Невербальные средства взаимодействия

Восточная мудрость гласит: «Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют». Достижению взаимопонимания спо­собствует не только грамотное говорение, эффективное слуша­ние, но и «прочтение» экспрессивного репертуара собеседника, т. е. того, что называется языком телодвижений («боди ленгвидж»).

Невербальная коммуникация представляет собой не только об­мен экспрессивными сообщениями между людьми, но и их ин­терпретацию. Поскольку язык тела и внутренний мир человека взаимосвязаны, постольку отслеживание такой информации в ходе общения сможет вооружить его участников сведениями о мораль­но-личностном потенциале собеседника, о его внутреннем мире, настроении, помыслах и чувствах, намерениях и ожиданиях, пе­реживаниях, степени решительности.

Рефлекторная природа большинства реакций человека не по­зволяет ему в полной мере контролировать собственные жесты, позу и мимику. Многие люди редко задумываются над своими дви­жениями во время разговора, поэтому в ситуации, когда их мыс­ли и слова не совпадают, выдают именно глаза и жесты: они яв­ляются местами утечки информации. Один из специалистов в этой сфере, А. Мехрабьен, уверен, что слова передают только очень небольшую часть сообщения, всего 7 %, и сообщают лишь о ло­гичности, компетентности, разнообразии лексикона, культуре речи говорящего.

Получаемые визуальные сообщения основываются на физи­ческом облике говорящего — мимике, позе, жестах — и свиде­тельствуют о душевном состоянии. Для того чтобы понимать этот язык, необходимо изучить различные средства невербального вы­ражения эмоций и уметь их корректно и адекватно интерпрети­ровать.

Распознать собеседника нам позволяет включенное наблюде­ние, внимание, часто неосознанное, к мелким невербальным сигналам (изменение зрачков, спрятанная правая рука) и умение их «считывать». Психологами обнаружено, что при неискренно­сти, лукавстве, лжи и противоречиях у человека появляется не­конгруэнтность (от лат. — соответствую­щий, совпадающий), т.е. не совпадают речевые и неречевые сиг­налы. Интересно, что об этом размышляли еще древние, свиде­тельством чего является само происхождение слова «интуиция». Латинское тШеп означает просто «внимательно смотреть». На этом принципе основан широко известный «детектор лжи», отмечаю­щий благодаря чувствительным датчикам то, что с трудом разли­чает и анализирует глаз.

Невербальные коммуникации обычно осуществляются совмест­но с вербальными и всегда как часть ситуации, которая передает контекст. Когда мы говорим, что невербальные сообщения интер­претируются как имеющие смысл, то имеется в виду, что люди действуют так, как будто у них есть определенное намерение, хотя они подают невербальные сигналы бессознательно или непроиз­вольно (когда кто-то, хлопая ладонью по столу, громко говорит «Баста!», мы интерпретируем громкость голоса и удар как наме­ренное подчеркивание смысла сказанного).

Особенностями невербальных сообщений являются их ситуативность — тон голоса указывает на нынешнее состояние говоря­щего и его отношение к предмету разговора, к собеседнику в не­посредственный момент взаимодействия; синтетичность — экс­прессивное поведение воспринимается комплексно, трудно вы­делить отдельные единицы невербальных сигналов; непроизволь­ность — многие невербальные сигналы спонтанны.

Хотя во всем мире используются, по большей части, одни и те же невербальные сигналы, они могут восприниматься и интерпре­тироваться по-разному. Например, если у человека выступили сле­зы, то они могут свидетельствовать о страдании, боли, о сопережи­вании кому-то, а могут быть и слезами радости; улыбка может озна­чать удовольствие от контакта, а может быть маской вежливости.

Кроме движений и голоса, которые сопровождают речь, не­вербальная коммуникация также включает в себя сообщения, пе­реданные с помощью организации окружающего нас физическо­го пространства, предпочтений в одежде, мебели, освещении, температуре и цветовом оформлении интерьеров. Умение «считы­вать» невербальные сигналы позволяет распознавать затруднения, возникающие на уровне разговора и отношений, и перестроиться в процессе собеседования. Благодаря обратной связи можно также перепроверить правильность своей интерпретации воспринимае­мых сигналов, а также вести контроль истинности наблюдения, чтобы не наделать ошибок, которые скажутся на эффективности взаимодействия.

Теперь рассмотрим более подробно основные каналы невер­бальной коммуникации. Важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с участием разных сенсорных систем: зрения, слуха, ощущения, вкуса, обо­няния. В силу полисенсорной природы невербальной коммуника­ции выделяют такие ее виды, как кинесика, такесика, проксемика, паралингвистика (просодика) и экстралингвистика.

Все обозначенные виды невербальных сообщений не изолиро­ваны, находятся во взаимодействии, иногда дополняя друг друга, иногда вступая в противоречие друг с другом, однако при этом каждую позицию можно исследовать самостоятельно.

Кинесика.Из всех видов невербального поведения люди боль­ше всего знакомы с кинесикой, или движениями, к которым от­носятся зрительный контакт, выражение лица, жесты и изменение позы в процессе общения. «Кин» — мельчайшая единица, «буква» движения. Считывая «кины», мы в итоге можем интер­претировать сообщения, передаваемые через жесты и другие дви­жения тела.

В кинесике различаются цифровые сигналы — символические, абстрактные, т. е. слова, и аналоговые (неязыковые) сигналы — язык тела, который содержит большое количество сигналов, сообща­ющих партнерам информацию на уровне отношений. Наиболее выразительными средствами являются зрительный контакт и вы­ражение лица.

Зрительный контакт, или контакт глазами, находится в тес­ной связи с речевой коммуникацией и характеризуется тем, как и сколько времени мы смотрим на другого человека в процессе взаи­модействия. Взгляд выполняет многочисленные функции и гово­рит о следующем: слушаем ли мы собеседника, какие чувства при этом испытываем; доминируем (смотрим в упор) или подчиня­емся (часто моргаем, избегаем контакта глаз).

Глаза играют особую роль при коммуникации посредством мимики. Продолжительный контакт глаз может быть сигналом восхищения, тогда как краткий контакт глаз обычно означает бес­покойство. С другой стороны, прямой контакт глаз в течение бо­лее 10 секунд может вызвать у собеседника психологический дис­комфорт и беспокойство. Психологами замечено, что общитель­ные и уверенные в себе люди смотрят на собеседников присталь­нее и дольше, чем замкнутые, направленные «вовнутрь себя». До­казано, что максимальное время, в течение которого прямой взгляд незнакомого человека переносится без дискомфорта, не превышает 3 секунд. Не очень уверенные в себе люди начинают ощущать напряжение и беспокойство раньше. Оптимальным в об­щении является спокойный, внимательный взгляд.

Контакт глазами особенно важен при разговоре, беседе, так как он выполняет регулирующую функцию. С помощью визуаль­ного контакта можно начать разговор, дать сигнал о необходимо­сти реплики или о конце высказывания. Частота контактов позво­ляет судить о степени межличностной близости между собеседни­ками, а направление взгляда при взаимодействии зависит от со­держания общения, индивидуальных различий собеседников, от сложившегося характера взаимоотношений.

Считается, что люди должны смотреть друг на друга во время беседы в среднем от 30 до 60 % времени. Замечено также, что если люди во время собеседования смотрят друг на друга более 60 % времени, то они, по всей вероятности, больше заинтересованы в личности партнера, чем в предмете общения. Кроме того, извест­но, что в монологах люди смотрят на партнеров в течение 40-45 % всего времени общения, тогда как в активном диалоге — в течение 60-65 %. Считается также, что если собеседники не смотрят в глаза друг другу, то они что-то скрывают, имеют сомни­тельные намерения. То же самое может означать, когда глаза умыш­ленно «отвлекают» (например, избегают контакта глаз, вращаясь на кресле влево или вправо, снимая с себя невидимые пылинки, рассматривая что-то в окне, рисуя, протирая очки).

Таким образом, поддерживая зрительный контакт, можно оп­ределить, обращает ли собеседник на вас внимание или нет, ин­тересен ли ему разговор и вызывает ли у него сказанное вами какие-либо чувства.

Наши рекомендации