Информационные технологии и ТСО в образовательном процессе

Филиал «Индустриально-педагогический колледж»

Учреждение образования

«Республиканский институт профессионального образования»

Специальность 2-02 06 01-02

«Технология»

Курсовая работа

По дисциплине: Педагогика

тема: Современные средства обучения

Выполнил учащийся группы 131-03: Коржаневский Михаил

Викторович

Руководитель: Цвирко Лариса Анатольевна

Минск

Содержание работы:

Тема: современные средства обучения в педагогическом процессе.

Введение

I. Основная часть

1 Информационные технологии и ТСО в образовательном процессе.

1.1 ТСО в учебно-воспитательном процессе и компетентность учителя в их использовании.

2 Основные виды технических средств обучения и их характеристика.

3 Психолого-педагогические основы применения технических средств обучения и воспитания.

3.1 Психологические особенности использования ТСО.

3.2 Дидактические основы использования технических средств обучения и воспитания.

4 Методика использования ТСО в учебно-воспитательном процессе.

4.1 Подготовка учителя к использованию ТСО в учебно-воспитательном процессе.

4.2 Методика применения статичных экранных пособий.

4.3 Методика применения звуковых средств.

4.4 Использование экранно-звуковых средств в учебно-воспитательном процессе.

4.5 Комплексное использование ТСО

II. Практическая часть

Заключение

Список литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество характеризуется очень быстрыми и глубокими изменениями. Об этом свидетельствуют изменения, происходящие в общественной структуре, жизни, отношениях и т. д. Все изменения, которые вносят что-то, обычно называют новшествами. Сегодня новшества вторгаются во все области образования, науки, здравоохранения, техники, политики и так далее. Поэтому нововведения становятся предметом внимания и обычного человека и научного работника, темой и каждодневных разговоров и научных бесед.

Образования как подсистема глобальной общественной системы, так же не должно отставать от новых технических нововведений. Поэтому главной целью данной работы является изучить и охарактеризовать роль современных средств обучения в педагогическом процессе. По мере изучения данной работы будут решаться основные задачи:

· Ознакомиться с основными информационными технологиями и техническими средствами обучения в учебно-воспитательном процессе.

· Сравнить основные виды технических средств обучения и их характеристики.

· Определить психолого-педагогические основы применения технических средств в обучении и воспитании.

· Изучить методику использования технических средств обучения в учебно-воспитательном процессе.

I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Информационные технологии и ТСО в образовательном процессе.

Информационные технологии (ИТ.) – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, сбор, обработку, хранение, распространение и отображения информации с целью снижения трудоёмкости процессов использования информационного ресурса, а так же повышения их надёжности и оперативности.

Информационные технологии характеризуются следующими основными свойствами:

a) Предметом (объектом) обработки (процесса) являются данные;

b) Целью процесса является получения информации;

c) Средствами осуществления процесса являются программные, аппаратные и программно-аппаратные вычислительные комплексы;

d) Процессы обработки данных разделяются на операции в соответствии с данной предметной областью;

e) Критериями оптимизации процесса является своевременность доставки информации пользователю, её надёжность, достоверность и полнота.

Три технических достижения составляют основу ИТ.:

· Появления новых средств накопления информации на машиночитаем носителях (магнитные ленты, кинофильмы, магнитные и лазерные диски).

· Развитие средств связи, обеспечивающих доставку информации практически в любую точку земного шара без существенных ограничений (радиовещание, телевидение, спутниковая связь, телефонная сеть и др.).

· Возможность автоматизированной обработки информации с помощью компьютера по заданным алгоритмам.

Информационные технологии делятся на три группы:

Сберегающие - экономят труд, время, материальные ресурсы.

Рационализирующие – улучшают автоматические системы поиска, заказа.

Созидающие (творческие) – информационные технологии включают человека в систему переработки и использовании информации.

Современные новые информационные технологии обучения (НИТО) – это совокупность внедряемых в системы организационного управления образованием и системы обучения принципиально новых систем и методов обработки данных, представляющих собой целостные обучающие системы, и отображения информационного продукта (данных, идей, знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той среды, в которой они развиваются. Это синтез современных достижений педагогической науки и средств информационно вычислительной техники. НИТО подразумевает научные подходы к организации учебно-воспитательного процесса с целью его оптимизации и повышения эффективности, а так же постоянного обновления материально-технической базы образовательных учреждений.

В настоящее время развиваются следующие направления НИТО:

1. универсальные информационные технологии

2. компьютерные средства телекамуникаций

3. компьютерные обучающие и контролирующие программы, компьютерные учебники

4. мультимедийные программные продукты

Следует разбираться в таких понятиях, как компьютерное обучение (КО) и электронное обучение (ЭО). Согласно определению, компьютерное обучение – такая система обучения, в которой одним из ТСО выступает компьютер. Однако современные разнообразные ТСО всё больше развеваются на основе последних достижений макро и микроэлектронике, т. е. – электронное обучение – обучение с помощью систем и устройств современной электроники. Различают два основных вида ЭО:

· рецептивный – восприятие и усвоение знаний, передаваемых с помощью аудиовизуальных средств (эпидиапроекторов, магнитофонов, видеомагнитофонов и других ТСО)

· интерактивные – обучения в процессе взаимодействия человека и компьютера в диалоговом режиме.

Информатизация образования – процесс довольно сложный и требующий определённого времени и поэтапности осуществления:

1) массовое освоение средств НИТ – создание компьютерных классов, средств телекоммуникаций, оперативной полиграфии, систем интерактивного видео, баз данных и программных средств путём базовой подготовки учителей и учащихся;

2) активное внедрение средств НИТ в традиционные учебные дисциплины, пересмотр содержания образования, разработка программного обеспечения, компьютерных курсов, видео – и аудиоматериалов на компактных дисках;

3) радикальная перестройка непрерывного образования, введение дистанционного обучения, смена методической основы обучения, замена вербального обучения аудиовизуальным.

Сегодня можно утверждать, что внедрение НИТО способствует:

индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учётом способностей, интересов и потребностей обучаемых;

изменению характера познавательной деятельности учащихся в сторону её большей самостоятельности и поискового характера;

повышение гибкости, мобильности учебного процесса, его постоянному обновлению;

изменению форм и методов организации внеучебной жизнедеятельности воспитанников и организации их досуга.

Наши рекомендации