Синтаксические особенности
Научному стилю свойственны доказательность, аргументированность изложения, что находит отражение в композиционном строении текстов и в их синтаксическом строе. В информации автора синтаксических структурах научного стиля максимально демонстрируется отстраненность автора, объективность излагаемой информации. Это выражается в использовании пассивных (страдательных) конструкций.
Об условиях употребительности пассивных конструкций писал Ш. Балли: «Когда ум погружается в созерцание и становление явлений, все кончается тем, что забывают, чем был вызван данный душевный процесс, забывают о деятеле, субъект глагола остается в тени» [4, с. 380].
Реальный производитель действия в пассивных конструкциях обозначается не грамматической формой подлежащего в именительном падеже, а формой второстепенного члена в творительном падеже или вообще пропускается.
Широко распространены в научном стиле безличные предложения с модальными словами и инфинитивом, с безличными глаголами и личными в значении безличных. Например: «Нам надлежит рассмотреть, каковы же были последствия этих законов», «Надо заметить, что случаев смешения, пропусков и замен в текстах старославянской письменности сравнительно немного» (А.М. Камчатнов. Старославянский язык: Учебное пособие. — М., 2001).
Среди двусоставных предложений преобладают такие, в которых сказуемое является составным именным, что определяется задачей научных текстов: выявить признаки, качества, свойства изучаемых объектов. При этом в настоящем времени связка может быть как нулевой, так и материально выраженной глаголами есть и суть (в этом — еще одно отличие научного стиля от других). Например: «Слово есть не что иное, как культура в её специфическом выражении» (Г.О. Винокур). «Жизнь есть лучший экзамен» (К.Э. Циолковский).
Простые предложения часто бывают осложнены обособленными членами, выраженными причастными и деепричастными оборотами, вводными конструкциями, обозначающими последовательность сообщений, степень достоверности и источник информации (во-первых, наконец, как утверждают..., в соответствии с выводами...).
В простом предложении последовательно реализуется прямой порядок слов, что усиливает собственно информативную сторону сообщения: Лабораторные опыты проводятся в течение семестра.
По цели высказывания предложения повествовательные. Вопросительные предложения используются лишь в функции сосредоточения внимания читателя или слушателя на каком-либо вопросе. Например: Что же такое норма? Номинативные предложения редки. Используются как заголовки или пункты плана. Логичность и доказательность научной речи обусловливают активное использование сложных союзных предложений, в том числе и сложносочиненных с придаточными изъяснительными, определительными, причины, цели, условия, следствия, уступки и сложносочиненных со смысловыми отношениями согласования противопоставления: необходимо подчеркнуть, что..., не только утверждается, но и...
В научной речи распространено такое явление, как сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство). Чаще всего оно оформляется как абзац, включающий от 3—4 до 7—8 предложений. Для предложений характерна тематическая спаянность. Между самостоятельными предложениями абзаца широко используются языковые средства связи (синтаксический параллелизм, союзы, местоимения, повторы, вводные слова и др.). При этом действует принцип логического членения, соответствующий коммуникативной организации сообщения: первая фраза указывает на тему сообщения, далее тема аргументируется, завершается абзац чаще всего заключением-выводом. Пример:
Психология управления — это отрасль практической психологии. Предметом практической психологии является проблема взаимоотношений. Следовательно, современная психология управления рассматривает проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий с точки зрения ситуаций управления, менеджмента, и в этом — специфика ее предмета (Н.Н. Вересов. Психология управления. — М., 2001).
В научном тексте нередко встречаются цитаты со строгими ссылками на источник, используются сокращения-аббревиатуры, принятые в данной науке.
Тексты научного стиля могут содержать не только языковую информацию, но и различные формулы, символы, таблицы, графики, схемы. В большей степени это распространяется на тексты дисциплин естественно-научного цикла, хотя графическую информацию может включать любой научный текст — это одно из свойств научного стиля.
4.3.Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности
Научный стиль отличается единством норм отбора и организации языковых средств. Разумеется, между произведениями гуманитарных, технических, медицинских и других наук можно обнаружить языковые различия, но они касаются в основном терминологии. Очень невелики и жанровые различия: стилистические особенности статьи, тезисов, монографии, диссертации и т.д. отражают характер постановки и решения вопросов в соответствующих произведениях, а не в их функциональных особенностях.
Все жанры по-своему концентрируют черты научного стиля: номинативный строй повествования, сквозную логическую линию связи композиционных частей, выделенных в самостоятельные текстовые единицы.
Композиция — это строение, соотношение и взаимное расположение частей произведения.
В научном стиле, как и в каждом функциональном стиле, существуют свои определенные правила текстовой композиции. Текст воспринимается обычно от частного к общему, а создается от общего к частному.
Композиционно любое научное произведение, независимо от области науки и жанра, содержит две взаимосвязанные части — описательную (обзорную), в которую включается и введение, и основную, в которую входит и заключение.
В описательной (обзорной) части отражается ход научного исследования. Во введении обосновывается актуальность научного исследования, формулируется предмет исследования, цели и методы, излагается (если необходимо) история вопроса и прогнозируется ожидаемый результат. В основной части научного произведения освещаются методика и техника исследования, достигнутый результат. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания проблемы, выносятся в приложение. Для научных произведений обязателен справочно-библиографический материал, который помещается в конце работы. Выбор композиции научного произведения, ее детализация зависят от ряда факторов: от области науки, жанра, от вида решаемой научной задачи, избранного метода исследования и т.д.
Композиционные принципы организации речевого произведения, как отмечает А.Н. Васильева в работе «Основы культуры речи», «формируются в речевом сознании (подсознании) человека в процессе речевой практики, а также часто и специального обучения» [16, с. 48]. Такому обучению в значительной мере способствует учебно-научная литература, которая, излагая в доступной, адаптированной форме основы той или иной науки, имеет свои особенности, отличающие ее от других видов научной литературы (монографии, диссертации, проблемной статьи и др.).
Основные черты научно-учебной литературы: предметно-логическая последовательность, постепенно развертывающаяся манера изложения, определенная сжатость, мотивированная тем, что, с одной стороны, излагается только часть накопленной информации о предмете данной науки, а с другой — именно эта часть является базовой, в ней предмет изложения рассматривается равномерно и разносторонне.
Для учебной сферы деятельности наиболее актуальны учебно-научная и научно-информативная литература. Поэтому более подробно остановимся на тех жанрах научного стиля, которые в первую очередь необходимы студентам. С учебниками, учебными пособиями, словарями как жанрами они знакомятся еще в рамках школьной программы. Методические пособия, предназначенные для студентов, предполагают, что с помощью учебников обучаемые уже осмыслили теоретические основы той или иной науки как системы, и задачей методических пособий становятся практические рекомендации по организации целенаправленной самостоятельной работы.