Типы сетевых СМИ: дифференциация по тематике, целевому назначению, характеру аудитории
Редакцией указанного СМИ должен быть также обеспечен постоянный доступ для любого пользователя соответствующей информации к следующим выходным данным:
· регистрационный номер сетевого СМИ (в случае, если сетевое СМИ не освобождено от регистрации).
· учредитель (соучредители),
· фамилия, инициалы главного редактора,
· адрес и контактная информация редакции.
Именно выходные данные отличают СМИ от любой другой интернет-страницы.
Сетевые СМИ делятся на:
· Эквивалентные копии традиционных СМИ, или их электронные версии.
· Модифицированные онлайн-версии традиционных СМИ, которые возникли на почве своих оффлайн-прототипов, но не копируют их, а проводят собственную информационную политику, имеют собственную, отличную от "родителя" схему вещания, соответствующую выбранному каналу.
· Медиапроекты, возникшие в сети и не имеющие оффлайновых прототипов. Многие из них прямо заявляют о своих коммерческих целях.
Можно различать вебиздания по сходности с их традиционными аналогами:
1) интернет-газеты - часто обновляемые издания, специализирующиеся в основном на новостях;
2) интернет-журналы - издания в основном аналитического характера;
3) интернет-радио - web-радиостанции;
4) web-телевидение - развивающееся интерактивное телевидение;
1. По способу трансляции:
· эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя);
· спутниковое (например, «Космос-ТВ» – совместное российско-американское предприятие, предлагающее российскому потребителю спутниковые телепрограммы западных компаний; в России эру непосредственного спутникового телевещания в конце1996 г. открыли четыре телеканала «НТВ плюс»);
· кабельное (компания «КТВ-1», кабельные сети в городах России)
2. По типу деятельности:
· вещательные (осуществляющие телетрансляцию программ, в большинстве своем это универсальные телеорганизации, имеющие и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру);
· программопроизводящие (продюсерские фирмы);
· дистрибьюторы (своеобразная инфраструктура телевещания).
3. По принципу образования:
· из старых структур;
· новообразованные.
4. По охвату аудитории:
· общероссийское (РТР) – аналог Центрального телевидения (в еще большей мере это относится к следующему пункту);
· межгосударственные (ОРТ);
· региональные («Юг России»);
· местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона).
5. По способу распространения телесигнала:
· общенациональные (ОРТ, РТР);
· сетевые («ТВ-6 Москва»);
· местные.
6. По специализации программ:
· общие;
· специализированные (Спорт).
7. По форме собственности:
· государственные;
· негосударственные, среди которых имеются все разнообразные дозволенные законом формы собственности:
1) частные (Рен-ТВ, Гимини фильм Интернешнл);
2) акционерные общества:
– открытого типа (Центр коммерческого телевидения);
– закрытого типа («2 х 2 Телемаркет»);
– общества с ограниченной ответственностью (Агентство Парадиз);
– товарищества с ограниченной ответственностью (Екатеринбург Арт Home Video).
– корпорация (Видеофильм);
– киноассоциация (Dixi — создатель знаменитой программы «Куклы» на НТВ, пострадавшая сторона в истории с программой «Национальный интерес»);
– продюсерский центр («Московский стиль» — производство программ «Момент истины», «Маски-шоу»; «Джентльмен-шоу»);
– концерн («Красная площадь» — основатель, продюсер и директор Валерий Комиссаров, программы «Мужские и женские истории», «Моя семья»);
– независимая телестудия (ИМИ-ТВ, Уралфильм);
· смешанные компании с участием зарубежных инвесторов (АОЗТ Российско-Британская творческая ассоциация «Ист-Вест»).
Что касается дифференциации, профилирования отечественных телеканалов в процессе развития многопрограммности, то она протекает следующим образом:
· по тематическому признаку: информация; музыка; кино; культура и искусство и т.д.;
· по аудиторному (адресному) признаку: для детей; для молодежи; для женщин; для пенсионеров; для пожилых людей; для домохозяек и т.д.;
· по национальному признаку: республиканская программа; программа для национальных групп населения; программа для проживающих вне территорий своих национальных образований;
· по территориальному признаку: общегосударственная (интеграционная – межгосударственная, зарубежная, на зарубежную аудиторию) телепрограмма, местная (региональная, вплоть до кабельной сети поселка, микрорайона) программа;
· по временному признаку: круглосуточные программы; программы, вещающие определенное время (или с плавающим графиком вещания);
· по источнику финансирования: государственный (бюджетный) телеканал; платный (функционирующий за счет абонементной платы телезрителей либо подписной, по аналогии с печатной периодикой); общественный (работающий за счет фондов общественных организаций, добровольных пожертвований предприятий и частных лиц); коммерческий (самоокупаемый, прежде всего за счет рекламы); арендный (политическая партия, общественное движение, государственная или кооперативная организация, частное лицо или программная телефирма арендуют время у вещательной организации).
Независимо от технической и организационной базы реализации вещательной деятельности любой действующий или вновь создаваемый телеканал будет непременно обладать одним или несколькими указанными типологическими признаками.
Однако сегодняшние функции телеэкрана не ограничиваются возможностями вещания. Телеэкран становится все более полифункциональным. По крайней мере три его функции общеизвестны: телевизор, видеотелефон и дисплей компьютера. Собственно телевидение включает в себя следующие разновидности:
· антенное (традиционное, классическое, трансляционное) телевизионное вещание;
· спутниковое (непосредственное, глобальное, всемирное) телевидение (мировидение);
· кабельное (абонентское) телевидение;
· кассетное (видеотечное) телевидение — видеодиски (лазеровидение);
· титровое телевидение — видеотекс, телетекст.
5) специализированные информационные агентства - ресурсы, поставляющие информацию с телетайпных лент;
6) мегамедийные ресурсы - ресурсы, объединяющие в себе несколько позиций.