Радиостанция и ее оснащение
Радиостанция – это аппаратный комплекс, предназначенный для осуществления различных типов радиовещания. Под словом «радиостанция» понимают также и коллектив технических и творческих работников, осуществляющих вещание на таком комплексе. Коллектив радиостанции в зависимости от ее организации и уровня решаемых ею задач может насчитывать от одного до нескольких сотен человек, причем состав и функции отдельных членов коллектива заметно различаются при разных типах организации
вещания.
Радиостанции пользуются различными системами записи для хранения и воспроизведения в эфире аудиоматериалов. В наше время на смену аналоговому оборудованию с использованием бобинных магнитофонов пришло оборудование цифровой записи, где звук заносится на жесткий диск компьютера с последующим редактированием, хранением и воспроизведением записи. Как известно, при аналоговой системе записи в качестве носителя используют пленку. На протяжении многих лет и зарубежное, и отечественное радиовещание не знали альтернативы аналоговому оборудованию. Бобинные магнитофоны с катушками различного размера и различной скоростью протяжки использовались как переносные, так и стационарные. Кассетные катушечные магнитофоны, работающие на более узкой пленке, чем бобинные,
и с более медленной скоростью протяжки, значительно увеличили продолжительность записи. Сначала это были бытовые, но потом появились и профессиональные модели (по преимуществу, портативные магнитофоны, удобные в репортерской работе).
Цифровые сигналы вошли в жизнь в 90 - е годы с компакт - дисками. Распространение персональных компьютеров с огромным объемом памяти и более дешевой технологией фиксации звука существенно изменило работу радиостанций. Непрерывно совершенствуются программы сжатия и развертывания цифровых кодов разговорной речи и музыки. С этой целью используются мини - диски с продолжительностью более часа и включением на любом месте в любой нужный момент.
Жесткий диск компьютера сегодня играет роль студийной интерактивной системы, позволяющей любому количеству пользователей независимо друг от друга работать с тем или иным аудио фрагментом, скопированным на диск как цифровая информация. При этом любой работник станции может запускать и останавливать, редактировать, осуществлять необходимые манипуляции без всякого ущерба для качества записи. Недавно в обиход радиожурналистов вошел жесткий переносной диск, помещенный в прочный корпус. Это – качественно новый тип оборудования для записи. Звук, записанный на диск в цифровой форме, может редактироваться на месте и передаваться на компьютер радиостанции по мобильному телефону.
Цифровая система записи существенно упростила монтаж и редактирование по сравнению с аналоговым оборудованием, где требуются механические приспособления и специальная склейка, не портящая головки магнитофона. При редактировании на компьютере звуковые колебания выводятся на дисплей в виде волнообразной дорожки. С помощью «мыши» можно выделить любой фрагмент, удалить или наложить любой звук, поменять местами фразы, отдельные слова, и все это ничуть не нарушает первоначальной записи.
Компьютерный монтаж, ставший уже традиционным атрибутом радиостудий, открыл неограниченные возможности для того, чтобы убрать посторонние звуки, слишком долгие паузы, оговорки. В тех случаях, когда предстоит трансляция с места события, надо учитывать возможные технические трудности, например, если объект находится в низине. Это ухудшает
УКВ - связь со студией. В этом случае используется обычная телефонная линия, что, безусловно, ведет к потере качества звука; либо доставка репортажных записей на специальном транспорте, что отражается на оперативности передачи.
В последние годы на радиостудиях появилась безбумажная технология подготовки радиопрограмм. Компьютерные системы обладают двумя чрезвычайно важными преимуществами, называемыми цифровым универсальным редактором и усовершенствованным текстовым редактором.
Типы организации вещания. Развитие техники радиовещания, а также финансовые возможности привели к серьезным переменам в организации и оснащении работы радиостанций. В последние годы в российском радиовещании выделилось два структурных типа организации радиостанций в зависимости от подхода к проблеме организации работы радиостанции: традиционные и современные. Традиционные типы организации вещания в нашей стране присущи государственным радиостанциям, а также негосударственным, работающим на арендуемой у государства материальной базе. Современные типы осваивают главным образом негосударственные, коммерческие станции.
Традиционные типы организации вещания. Традиционные типы характеризуются раздельным расположением вещательной аппаратной и вещательной студий. При таком расположении ведущий (диктор, автор и т.п.),
а также гости эфира находятся в звукоизолированном помещении, где размещаются микрофоны. Вещательная аппаратная, как правило, отделена от вещательной студии звукоизолирующим стеклом, за которым находятся источники звуковых сигналов – аналоговые и цифровые магнитофоны,
CD - плейеры, устройства воспроизведения служебных сигналов и устройства записи, а также микшерный пульт, куда поступают все звуковые сигналы. При такой организации вещания формирование вещательного сигнала радиостанции за микшерным пультом осуществляет звукорежиссер. Иногда в аппаратной присутствует еще один работник – звукооператор, обслуживающий источник звуковых сигналов и устройств записи.
Техническое обслуживание аппаратуры (коммутация, профилактика, ремонт, тестирование) осуществляет инженер эфира. Связь между ведущим
в студии и техперсоналом в аппаратной осуществляется посредством специальных систем внутренней связи. Такая организация вещания, кроме всего прочего, требует сценария прямого эфира, которому подчиняются и ведущий, и звукорежиссер; возможность импровизационного построения эфира при таком типе организации вещания весьма невелика.
Современные типы организации вещания. Современные типы организации вещания характеризуются совмещением студии и аппаратной вещания в одном помещении, что не исключает возможности совмещения в одном лице функций ведущего эфира, звукорежиссера, а зачастую и звукооператора и даже инженера. Находясь за микшерным пультом, ведущий имеет возможность в процессе ведения эфира корректировать с пульта вещательный сигнал радиостанции, вводить звуковой сигнал с различных источников. Это позволяет производить замену звуковых носителей (ленты, кассеты, диски и т.п.) и даже выполнять инженерные функции – коммутацию, регулировку аппаратуры и т.п.
Однако такое совмещение требует достаточно высокой квалификации. На многих радиостанциях используется «гибридная» организация – аппаратная совмещена со студией, где, кроме ведущего, находится и режиссер - оператор, осуществляющий весь процесс формирования вещательного сигнала – от работы со звуковыми носителями до микширования сигнала на пульте. Что касается небольших шумов, возникающих при работе различных устройств, находящихся в том же помещении, что и микрофон, то они гасятся специальными устройствами.
При современных типах организации вещания резко возрастает роль автоматизации. На протяжении последних 10 - 12 лет за рубежом непрерывно шел процесс автоматизации радиовещании. С 1995 года и в нашей стране появляются полностью автоматизированные радиостанции, программируемые и обслуживаемые одним - двумя сотрудниками.
В 1995 году открылась автоматическая станция «Студия - М» во Владимире, в 1998 году – «Свежий Ветер» в Тольятти. На такой радиостанции основой аппаратного комплекса является компьютер, который по программе микширует сигналы, вводящие в него звуковые фрагменты (песни, реклама)
в заданной последовательности, чередуя их со служебными сигналами. Тем не менее, число полностью автоматизированных станций в стране растет медленно.
Это обусловлено высокой стоимостью такого аппаратного автоматизированного комплекса. С другой стороны, рынок радиовещания в России огромен, поэтому его потребности удовлетворяются пока при помощи более традиционной организации вещания. Среди радиостанций современного типа организации вещания выделяются программируемые станции, наиболее близко подошедшие к принципам организации зарубежного коммерческого вещания. Работа ведущего такой радиостанции заключается в комментировании песен, список которых он получает в начале своей смены; музыкальную программу составляет при этом не ведущий, а музыкальный редактор.
Принцип сплошного предварительного программирования эфира позволяет точно соблюдать избранный формат (от лат. formo – придать форму) вещания, что определяет коммерческий успех радиостанции (согласно зарубежным теориям радиовещания, именно точное следование формату позволяет стабильно удерживать аудиторию, которую привлекает именно этот формат). Однако отсутствие импровизационного элемента в передаче снижает зрительский интерес у значительной части аудитории. Многие станции, даже коммерческие, стараются вводить и развивать импровизационные элементы в вещании.
В современной радиостудии количество микрофонов может быть различным – от 1 до 6 и даже больше. Впрочем, для большинства случаев достаточно 2 - 3. Используются микрофоны самых разных типов. До подачи на вход пульта сигнал микрофона может подвергаться различной обработке – компрессированию, частотной коррекции, в некоторых специальных случаях – тональному сдвигу, реверберации и т.д. Реверберация ( от ср. – век. лат. reverberato – отражение) – послезвучие, сохраняющееся после выключения звука. Прием реверберации оказывает значительное влияние на слышимость и разборчивость речи и музыки в помещении, на выравнивание уровня
сигнала.
Устройства звуковоспроизведения на большинстве станций представлены CD - плейерами и магнитофонами. Спектр используемых магнитофонов зависит от специфики станции: это могут быть цифровые (DAT – цифровой кассетный магнитофон; MD - устройство записи и воспроизведения на цифровой минидиск) и аналоговые устройства (бобинные студийные магнитофоны, а также профессиональные кассетные деки).
На некоторых станциях применяется и воспроизведение с виниловых дисков. Для этого используются либо профессиональные «грамстолы», либо – чаще – просто высококачественные проигрыватели, а иногда и специальные «диджейские» вертушки, аналогичные используемым в практике дискотек. На некоторых станциях, где широко применяется принцип ротации песен, используется воспроизведение музыки непосредственно с жесткого диска компьютера, куда определенный набор ротируемых на этой неделе песен записывается предварительно в виде волновых файлов (как правило, в формате WAV). Применяются устройства воспроизведения служебных сигналов самых разных типов. Как и в зарубежном радиовещании, довольно широко используются аналоговые кассетные устройства (джингловоды), носителем звука в которых служит особая кассета с лентой. На каждой кассете, как правило, записывается один сигнал. Лента в кассетах джингловода закольцована, следовательно, сразу после использования она снова готова к воспроизведению.
На многих радиостанциях, где используется традиционный тип организации вещания, сигналы воспроизводятся с бобинных магнитофонов. Цифровые устройства представляют собой либо устройства, где носителем каждого отдельного сигнала являются флоппи - диски или специальные картриджи, либо устройства, где сигналы воспроизводятся непосредственно с жесткого диска компьютера. В аппаратном комплексе радиовещания используются также различные устройства записи: это могут быть как аналоговые, так и цифровые магнитофоны. Эти устройства применяются как для записи отдельных фрагментов эфира в архив радиостанции или с целью последующего повтора, так и для сплошной контрольной записи всего эфира (так называемый police tape). Кроме того, в аппаратный комплекс радиовещания входят мониторные акустические системы как для прослушивания программного сигнала (микса на выходе с пульта), так и для предварительного прослушивания («подслушки») сигнала с различных носителей перед выводом этого сигнала в эфир, а также головные телефоны (наушники), в которые подается программный сигнал, и т.п.
Частью аппаратного комплекса может являться также устройство RDS (Radio Data System) – система, позволяющая слушателю, обладающему специальным приемным устройством, принимать не только звуковой, но и текстовый сигналы – название радиостанции, иногда название и имя исполнителя звучащего произведения, другую информацию, отображаемую на специальном дисплее.
Организационная структура радиостанции. В зависимости от величины охвата аудитории в зарубежном радиовещании различают три основных структурных типа радиостанций: – радиостанции с большим рынком (major - market, национальный или региональный охват), средним рынком (medium - market, региональный охват или мегаполис) и малым рынком (small - market, локальный охват). В России такого четкого деления пока нет, потому что не размер охватываемой аудитории определяет структуру радиостанции, а объем финансирования, который могут позволить себе учредители. Однако в целом есть два основных типа структуры радиостанций, которые могут быть обозначены как традиционный и современный.
Традиционная структура свойственна главным образом государственным станциям, современная – главным образом негосударственным.
Традиционная структура.Такая структура организацииопределяетзначительныйштат как самой редакции, так и сотрудников технических служб.
Современная структура. За годы развития негосударственного вещания современная структура, в равной степени характерная для всех негосударственных станций, еще окончательно не сформировалась. Однако заметно тяготение к современной зарубежной модели, когда техническая служба является структурным подразделением радиостанции. Это позволяет снизить до минимума неоправданное дублирование функций работников и создать полноценный работоспособный коллектив. Организованные по такой схеме радиостанции чаще всего и вещание свое организуют по современному типу.
Функции членов редакторского коллектива
Главный редактор (программный директор) – руководитель радиостанции. Он определяет ее формат, концепцию вещания, принципы построения эфира, основы формирования сетки вещания, основные направления эфирной политики радиостанции. Посты главного редактора и программного директора на некоторых российских станциях могут и не совпадать (например, на «Русском радио»). В таких случаях главный редактор определяет стратегические направления эфирной политики, а программный директор занимается непосредственно организацией эфира. По российскому законодательству, ответственным руководителем конкретного средства массовой информации является главный редактор. В зарубежной практике радиостанцию возглавляет именно программный директор, а пост главного редактора
отсутствует.
Музыкальный редактор (музыкальный директор) определяет музыкальную политику станции. Если музыкальный формат станции определяет главный редактор (в российской практике, чаще всего, реализуя установки учредителей), то ежедневное выполнение избранной музыкальной политики осуществляет музыкальный директор. На станциях с программируемым вещанием именно музыкальный редактор (директор) составляет музыкальную программу (плэйлист) на каждый день.
Редактор. Функции редакторов на разных станциях отличаются. На некоторых станциях обязанности выпускающего редактора (контроль за соблюдением эфирной сетки, содержанием и качеством авторских программ и рубрик) лежат на специальных сотрудниках, на некоторых станциях эти функции выполняют ведущие эфирного дня.
На государственных станциях редактор – своего рода посредник между редакцией и приглашенными авторами, по аналогии с редакторами в печатных СМИ. Редактор службы информации получает, сортирует и обрабатывает информацию, поступающую по различным каналам, формирует выпуски новостей (а во многих случаях сам их и ведет) и информационные программы.
Ведущий ди - джей. Круг его обязанностей определяется особенностями станции, на которой он работает. На программируемых музыкальных станциях функции ди - джея могут сводиться только к ненавязчивому комментарию между песнями и рекламой, на станциях другого типа он может в той или иной степени выступать как независимый, творческий работник.