Окказиональное словообразование
Одной из вечных проблем лингвистики является проблема языка и речи, проблема взаимодействия языковых единиц, привычных для носителей языка, каноничных, системных, закрепленных и речевых единиц, внесистемных, необычных, индивидуальных. Сравните: Цвети земля в молотьбе и сеятьбе.
Молотьба – слово, существующее в лексическом фонде, зафиксированное в словаре, понятное носителям языка. Сеятьба – слово, не существующее в языке, его нет в словарях, оно существует в речи. У этого слова есть автор, оно творимо. Итак, есть 2 языковых факта: 1) узуальный ‘общепринятое употребление языковой единицы’, 2) окказиональный ‘индивидуально-авторское употребление языковой единицы’.
Окказионализмы широко распространены в художественной литературе и детской речи. Окказиональные слова тесно связаны с контекстом, живут в нем, мотивированы внутри него. Часто окказионализмы отрываются от контекста, начинают самостоятельно жить, забывается их автор. Тогда из факта окказионального они становятся фактом узуальным. Таковы слова промышленность, созданное Н.М.Карамзиным, стушеваться – Ф.М.Достоевским, злопыхательство, мягкотелый – М.Е.Салтыковым-Щедриным. Окказиональное словотворчество может быть одним из источников пополнения лексического запаса.
Словообразовательный анализ. Его объективные и субъективные трудности. |
Каким бы трудным ни казался разбор по составу, без него нельзя изучать русский язык. Этот разбор имеет огромное значение для развития языковых и речемыслительных способностей учащихся. Знание морфем во многом помогает учащиеся овладеть словарным богатством русского языка. Разбирая слова по составу, они понимают системные связи в различных лексических группировках – в словообразовательных гнездах, в одноморфемных словах. Учащиеся сравнивают их по форме и значению, находят общее и различное в лексических, словообразовательных и грамматических значениях слов.
Грамотно проводимый разбор слов по составу является великолепной гимнастикой ума. Он развивает речевые и мыслительные способности учащихся, поскольку его основными мыслительными операциями являются наблюдение, сопоставление фактов, анализ и синтез, аргументированное принятие решений.
Без знания морфемики и словообразования нельзя освоить русское правописание. Дело не только в том. что написания многих слов зависит от значения морфем (например, ПРЕ и ПРИ, НЕДО и ДО или правописание одинаково звучащих слов – датировать/дотировать, развивается/развевается), но и в том, что ведущий принцип орфографии заключается в единообразном написании морфем слова независимо от их произношения.. Орфографические правила формулируются с опорой на морфемы, орфограммы отыскиваются в морфемах.
1. В лингвистике нет единого мнения о том, что нужно понимать под словообразованием: или действительно имевший место в истории процесс образования одного слова от другого (диахронный подход), или отношения структурно-семантической мотивации между родственными словами, существующими в современном языке без учета их истории (синхронный подход). Конечно, в школьном курсе реализован синхронный подход, который вполне отвечает целям и задачам методики обучения учащихся. Он опирается на современное значение и морфемное строение слов, при этом не требует этимологических поисков. Однако в практической работе учитель встречается с трудными случаями и остается с ними одни на один, поскольку обилие справочной литературы отражает разные позиции и разные принципы анализа. Например: слова подвал с синхронной точки зрения имеет основу, равную корню, а в диахронном анализе в нем выделяется приставка под-. Слово истина с синхронной позиции имеет основу, равную корню, а в диахронном аспекте в нем корень ист- и суффикс ин-. У слова плотник в синхронном аспекте основа равна корню, а исторически в нем выделялись два суффикса.
При проведении морфемного анализа нужно обязательно учитывать чередования: собирать- соберу – сбор, нанимать – найму – нанять, копить – коплю, будить – бужу. Нужно учитывать вариативность корней – (кот – кошка, карман - кармашек) и вариативность основ (мать – матери, время - времени), необходимо учитывать также явление супплетивизма (человек – люди, иду - шел). При морфемном и словообразовательном анализе необходимо обращать внимание на морфонологические изменения. Поэтому учитель должен тщательно подбирать слова для морфемного анализа, учитывая возраст учащихся, их объем знаний.
Сведения по фонетике понадобятся учителю уже на этапе выделения основы и окончания. Например, в словах, оканчивающихся на письме йотированными буквами. Эти буквы могут входить в состав суффикса и окончания одновременно: Приморь[j э], Поволожь[j э], заречь[j э].
Йотированные буквы могут обозначать конечный звук основы и окончание в косвенных падежах существительных на – й: края, соловью, алюминием. В школе в таких формах принято буквенное обозначение окончаний.
При разборе слов по составу необходимо учитывать семантику слова, иначе такой анализ окажется бессмысленным. Особенно это важно при разборе грамматических омонимов. Сравните разбор существительного стекло и глагола стекло, существительного забор (деревянное ограждение) и отглагольное существительное забор (крови).
Возможно различное членении основы у многозначного слова в зависимости от значения, реализованного в контексте: розовый куст (в основе выделяются корень и суффикс) и розовый шарфик (основа равна корню). Ягодник (куст) в своей структуре имеет два суффикса, ягодник (человек, собирающий ягоды) имеет один суффикс.