Информационные технологии и ТСО в образовательном процессе
Филиал «Индустриально-педагогический колледж»
Учреждение образования
«Республиканский институт профессионального образования»
Специальность 2-02 06 01-02
«Технология»
Курсовая работа
По дисциплине: Педагогика
тема: Современные средства обучения
Выполнил учащийся группы 131-03: Коржаневский Михаил
Викторович
Руководитель: Цвирко Лариса Анатольевна
Минск
Содержание работы:
Тема: современные средства обучения в педагогическом процессе.
Введение
I. Основная часть
1 Информационные технологии и ТСО в образовательном процессе.
1.1 ТСО в учебно-воспитательном процессе и компетентность учителя в их использовании.
2 Основные виды технических средств обучения и их характеристика.
3 Психолого-педагогические основы применения технических средств обучения и воспитания.
3.1 Психологические особенности использования ТСО.
3.2 Дидактические основы использования технических средств обучения и воспитания.
4 Методика использования ТСО в учебно-воспитательном процессе.
4.1 Подготовка учителя к использованию ТСО в учебно-воспитательном процессе.
4.2 Методика применения статичных экранных пособий.
4.3 Методика применения звуковых средств.
4.4 Использование экранно-звуковых средств в учебно-воспитательном процессе.
4.5 Комплексное использование ТСО
II. Практическая часть
Заключение
Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество характеризуется очень быстрыми и глубокими изменениями. Об этом свидетельствуют изменения, происходящие в общественной структуре, жизни, отношениях и т. д. Все изменения, которые вносят что-то, обычно называют новшествами. Сегодня новшества вторгаются во все области образования, науки, здравоохранения, техники, политики и так далее. Поэтому нововведения становятся предметом внимания и обычного человека и научного работника, темой и каждодневных разговоров и научных бесед.
Образования как подсистема глобальной общественной системы, так же не должно отставать от новых технических нововведений. Поэтому главной целью данной работы является изучить и охарактеризовать роль современных средств обучения в педагогическом процессе. По мере изучения данной работы будут решаться основные задачи:
· Ознакомиться с основными информационными технологиями и техническими средствами обучения в учебно-воспитательном процессе.
· Сравнить основные виды технических средств обучения и их характеристики.
· Определить психолого-педагогические основы применения технических средств в обучении и воспитании.
· Изучить методику использования технических средств обучения в учебно-воспитательном процессе.
I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Информационные технологии и ТСО в образовательном процессе.
Информационные технологии (ИТ.) – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, сбор, обработку, хранение, распространение и отображения информации с целью снижения трудоёмкости процессов использования информационного ресурса, а так же повышения их надёжности и оперативности.
Информационные технологии характеризуются следующими основными свойствами:
a) Предметом (объектом) обработки (процесса) являются данные;
b) Целью процесса является получения информации;
c) Средствами осуществления процесса являются программные, аппаратные и программно-аппаратные вычислительные комплексы;
d) Процессы обработки данных разделяются на операции в соответствии с данной предметной областью;
e) Критериями оптимизации процесса является своевременность доставки информации пользователю, её надёжность, достоверность и полнота.
Три технических достижения составляют основу ИТ.:
· Появления новых средств накопления информации на машиночитаем носителях (магнитные ленты, кинофильмы, магнитные и лазерные диски).
· Развитие средств связи, обеспечивающих доставку информации практически в любую точку земного шара без существенных ограничений (радиовещание, телевидение, спутниковая связь, телефонная сеть и др.).
· Возможность автоматизированной обработки информации с помощью компьютера по заданным алгоритмам.
Информационные технологии делятся на три группы:
Сберегающие - экономят труд, время, материальные ресурсы.
Рационализирующие – улучшают автоматические системы поиска, заказа.
Созидающие (творческие) – информационные технологии включают человека в систему переработки и использовании информации.
Современные новые информационные технологии обучения (НИТО) – это совокупность внедряемых в системы организационного управления образованием и системы обучения принципиально новых систем и методов обработки данных, представляющих собой целостные обучающие системы, и отображения информационного продукта (данных, идей, знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той среды, в которой они развиваются. Это синтез современных достижений педагогической науки и средств информационно вычислительной техники. НИТО подразумевает научные подходы к организации учебно-воспитательного процесса с целью его оптимизации и повышения эффективности, а так же постоянного обновления материально-технической базы образовательных учреждений.
В настоящее время развиваются следующие направления НИТО:
1. универсальные информационные технологии
2. компьютерные средства телекамуникаций
3. компьютерные обучающие и контролирующие программы, компьютерные учебники
4. мультимедийные программные продукты
Следует разбираться в таких понятиях, как компьютерное обучение (КО) и электронное обучение (ЭО). Согласно определению, компьютерное обучение – такая система обучения, в которой одним из ТСО выступает компьютер. Однако современные разнообразные ТСО всё больше развеваются на основе последних достижений макро и микроэлектронике, т. е. – электронное обучение – обучение с помощью систем и устройств современной электроники. Различают два основных вида ЭО:
· рецептивный – восприятие и усвоение знаний, передаваемых с помощью аудиовизуальных средств (эпидиапроекторов, магнитофонов, видеомагнитофонов и других ТСО)
· интерактивные – обучения в процессе взаимодействия человека и компьютера в диалоговом режиме.
Информатизация образования – процесс довольно сложный и требующий определённого времени и поэтапности осуществления:
1) массовое освоение средств НИТ – создание компьютерных классов, средств телекоммуникаций, оперативной полиграфии, систем интерактивного видео, баз данных и программных средств путём базовой подготовки учителей и учащихся;
2) активное внедрение средств НИТ в традиционные учебные дисциплины, пересмотр содержания образования, разработка программного обеспечения, компьютерных курсов, видео – и аудиоматериалов на компактных дисках;
3) радикальная перестройка непрерывного образования, введение дистанционного обучения, смена методической основы обучения, замена вербального обучения аудиовизуальным.
Сегодня можно утверждать, что внедрение НИТО способствует:
индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учётом способностей, интересов и потребностей обучаемых;
изменению характера познавательной деятельности учащихся в сторону её большей самостоятельности и поискового характера;
повышение гибкости, мобильности учебного процесса, его постоянному обновлению;
изменению форм и методов организации внеучебной жизнедеятельности воспитанников и организации их досуга.