Программированное обучение
Суть программированного обучения состоит в высокой степени структурированности предъявляемого материала и пошаговой оценке степени его усвоения. При программированном обучении информация предъявляется небольшими блоками в печатном виде либо на мониторе компьютера. После прочтения каждого блока материала обучающийся должен ответить на вопросы по нему. После каждого ответа дается обратная связь в виде правильного ответа. Основное преимущество программированного обучения состоит в том, что оно позволяет обучающемуся двигаться в собственном, удобном для него темпе, когда переход к следующему блоку информации происходит только после того, как усвоен предыдущий.
Размер шага обучения.Под размером шага обучения имеется в виду размер порции предъявляемого материала. Чем меньше размер шага, тем эффективность обучения выше. Эффективность выше, если обучаемый имеет возможность сам регулировать размер порций осваиваемого материала. Величина шага зависит также и от других факторов: знакомости материала, его логической упорядоченности, ограничений по времени и др.
Программированное обучение обеспечивает высокую степень подкрепления и немедленную обратную связь, а также высокую мотивацию большинства обучающихся, которая обеспечивается их активным участием в процессе обучения. Кроме того, программированное обучение отличает хорошая структуризация учебного материала, а хорошо структурированный материал облегчает усвоение и дает больше возможностей для его использования на практике. Однако при этом может возникнуть проблема переноса знаний и навыков, полученных обучающимися в ходе обучения, в их повседневную профессиональную деятельность, поскольку ситуация обучения довольно сильно отличается от рабочей ситуации.
Затраты на разработку таких программ могут быть довольно высоки, но они быстро окупаются, поскольку данный метод является достаточно гибким, и его применение может учитывать характеристики обучающихся, требования рабочей ситуации и организации. Исследования показывают, что хотя программированное обучение позволяет обучающимся быстрее обычного осваивать учебный материал, однако его результаты не имеют решающих преимуществ перед результатами, получаемыми при использовании других методов обучения.
Компьютерное обучение
По своей сути компьютерное обучение является вариантом программированного обучения. При этом возможности компьютерной техники позволяют обучающимся начинать изучение предмета (темы) с того уровня, который соответствует их сегодняшнему уровню знаний, опыту и способностям, и двигаться вперед в собственном, удобном для них темпе. Отличительной особенностью компьютерного обучения является то, что обратная связь здесь может быть такой же богатой и красочной, как в современных компьютерных играх со звуковым сопровождением.
Интерактивные программы на компакт-дисках позволяют добиться хорошего эффекта за счет включения возможностей телевидения и богатейших возможностей компьютера. Обучающимся могут предъявляться рабочие ситуации, которые должны быть отработаны в ходе занятий (например, неисправный мотор, требующий починки, или пожар на химическом складе). После выбора какого-либо ответа из имеющихся альтернатив на мониторе компьютера возникают последствия данного действия в форме визуальных и звуковых эффектов.
Исследования показали, что компьютерное обучение позволяет обучающимся очень быстро усваивать предлагаемый учебный материал. Отдельные исследователи отмечают сокращение времени обучения на 30-50% и упрочение запоминания материала – на 80% по сравнению с другими методами обучения. Время занятий при компьютерном обучении используется лучше, если обучающиеся объединяются в группы, когда на одном компьютере работает несколько человек.
Компьютерное обучение начинает использоваться все более широко. Например, British Аirways использует его для обучения служащих оформлению заказов, IBM – для обучения технического персонала базовым принципам обработки информации; в Далласе (США)его используют для того, чтобы помогать инвалидам осваивать компьютерное программирование.
Стоимость разработки компьютерных программ довольно высока, но их регулярное использование довольно быстро оправдывает эти затраты.
Компьютерное обучение оказывается очень полезным для таких видов деятельности, где цена ошибки очень велика, или таких, где обучение в реальных условиях обходится очень дорого. Например, при обучении летчиков сверхзвуковых истребителей современные интерактивные компьютерные технологии с широчайшими возможностями компьютерной графики могут сочетаться с использованием тренажеров, что позволяет максимально приблизиться к рабочей ситуации (кабина самолета). Рычаги и кнопки тренажера имитируют приборную панель, а картинка, возникающая на дисплее, обеспечивает те же зрительные ощущения, которые испытывал бы обучающийся, если бы он реально находился в кабине самолета. Звуковое и зрительное сопровождение позволяет видеть и слышать то, что летчик мог бы реально видеть и слышать в результате определенного действия.
Такие сложные компьютерные тренажеры начали использоваться сейчас и у нас в стране для обучения летчиков тому, как приземляться в крупных международных аэропортах при любых погодных условиях. При этом можно моделировать самые различные варианты аварийных ситуаций и выход из строя различных систем, не рискуя потерять в результате ошибки ни человека, ни дорогостоящую технику и не расходуя топливо, что также является существенным соображением при выборе данной формы обучения.
Групповые обсуждения
Этот метод обучения заключается в проведении групповых дискуссий по конкретному вопросу с относительно небольшим числом обучающихся. Групповые обсуждения полезны для изучения и проработки сложного материала и для формирования нужных установок. Данный метод обеспечивает хорошие возможности для обратной связи, подкрепления, практики, мотивации и переноса в основном через активные взаимодействия между участниками. Групповые обсуждения являются популярным методом обучения, хотя его использование требует небольших учебных групп, с числом участников не более 15 человек.
Деловые игры
Деловая игра предполагает наличие определенного сценария, правил работы и вводной информации, определяющей содержание игры. Деловые игры позволяют моделировать различные ситуации, максимально приближая их к реальной практической (профессиональной) деятельности слушателей.
Основными проблемами, с которыми непосредственно приходится сталкиваться при проведении деловой игры, является создание творческой, соревновательной атмосферы, вовлечение участников в игру и поддержание высокого уровня эмоциональной напряженности на всем протяжении игры. Высокая включенность и высокая мотивация участников деловой игры связана как с тем, что участники работают в группах или в командах, так и с тем, что сценарий многих игр часто предполагает соревнование, конкуренцию между несколькими командами. Современные деловые игры могут проводиться с использованием интерактивных возможностей современной компьютерной техники, дающих возможность получать и анализировать информацию, а также оценивать последствия принятых решений. Игра может имитировать работу всей организации в течение нескольких лет или ограничиваться одной или двумя функциями, например, финансами или маркетингом.
В настоящее время разработано достаточно много компьютерных деловых игр, которые позволяют управлять производством, проводить рекламные компании, вести переговоры и заключать сделки. Деловые игры являются уникальным методом обучения тому, как работать с информацией, как принимать решения и проектировать практическую реализацию этих решений.
Ролевые игры
Ролевые игры также относятся к методам активного обучения. Чаще всего ролевые игры используются в ходе тренингов различного рода. Особенно полезны ролевые игры при обучении навыкам межличностного общения, поскольку предполагают воспроизведение рабочих ситуаций, близких по своему содержанию к тем, в которые слушатели попадают в процессе межличностного взаимодействия с коллегами, руководством и подчиненными. При этом обучающиеся принимают участие в разыгрывании типичных ситуаций, с которыми они имеют дело в процессе работы.
Игровые ситуации обычно предъявляются в форме смоделированных рабочих ситуаций, где каждый обучающийся играет роль конкретного участника (например, начальника или подчиненного, клиента или продавца) в определенных, заданных инструкцией обстоятельствах, стараясь добиться решения поставленной учебной задачи.
Для успеха этого метода очень важен опыт тренера, поскольку он не только должен создавать климат, располагающий участников к активному и творческому участию в разыгрываемых ситуациях, от него также зависит качество обратной связи и подкрепления, которые получают участники. Хорошую обратную связь для участников ролевых игр может давать и видеозапись.
Успех переноса научения, полученного в результате использования ролевых игр, зависит от того, насколько полно разыгрываемые ситуации учитывают важнейшие характеристики рабочей ситуации.
Стоимость этого метода относительно высока, поскольку размер группы обычно ограничен 8-15 участниками.