученияохватывает широкий круг таких процессов формирования ин-ишидуального опыта, как привыкание, запечатление, образование рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и т.п. Предметом научения является не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигатель-пых и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов — реакций на воздействие (стимулы) внешней среды. Благодаря при-
335
обретаемым навыкам поведения человек приспосабливается к среде и вырабатывает новые способы реагирования.
Механизм научения исходит из теории мотивации персонала. Для того чтобы существовать, человек должен постоянно осуществлять обмен с внешней средой, затрачивая на это свою энергию. При этом на уровне безусловного рефлекса действует фактор экономии сил. Благодаря этому фактору мотив как движущая сила активности Hi становится безусловной гарантией успеха, т.е. достижения цели Человек вынужден искать компромисс между необходимостью удои летворения потребности и необходимостью экономии сил, действу! методом проб и ошибок. Каждая ошибка, если она не обнаруживает предел возможных энергетических и органических затрат (на пример, не является смертельной), увеличивает опыт достижении Процесс приобретения такого опыта и есть научение. Итогом его является формирование так называемой формулы успеха, т.е. мо тива, задающего оптимальный баланс удовлетворения потребности и экономии сил, наилучшее соотношение целей и средств. Та кой мотив закрепляется в качестве навыка (т.е. итога проявлении активности, которые повторялись ранее) и стереотипа (т.е. обра i ца для проявления активности в дальнейшем) и превращается | мотиватор. Мотиватор представляет собой не что иное, как мак симально оптимизированный мотив, предполагающий проявление относительно стабильной реакции на определенный стимул. Реакция, вызываемая мотиватором, — условный рефлекс.
Наличие стабильных интересов ориентирует человека на определенные идеалы результативного поведения. Складываются универсальные эталоны активности и ее результатов, которые есть ценное ти, определяющие стратегическую ориентацию поведения субъек та. Осознанные ценности — убеждения, осознанная система ценностей — мировоззрение. Наиболее совершенной формой научения является инсайт — реорганизация накопленного опыта благодаря мозговой деятельности для применения его в новых условиях.
Взаимосвязь систем обучения и научения приведена в табл. 6.2.1.
336 |
Таблица 6.2.1
Окончание табл. 6.2.1 |
Поскольку обучение и научение являются двумя сторонами одного и того же процесса профессионального развития персонала предприятия, их использование должно быть взаимодополняющим. Это послужит залогом успешного превращения ком-
337
пании в научающуюся организацию, обладающую рядом качеств, позволяющих ей эффективнее других действовать в быстро меняющейся окружающей среде.
Современное понимание термина «научающаяся организация» рассмотрено К. Арджирисем, который выделил обучение первого порядка (одинарную петлю) и обучение второго порядки (двойную петлю) в организации. Обучение по одинарной петле повышает способности достижения целей путем рутинного поведенческого научения без существенных изменений базовых устоев (позже такое обучение было названо адаптивным). Обу чение по двойной петле приводит к переоценке организацией ных целей, ценностей и убеждений, включает изменение корпоративной культуры и научение организации тому, как учиться (такое обучение является, по П. Сенге, порождающим -генеративным— научением). «Мы находимся в процессе фуп даментального сдвига философии и практики менеджмента. Традиционная организация прошлого, ориентированная на ресурсы, стремительно уступает свои позиции нарождающейся организации, в основе которой лежат знания»1.
Существует несколько способов воплощения идеи самообуч;| ющейся организации в жизнь. Один из наиболее проработан ных— изучение группы как фокуса всех изменений, внутри- и межгрупповых процессов и явлений. Обучение и тренинги и группе осуществляются по одинарной и двойной петле.