Концепция логистики. функциональные области логистики
1.1 Эволюция концептуальных подходов к логистике
В зарубежной литературе выделяются три периода развития систем товародвижения материальной продукции: дологистический период, период классической логистики и период неологистики. Каждый из периодов характеризуется соответствующими концептуальными подходами к созданию и управлению названных систем и адекватными им критериями.
Таблица 1 – Особенности периодов логистики
Дологистический период (до 1950-х годов) | Классическая логистика (1960 – 1980 гг.) | Неологистика (1980 – 1985 гг.) | Логистика общей ответственности (с 1985 г.) |
- управление материальным распределением носит фрагментарный характер; - транспорт и материально-техническое обеспечение рассматривались как две не связанные одна с другой сферы деятельности; - быстрое развитие нерельсового транспорта; - повышение роли автомобильного транспорта в товародвижении; - понимание необходимости оптимизации перевозок | - вместо организации оптимальных перевозок на фирмах стали создаваться логистические системы | - комплексный подход к развитию систем логистики (логистические системы должны создаваться и управляться исходя из общей цели — достижения максимальной эффективности работы всей фирмы) | - выход логистической системы за пределы экономической среды и учете социальных, экологических и политических аспектов |
1.2 Категория экономических компромиссов
Экономические компромиссы — категория, применяемая в процессе принятия решения по комплексу вопросов предпринимательской деятельности. Она выражается в расчетах, отражающих интересы как различных подразделений фирм, так и всех фирм — участниц логистического процесса. Однако когда принятие решений находится под воздействием большого числа переменных, гармонизация интересов достигается не путем расчетов, а сравнением качественных характеристик деятельности фирм.
Поскольку распределение продукции (транспортировка, погрузка-разгрузка, хранение и т.д.) происходит в различных точках логистической цепи, то исходя из теории компромиссов, как уже отмечалось, в целях принятия правильных решений необходимо учитывать потребности смежных функций на сопряжениях.
Рассматривая компромиссы как метод балансировки расходов, доходов и прибыли фирм, следует отметить, что они оцениваются в двух аспектах: во-первых, с точки зрения воздействия на полные издержки системы и, во-вторых, по влиянию на доходы от сбыта. Можно найти компромисс таким образом, что полные издержки увеличатся, но вследствие лучшего предоставления услуг доход от сбыта возрастает. Если разница между доходами и издержками больше, чем она была раньше, компромисс имеет своим результатом улучшение соотношения «затраты — эффективность».
Сфера влияния экономических компромиссов охватывает стратегический, организационный и оперативный уровни решений в области распределения товаров. Стратегические решения касаются проблем фундаментального характера. Они составляют часть стратегического плана, в котором деятельность фирмы планируется на относительно длительный срок (более чем на три года). Пример – выбор поставщика.
На следующем, более низком, организационном уровне решения касаются организации производства и рынка. Они охватывают период от одного до трех лет. (Выбор способа отгрузки, вида транспорта и уровня обслуживания потребителей.)
На оперативном уровне компромиссы достигаются принятием решений по детализации организационных планов. Такие решения реализуются в короткий срок, максимальный временной горизонт которого равен одному году. (Выбор размера партии груза, видов тары, скидки с объема заказа.)
1.5 Основные требования логистики
Логистика способствует повышению эффективности работы фирмы при соблюдении следующих требований:
• поддержание связи логистики с корпоративной стратегией;
• совершенствование организации движения материальных потоков;
• поступление необходимой информации и современная технология ее обработки;
• эффективное управление трудовыми ресурсами;
• налаживание тесной взаимосвязи с другими фирмами в области выработки стратегии;
• учет прибыли от логистики в системе финансовых показателей;
• определение оптимальных уровней качества логистического обслуживания с целью повышения рентабельности;
• тщательная разработка логистических операций.
Целесообразно дать более детальную характеристику указанным
требованиям.
1. Связь логистики с корпоративной стратегией. Все аспекты логистических операций должны быть непосредственно связаны со стратегическим планом корпорации или фирмы.
2. Совершенствование организации движения материальных потоков. Все логистические функции должны быть объединены под соответствующим контролем централизованного и децентрализованного руководства с учетом того, что эффективные решения легче принять, если специальное подразделение отвечает за все тесно связанные между собой логистические операции.
3. Поступление необходимой информации и современная технология ее обработки.Успешно функционирующие логистические подразделения рассматривают компьютеризацию как важный источник реализации потенциальных возможностей логистики в деле повышения прибыли.
4. Эффективное управление трудовыми ресурсами играет решающую роль в наладке механизма управления материальными потоками. Те фирмы, которые считают квалифицированные кадры самым важным своим ресурсом, могут рассчитывать на эффективное функционирование логистической системы
5. Тесная взаимосвязь с другими фирмами по выработке стратегии также является одним из требований совершенствования логистики. Опыт подтверждает, что наибольших успехов в увеличении прибыли добиваются как раз те фирмы, в которых установлены прочные связи с внешними и внутренними участниками коммерческих отношений.
6. Учет прибыли от логистики в системе финансовых показателей. На основе практического опыта фирмы пришли к выводу, что лучше всего логистические операции, такие, как транспортировка, складирование и другие, поддаются оценке со стороны учетно-калькуляционных подразделений или иных структурных органов, которые результаты деятельности измеряют полученной прибылью.
7. Определение оптимальных уровней качества логистического обслуживания с целью повышения рентабельности является одним из элементов стратегической политики фирм. Для выявления оптимального уровня качества обслуживания определяют дополнительные доходы, достигнутые от предоставления высококачественного сервиса, и измеряют отношение прибыли, полученной от него, к затратам, связанным с поддержанием таких уровней.
8. Тщательная разработка логистических операций, как уже отмечалось, — одно из основных требований к логистике, способствующее значительной экономии затрат. В ходе такой разработки фундаментальные проблемы (например, стратегии предпринимательства) увязываются с «малыми» вопросами.
1.4 Функциональные области логистики
Объектом логистики является сквозной материальный поток, управление которым на отдельных участках имеет свою специфику. В соответствии с этой спецификой выделяют пять функциональных областей логистики: закупочную, производственную, распределительную, транспортную и информационную.
1. В процессе обеспечения предприятия сырьем и материалами решаются задачи закупочной логистики.На этом этапе изучаются и выбираются поставщики, заключаются договоры и контролируется их исполнение, принимаются меры в случае нарушения условий поставки. Любое производственное предприятие имеет службу, которая осуществляет перечисленные функции. Логистический подход к управлению материальными потоками требует, чтобы деятельность этой службы, связанная с формированием параметров сквозного материального потока, не была обособленной, а подчинялась стратегии управления сквозным материальным потоком. В то же время задачи, решаемые в процессе доведения материального потока от складов готовой продукции поставщика до цехов предприятия-потребителя, имеют известную специфику, что явилось причиной выделения обособленного раздела логистики ‒ закупочной логистики.
2. В процессе управления материальным потоком внутри предприятия, создающего материальные блага или оказывающего материальные услуги, в основном решаются задачи производственной логистики.Специфика этого этапа заключается в том, что основной объем работ по проведению потока выполняется в пределах территории одного предприятия. Участники логистического процесса при этом, как правило, не вступают в товарно-денежные отношения. Поток идет не в результате заключенных договоров, а в результате решений, принимаемых системой управления предприятием.
3. При управлении материальными потоками в процессе реализации готовой продукции решаются задачи распределительной логистики.Это обширный круг задач, решением которых занимаются как производственные предприятия, так и предприятия, осуществляющие торгово-посредническую деятельность. К решению этих задач имеют отношение властные структуры, так как от организации распределения существенно зависит состояние экономики региона. Например, в случае неудовлетворительной организации системы распределения продовольственных товаров в регионе положение местной власти будет нестабильным.
4. При управлении материальными потоками на транспортных участках решаются специфические задачи транспортной логистики.Совокупный объем транспортной работы, выполняемой в процессе доведения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя, можно разделить на две большие группы (примерно равные):
· работа, выполняемая транспортом, принадлежащим специальным транспортным организациям (транспорт общего пользования);
· работа, выполняемая собственным транспортом всех остальных (нетранспортных) предприятий.
Так же, как и другие функциональные области логистики, транспортная логистика четко очерченных границ не имеет. Методы транспортной логистики применяют при организации любых перевозок. Однако приоритетным объектом изучения и управления в этом разделе является материальный поток, имеющий место в процессе перевозок транспортом общего пользования.
5.Информационная логистика.Результаты движения материальных потоков находятся в прямой связи с рациональностью организации движения информационных потоков. В последние десятилетия именно возможность эффективного управления мощными информационными потоками позволила ставить и решать задачу сквозного управления потоками материальными. Высокая значимость информационной составляющей в логистических процессах стала причиной выделения специального раздела логистики ‒ информационной логистики. Объект исследования здесь ‒ информационные системы, обеспечивающие управление материальными потоками, используемая микропроцессорная техника, информационные технологии и другие вопросы, связанные с организацией информационных потоков (сопряженных с материальными).
Информационная логистика тесно связана с остальными функциональными областями логистики. Этот раздел рассматривает организацию информационных потоков внутри предприятия, а также обмен информацией между различными участниками логистических процессов, находящимися на значительных расстояниях друг от друга (например, с помощью средств спутниковой связи).