Формальная и неформальная организации
В каждом трудовом коллективе наряду с формальной (официальной) структурой взаимоотношений существуют и неформальные (неофициальные) отношения между членами коллектива.
Если официальные отношения регламентируются соответствующими инструментами, приказами, распоряжениями, то неофициальные не регламентируются никем и ничем. Поэтому следует иметь в виду, что процесс управления относится к созданию и функционированию формальной организации. Однако надо знать, что внутри всякой формальной организации существуют и неформальные организации, которые в определенной мере влияют на политику организации. Это связано с тем, что каждый член трудового коллектива принадлежит одновременно к конкретным и неформальным группам.
Формальными группамиявляются группы людей, созданные по воле руководства для достижения целей организации. Первейшей их функцией является выполнение конкретных задач и достижение целей организации. Отношения между людьми регулируются различного рода нормативными документами: законами, постановлениями, приказами и распоряжениями.
Неформальной группой (организацией) являетсястихийно образовавшаяся группа людей, вступивших в регулярное взаимодействие для достижения определенных целей (цели).
Отношения между членами неформальной группы формируются на основе личных симпатий. Члены группы связаны общностью взглядов, склонностей и интересов. Здесь нет списка членов коллектива и указаний на обязанности и согласованные роли.
Неформальные группы существуют в каждой организации. Они неизменно «вырастают» из дружеских отношений и отношений, не определяемых организационной схемой. Для организации важно, чтобы неформальные группы не доминировали.
Цена дружбы не имеет ничего общего с формальными отношениями и компетентностью, но их влияние на дело формальной организации может быть весьма существенным. Если в неформальной организации задействовано большое количество людей, власть этой группы заметно усиливается. Наиболее распространенное использование и злоупотребление этой властью выражается в форме неофициального общения (так называемый «тайный» телеграф). Ни одни новости не передаются так быстро, как по неформальным каналам. Это один из способов, с помощью которого неформальная группа осуществляет свою власть (неформальная коммуникация).
Другой способ, которым пользуется неформальная группа для того, чтобы проявить свою власть, − это ее способность действовать или бездействовать. В практике управления имеется немало примеров, когда организации были поставлены «на колени» несанкционированными действиями неформальных групп. Вместе с тем некоторые организации могут быть спасены, так как неформальные группы могут работать более усердно, чем установлено нормами. Суть состоит в том, что неформальная группа может работать на то, чтобы продвигать вперед или тормозить развитие организации. Задача руководителя организации состоит в том, чтобы минимизировать влияние этих групп и направлять их власть в нужное русло.
Влияние неформальных отношений может контролироваться, но, чтобы этого добиться, руководитель должен иметь четкое представление о том, как и почему функционирует неформальная организация. Когда у руководителя возникает базовая мотивация функционирования неформальной группы, тогда у него появляется возможность разработки соответствующей стратегии поведения.
Для начала руководитель должен понять, что неформальные организации порождаются основным принципом человеческой психики: они образуются и развиваются тогда, когда люди взаимодействуют между собой. В основе их деятельности лежит концепция малых групп. Взаимодействие порождает чувства, а из чувства рождается консенсус. Взаимодействие людей и составляет базис неформальной организации.
Для того чтобы, неформальная группа людей действовала в интересах организации, руководитель должен знать несколько практических приемов. Во-первых, он должен согласиться и принять тот факт, что неформальная организация существует. Во-вторых, нужно попытаться понять, насколько неформальная организация может быть ценной, чтобы помочь руководителю достичь своих целей. В-третьих, выявить неформальных лидеров и управлять ими. В-четвертых, необходимо попытаться объединить цели неформальной группы и формальной организации. В-пятых, руководитель должен понять и согласиться с тем, что неформальные группы продолжают существовать.
Причины, побуждающие вступать людей в неформальные отношения, можно сгруппировать следующим образом:
чувство принадлежности. Потребность в чувстве принадлежности − одна из самых сильных наших эмоциональных потребностей. Поскольку большинство формальных организаций сознательно лишает людей возможностей социальных контактов, сотрудники вынуждены обращаться к неформальным организациям, чтобы эти контакты обрести;
взаимопомощь. Естественно, можно обратиться за помощью к своему формальному начальнику. Однако сотрудники считают, что начальник может плохо о них подумать (здесь срабатывает принцип «не создавай проблемы начальству»), другие боятся критики и т. п. В этих и других случаях люди часто предпочитают прибегать к помощи своих коллег;
защита. Люди всегда знали, что сила − в единстве. В силу этого важной причиной вступления в неформальную группу является осознанная потребность в защите;
общение. Люди хотят знать, что происходит вокруг них. Поскольку во многих формальных организациях система внутренних контактов довольно слабая, а иногда руководство намеренно скрывает от своих подчиненных определенную информацию, доступ к неформальному получению информации (слухам) возможен только в неформальной группе;
симпатия. Люди часто присоединяются к неформальным группам просто для того, чтобы быть ближе к тому, кто им симпатичен.
Неформальные организации одновременно могут быть похожими и непохожими на формальные организации. Поэтому можно выделить признаки, характеризующие неформальные группы:
социальный контроль. Неформальные группы осуществляют социальный контроль за своими членами. Речь идет об установлении и укреплении норм − групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения. Естественно, тех, кто нарушает эти нормы, ждет отчуждение.
Руководителю в этой связи следует знать, что социальный контроль, осуществляемый неформальной группой, может оказать положительное влияние на достижение целей формальной организации;
сопротивление переменам. В неформальных группах всегда наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. Частично это объясняется тем, что перемены могут нести в себе угрозу дальнейшему существованию неформальной группы;
неформальные лидеры. Неформальные группы также имеют своих лидеров. Их отличие состоит в том, что лидер формальной организации имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Опора неформального лидера − признание его группой. Сфера влияния неформального лидера может выходить за административные рамки формальной организации. Неформальный лидер выполняет две первостепенные функции: помогает группе в достижении ее целей, а так же поддерживает и укрепляет ее существование.
Существование неформальных групп в организации − вполне нормальное явление. Такие группы чаще всего укрепляют трудовой коллектив, и формальный руководитель организации должен их поддерживать. Все это усиливает чувство причастности к коллективу. Руководители должны стремиться обеспечить единство и солидарность, которые проявляются не только в труде, но и в часы досуга. Товарищеские контакты во время работы и по ее окончании, сотрудничество и взаимопомощь формируют здоровый психологический климат в формальной организации, которой являются органы внутренних дел.