Организационно-методическое обеспечение районных мероприятий клубных учреждений (месячники, фестивали, смотры-конкурсы, акции)
№ | Наименование | Время проведения |
Месячник «Сороковые – роковые...» (в рамках годовщины освобождения района от немецко-фашистских захватчиков) | Январь | |
Районный фестиваль патриотической песни «Я горжусь тобой, страна!» | Февраль | |
Конкурс творческих работ (сценариев) «Дни воинской славы России». | Февраль-май | |
Районный фестиваль детского творчества «Калейдоскоп». | Март, май сентябрь, октябрь. | |
Месячник «Победа остается молодой» (в рамках празднования Великой Победы). | Апрель-май | |
Районный фестиваль молодежной музыки «Лето молодых» | Июнь | |
Месячник «России верные сыны» (в рамках празднования Дня России). | июнь | |
Районный фестиваль творческих семей «Родники», в рамках празднования Дня семьи, любви и верности. | Июль | |
Месячник «Люби и знай свой край родной» (в рамках празднования Дней хуторов и сел района). | Сентябрь | |
Конкурс молодых исполнителей «Стань звездой!» | Ноябрь | |
Конкурс профессионального мастерства «Клубный работник года». | Декабрь |
Практикумы, консультации, индивидуальные занятия
№ п/п | Наименование мероприятий | Дата | Категория слушателей |
1. | Коммуникационные задачи учреждения культуры. | Январь | Для всех категорий слушателей |
2. | Практическое использование архивных документов в организации массового тематического праздника. | Февраль | Художественные руководители СДК |
3. | Метод эмоциональной драматургии в театрализованном представлении. | Февраль | Художественные руководители СДК |
4. | Методика создания «ситуации успеха» в клубной работе. | Март | Молодые специалисты |
5. | Способы обеспечения охраны труда и техники безопасности в клубных учреждениях. | Март | Директора СДК (СК) |
6. | Техника безопасности при работе с профессиональным оборудованием. | Апрель | Художественные руководители СДК |
7. | Культурная услуга как объект рыночной экономики. | Май | Все категории слушателей |
8. | Моделирование СКД | Май | Молодые специалисты |
9. | Разработка «Плана подготовки и проведения тематического мероприятия». | Июнь | Молодые специалисты |
10. | Свободное время подростков и молодежи. | Июнь | Молодые специалисты |
11. | Использование игр в народных праздниках и обрядах. | Июль | Для всех категорий слушателей. |
12. | Игра – элемент физического и психологического тренинга. | Июль | Молодые специалисты |
13. | Особенности использования игровых технологий в работе с детьми-инвалидами | Август | Молодые специалисты |
14. | Методика подготовки массового праздника: слагаемые успеха. | Сентябрь | Молодые специалисты |
15. | Массовые праздники и театрализованные представления как форма активизации досуга населения. Работа над ошибками. | Сентябрь | Художественные руководители СДК |
16. | Ритуал, обряд, церемония: особенности использования в культурно-досуговых мероприятиях. | Октябрь | Все категории слушателей |
17. | Формы учебно-творческой работы в хоровом коллективе. Дикция и певческое дыхание. | Октябрь | Молодые специалисты, специалисты работающие с вокальными коллективами |
18. | Методика проведения деловых игр в учреждениях культуры | Ноябрь | Все категории слушателей |
19. | Как разработать «План учебно-творческой работы самодеятельного художественного коллектива». | Ноябрь | Молодые специалисты |
20. | Методика изучения общественного мнения и применение в планировании деятельности учреждения. | Ноябрь | Все категории слушателей |
21. | Реклама и «художественный продукт». | Декабрь | Все категории слушателей |
22. | Планирование деятельности и отчетность в КДУ. | Декабрь | Молодые специалисты |
Выявление, изучение и внедрение передового опыта клубной работы в социокультурную практику
№ п/п | Наименование опыта | Форма изучения | Срок | Форма обобщения |
1. | Методы и формы работы с молодежью | Анализ методической периодики. | В течение года | Инструктивно-методическое письмо |
2. | Вокально-хоровая работа с людьми пожилого возраста | Мастер-класс на базе народного хора «Русская песня». | I-е полугодие | Методические рекомендации. |
3. | Учреждения культуры и досуга как база нравственно-эстетического воспитания | Выездной семинар | I-е полугодие | Методическая ориентировка |
4. | Игровые формы в работе клубного учреждения. Методика работы с детьми и подростками | Семинар-практикум на базе РЦКД «Геолог». | I-е полугодие | Рекомендации |
5. | Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних | Семинар-практикум на базе РЦКД с привлечением специалистов по работе с трудными подростками и молодежью | I-е полугодие | Информационный листок «Единые требования». |
6. | Особенности организации досуга людей с ограниченными возможностями | Выездной семинар, изучение опыта работы Оренбургского ГБУК | II-е полугодие | Методические рекомендации. |
7. | Наглядные формы работы в клубном учреждении. Как оформить праздник, дискотеку | Мастер-класс на базе РЦКД | В течение года | Методические рекомендации |
8. | Организация досуга сельской молодежи | Выезд в учреждения культуры и досуга Бузулукского района Оренбургской области | В течении года | Информационный листок «Внимание опыт!» |
9. | Работа клубных специалистов по патриотическому воспитанию | Анализ методической литературы. | В течении года. | Информационный сборник |
Приложение 4
Повышение квалификации персонала культурно-досуговых учреждений района в рамках системы повышения квалификации: «Школы «Мастера культуры» «Школа начинающего работника культуры», «Школа руководителя»
№ п/п | Тема занятия | Время проведения | Формы |
1. | Анализ деятельности культурно-досуговых учреждений в 2011г. | Январь | – совещание (актив) – информационное сообщение |
2. | Реализация культурной политики в муниципальном образовании. | ||
3. | PR-технологии в деятельности культурно-досуговых учреждений | Февраль | – консультации – обмен опытом |
4. | Культурно-досуговые учреждения в современных условиях рыночной экономики. | Февраль | – информационное сообщение – обзор литературы – методические ориентировки |
5. | Творческая деятельность – как путь к личному самоусовершенствованию. | ||
6. | Рынок культурных услуг и его потребители. | Март | – обзор – сообщение – консультация – домашнее задание |
7. | Нормативно-правовая база данных культурно-досуговом учреждений | ||
8. | Новые маркетинговые технологии в деятельности учреждений культуры и досуга. | ||
Анализ деятельности культурно-досуговых учреждений за I квартал 2012 г. по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, по патриотическому воспитанию населения. | Апрель | – аналитическая справка – информационное сообщение – обмен опытом | |
Совершенствование форм и методов организации досуга молодежи. | Май | – методические рекомендации – лекция – консультации | |
Маркетинг в сфере культурного обслуживания | Май | – информационное сообщение – обмен опытом | |
Учебно-творческой процесс в коллективе художественной самодеятельности. | Июнь | –индивидуальные занятия – консультация – обмен опытом – творческий показ – рекомендации | |
Технология работы любительских объединений | |||
Методика патриотического воспитания в клубных учреждениях | Июль | – информационное сообщение – консультации – методические рекомендации – практикум | |
Работа культурно-досуговых учреждений по развитию платных услуг и привлечению внебюджетных средств. | |||
Наглядные формы работы в культурно-досуговом учреждении. | |||
Особенности организации деятельности учреждений культуры в условиях местного самоуправления. | Июль | – обмен опытом – информационное сообщение | |
Игровые формы работы в клубе | Август | – деловая игра | |
Психологические аспекты в работе руководителя: навыки общения. | Сентябрь | – лекция – рекомендации – информационный обзор – практикум – беседа | |
Формы театрализации в клубной практике. | |||
Что значит «культура досуга»? | |||
Материально-техническая база учреждения культуры. | Октябрь | – информационное сообщение – практикум – рекомендации – обзор – лекция | |
Исследовательская работа в клубном учреждении. | |||
Социокультурная среда в сельском поселении. | |||
Методика планирования СКД | Ноябрь | – выступление гл. специалиста ОК – информационное сообщение – консультация – рекомендации | |
Основные формы учета работы учреждений культуры | |||
Количественные и качественные показатели СКД | |||
Творческая самореализация личности в условиях клубной деятельности. | Декабрь | – доклад – информационное сообщение – информационное сообщение – лекция | |
Анализ работы с детьми и подростками за 2012 год. | |||
Стратегия развития учреждений культуры на современном этапе. |
Тематическое планирование обеспечивается практикумами, направленными на повышение квалификации персонала культурно-досуговых учреждений.
Практикумы
№ п/п | Наименование мероприятий | Дата |
Планирование работы по военно-патриотическому воспитанию в клубе | Январь | |
- | Техника безопасности | Январь |
- | Противопожарная безопасность | Январь |
Планирование работы ДК к годовщине Великой Победы | Февраль | |
- | Основные направления деятельности клубных учреждений: индивидуальные, групповые, массовые формы работы с населением | Февраль |
- | Внедрение новых форм работы: концерт-подарок | Февраль |
Хореографические занятия в сельском клубе. Мастер-класс на базе образцового детского коллектива «Вдохновение» | Март | |
- | Составляем сценарий праздника | Март |
- | Работа клуба на страницах печати | Март |
Вокал и работа с голосом в хоровом коллективе | Апрель | |
- | Работа с детьми в летний период | Апрель |
- | Праздники в клубе. Клубное мероприятие и этапы его организации | Апрель |
Организация семейного отдыха в клубном учреждении | Май | |
- | Патриотическое воспитание – основа работы с населением | Май |
Анализ работы по теме: «Как живешь, молодежь?» | Июнь | |
- | Работа с тружениками сельского хозяйства | Июнь |
аукционы | Июль | |
Обрядность в клубе: традиции, обычаи, ритуалы | Август | |
Формы работы по краеведению. Казачество | Сентябрь | |
- | Прикладное творчество | Сентябрь |
Платные услуги: формы и методы работы | Октябрь | |
- | ретро-вечер | Октябрь |
- | Специфика досуга молодежи | Октябрь |
Изучение запросов населения и выявление их досуговых интересов | Ноябрь | |
- | Составление перспективного плана на год | Ноябрь |
12. | анализ массовых форм клубной работы; анализ работы по организации платных услуг в ДК | Декабрь |
- | фотопортрет в клубе | Декабрь |
С целью выявления эффективности деятельности методической службы Переволоцкого района мы провели опытно-экспериментальную работу своего методического кабинета, в котором приняли участие четверо культработников из разных отделов, включая меня, а именно: руководитель кружка, любительского объединения, клуба по интересам, методист, руководитель коллектива, режиссер массовых мероприятий.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа.
Проанализируем I этап.
I этап – подготовительный (констатирующий).
Цель этапа: Разработать содержание и механизм методической работы.
На данном этапе эксперимента мы подобрали общую и специальную литературу. Далее определяем цель, основные задачи организации методического обеспечения; формулируем научную гипотезу; осуществляем комплексное изучение методического обеспечения учреждения культуры как фактора повышения эффективности его деятельности; выявляем и обосновываем сущность и организацию методического обеспечения; определяем авторские позиции исследования и интерпретации категорий, образующих предмет исследования.
Итак, первым шагом методической работы является составление плана или тематической программы.
При составлении плана оценивается:
– степень соответствия содержания планируемых мероприятий основным требованиям концепции развития отрасли культуры на долгосрочную перспективу;
– степень соответствия оперативных, тактических, годовых планов стратегическим, перспективным планам развития отрасли культуры конкретного учреждения;
– степень выполнения и эффективности проведенных за предыдущий период мероприятий;
– конкретность, четкость и персональную ответственность исполнителей и организаторов всех мероприятий;
– глубину и системность планируемых мероприятий.
Планирование методической работы проводится на диагностической основе, так как позволяет включить в план те мероприятия, которые необходимы на данный момент времени и на перспективу.
Основными источниками планирования и формирования содержания методической работы послужили:
– законы Российской Федерации;
– нормативные акты, инструкции, приказы Министерства культуры Российской Федерации и субъектов РФ, определяющие цели и задачи отрасли культуры;
– программы развития учреждений;
– учебники, учебные пособия, позволяющие расширить, обновить традиционное содержание методической работы;
– новые методические исследования, повышающие уровень методической службы;
– инновации, нововведения, новшества, раскрывающие по-новому содержание методической работы;
– пролонгированная диагностика и прогнозирование уровня подготовки специалистов, помогающих определить основные проблемы, задачи методической работы, ее тематику;
– диагностика и анализ слабых звеньев в методической работе и их причин, а также затруднений работников;
– использование информации о массовом и передовом опыте методических служб в отрасли культура в районе, в городе.
Планируемое содержание методической работы включает в себя:
– углубленное изучение основ теории и практики социально-культурных процессов в обществе;
– изучение новых методов работы на основе теории и опыта специалистов-новаторов, творчески работающих в России и за рубежом;
– изучение нормативных документов органов культуры, вносящих коррективы в финансово-экономические и правовые аспекты деятельности учреждений культуры;
– изучение и обобщение передового опыта коллег учреждений культуры района, города, области и т. д.
Далее утверждаем свои методические разработки и оформляем всю необходимую документацию. Мы – экспериментаторы в роли методиста должны организовать и координировать работу всего коллектива, соответственно на наших плечах лежит ответственность за повышение квалификации работников, так как мы (методисты) не только являемся постоянными участниками совещаний, конференций, семинаров, но и занимаемся подготовкой докладов, готовим документы для бухгалтерии и отдела кадров. План работы методического кабинета Переволоцкого учреждения культуры и досуга рассмотрим в приложении 1.
К сожалению, наиболее важным затруднением в деятельности методиста вызывает отсутствие в своём арсенале сугубо методических средств, необходимых для выполнения своих служебных обязанностей и функций. Ведь не всегда имеются средства на ведомственную подписку, доступ к Интернет-ресурсам, приобретение современных технических средств и т. д. Зачастую посещение методистом мероприятия в целях его анализа нередко оборачивается лишней тратой времени.
Говоря об актуальности профессиональной методической деятельности, основными направлениями которой являются анализ потребностей руководителей и специалистов, а также владение профессиональными средствами, обеспечивающими решение типовых задач методической деятельности, можно сделать вывод, что главное предназначение методиста и его деятельности состоит в соединении двух «пространств» – теории и практики социально-культурной, культурно-досуговой деятельности, народного художественного творчества.
В результате, можно сделать вывод, что на первом этапе осуществлялся теоретический анализ научной литературы и периодики по проблеме исследования; изучались документация и методические материалы, отражающие состояние практики информационно-методического обеспечения в культурно-досуговой сфере на современном этапе; проводились анализ и оценка современного состояния проблемы; формулировались цель, объект, предмет, рабочая гипотеза и задачи исследования; разрабатывался понятийный аппарат; была обоснована модель деятельности информационно-методических служб.
Для реализации поставленной цели опытно-экспериментальной работы был проведен II этап – основной (формирующий) эксперимент. Функции данного этапа заключены в:
– проведение эксперимента;
– внедрение плана работы методиста;
– подведение итогов эксперимента.
Основной этап эксперимента, был направлен как фактор повышения эффективности методической деятельности.
Данный этап опытно-экспериментальной работы предполагает экспериментальную апробацию выбранных форм методического обеспечения учреждения культуры как фактора повышения эффективности его деятельности.
Экспериментальная апробация проводилась на базе Переволоцкого учреждения культуры и досуга РЦКД «Геолог» в течение года.
Методы технологии применены следующие:
– анализ документированных источников;
– наблюдение.
– опрос: интервью, анкетирование;
– эксперимент.
Список литературы
1. Основы законодательства Российской Федерации о культуре, № 3612-1 от 09.10.1992 (в ред. от 08.05.2010);
2. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. 29.12.2010) «О некоммерческих организациях»
3. Федеральная целевая программа «Культура России (2012 – 2018 гг.)»
4. 9 мая – День Победы: сценарии мероприятий // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 2. – С. 41.
5. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации / Г.А. Аванесова. - М.: Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
6. Акимова, Л. А. Социология досуга. – М.: МГУКИ, 2004.
7. Бабкина, О.Ю. Управление талантами как одно из приоритетных направлений развития современного менеджмента // Вестн. Рос. экон. ун-та им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. - 2012. - № 4. - С. 10-15.
8. Бакланова, Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры: Учеб. пособие для аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации, преподавателей, студентов / Н.К. Бакланова. М.: МГУКИ, 2003. - 222 с.
9. Безуглова, Т.В. Новые формы развития учреждения культуры. Комплексные культурные центры в сельской местности // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004. – № 9. – С. 64-67.
10. Бирженюк, Г.М., Бузене Л.В., Горбунова Н.А. Методическое руководство культурно-просветительной работой: Учеб. пособ. - М.: Просвещение, 1989. - С. 39-49.
11. Василевская, Е.В. Методическая работа в системе образования: состояние, тенденции, проблемы - М.: АПКиПРО, 2008. - 180 с.
12. Ветчанова, О. В. Формирование кадрового резерва в учреждениях культуры // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2012. – № 5. – С. 49-63.
13. Власенко, Н. Тезки: литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы // Чем развлечь гостей. - 2013. - № 2. - С.13-14.
14. Галагузов, А.Н. Проблемы воспитания культуры досуга в современных условиях // Вестн. ОГУ. - 2005. – № 4.
15. Галева, Э.О.Информационно-коммуникационные технологии как фактор повышения качества образования в УДОД: сборник материалов / Э. О. Галеева. – Оренбург: ООДТДМ, 2013. – 72 с.
16. Ганьшина, Г.В., Григорьев И.Н. Социально-культурная анимация: учеб. пособие. М.-Тамбов; Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011.
17. Генкин, Д.М. Организация и методика художественно-массовой работы / Генкина, Д.М. - М.: Просвещение, 1987.
18. Горушкина, С.Н. Правовое регулирование деятельности сельских культурно – досуговых учреждений // Дом культуры. – 2009. - № 7. – С. 4-8.
19. Горушкина, С.Н. Региональная практика регулирования деятельности сельских культурно-досуговых учреждений // Вопр. культурологии. — 2009. — № 7. — С. 72-75.
20. Горушкина, С.Н. Культура села / сост. С.Н. Горушкина ; М-во культуры Рос. Федерации, Гос. Рос. Дом нар. творчества. — М. : Экон. новости, 2001. – Вып 1: Народное творчество и культурно-досуговая деятельность. Практика регионов. - 90 с.
21. Громов, С.Н.. Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности. - М.: МГУК. 1989.
22. Гостюхин, В. Г. За Победу: эстрадный парад Победы // Чем развлечь гостей. - 2013. - № 2. - С.43-46.
23. Гусев, Г.П. Народный танец. Методика преподавания. – М.: Владос, 2012. – 608 с.
24. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с.
25. Декарт, Р. Собр. соч.: В 2-х т / Под редакцией В.В. Соколова. - Т. 1. - М.: Мысль, 1989.- С. 86.
26. Жаркова, Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учебное пособие. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2003. - 225 с.
27. Жарков, А.Д. Организация культурно-просветительной работы. - М.: Просвещение. 1989.
28. Завадский, В.А Развитие и обучение персонала: как это делать правильно?» /Завадский В.А. // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2013. - № 2 .- С.49-57.
29. Завадский, В.А. Роли, не дающие жить и работать на 100% // Завадский В.А. // Справочник руководителя учреждением культуры. – 2013. - № 4. – С.78-88.
30. Зайцева, Е. Встреча весны / Зайцева Е. // Народное творчество. – 2013. - № 1. – С.40-44.
31. Захаров, А.В. Карнавал в две шеренги: к истории советских массовых празднеств // Человек. - 1990. - Вып. 1. - С. 51-59.
32. Исаева, И.Ю. Досуговая педагогика: учеб. пособие / И.Ю. Исаева. – М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010.
33. Кадровый потенциал отрасли культуры. Результаты мониторинга // Дом культуры. – 2011. – № 5. – С. 25-47.
34. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я. Данелюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М. Просвещение, 2011. – 24 с.
35. Коптелов, А.В. Повышение управленческой компетенции руководителей образовательных учреждений средствами кейс-технологии / Коптелов А.В.// Методист. – 2013. - №2. – С.2-4.
36. Копылова, Е. Педагогическая команда: семинар-практикум //Управление школой.-2012.-№6.-с.26.
37. Клюско, Е.М. Культурно-досуговая деятельность. Программа / Е.М. Клюско, Г.Я. Никитина. М., 2000. - 34 с.
38. Ковальчук, A.C. Социально-культурная деятельность / А.С.Ковальчук. Орел: Орловский гос. ин-т искусств и культуры, 2000. -172 с.
39. Коляда,О. Народные праздники в зеркале психологии // Праздник. – 2013. - №3. – С.32-35.
40. Куприянова, Н. Игровые уроки //Праздник. – 2013. -№1. – С.4-9.
41. Куриленко, Н.Н. Игра как средство социокультурного развития детей, подростков и молодежи в условиях массовых праздников и театрализованных представлений // Традиции и современная ситуация в области образования и культуры народов России и стран ближнего Зарубежья : сб. ст. II Всерос. науч.-практ. конф. (29 окт. 2009 г., Тюмень) / науч. ред.: Н.В. Грузинцева, В.И. Семенова. – Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2009. – С. 58-62.
42. Кутейницына, Т. Образовательный ваучер в системе повышения квалификации // Журнал руководителя управления образованием.-2012.-№4.- IY.-с.7
43. Лиханова, А.Б. Досуговые и культурные предпочтения сельского населения / А. Б. Лиханова // Социология власти. — 2005. — № 1. — С. 186-187.