Подведение итогов аттестации
К сожалению, многими организациями этот, наиболее важный, этап при проведении аттестации рассматривается как чистая формальность. Весь смысл оценки рабочих показателей специалистов и руководителей состоит в том, чтобы выявить не только неиспользованные профессиональные возможности аттестованных, но и существующие в самой организации резервы повышения эффективности работы разных категорий персонала. Подведение итогов может включать в себя следующие шаги:
• Подготовка отчетов отдельных аттестационных комиссий по итогам аттестации (в установленные положением сроки).
• Подготовка итогового отчета по результатам аттестации (по организации в целом).
• Подготовка и утверждение:
а) кадровых (административных) решений на основании заключений аттестационных комиссий;
б) комплексного плана мероприятий, направленных на повышение эффективности работы основных категорий персонала организации.
Опыт аттестации менеджеров в банке "Чейз Манхеттен"
Работников среднего звена управления оценивают по 15 показателям, относящимся к четырем сферам компетентности менеджера: планирование и организация, работа с кадрами, навыки общения, личностные качества.
• Планирование и координация;
• Управление в кризисных ситуациях;
• Администрирование;
• Обучение подчиненных;
• Контроль за деятельностью подчиненных и делегирование полномочий;
• Мотивация подчиненных;
• Обучение ;
• Обеспечение здорового морально-психологического климата и соблюдение подчиненными правил безопасности;
• Коммуникации;
• Координация усилий и кооперация в использовании организационных ресурсов;
• Представительство вне организации;
• Настойчивость в достижении цели;
• Приверженность целям и политике корпорации;
• Профессионализм и эффективное применение специальных знаний;
• Отношение к новому.
По каждому показателю установлено два стандарта. Первый характеризует нормальный, средний, устраивающий организацию уровень рабочих показателей, второй - выше среднего или высокий. Оценка результатов труда работника состоит в соотнесении фактических результатов с этими двумя стандартами.
Аттестационное собеседование
Аттестационное собеседование с работниками проводится для того, чтобы сообщить им результат оценки эффективности их работы. Оно также позволяет подвести итоги работы аттестуемого, подкрепить желательное поведение, указать на недостатки в работе и разработать совместно с ним план улучшения работы.
Чаще всего аттестационное собеседование проводится специально создаваемой аттестационной комиссией. Отзыв (характеристика) вместе с аттестационным листом предыдущей аттестации предоставляется в аттестационную комиссию не позднее чем за две недели до аттестации. Аттестуемый работник должен быть заранее, не менее чем за две недели до аттестации, ознакомлен с предоставленным на него отзывом (характеристикой).
Аттестационная комиссия рассматривает предоставленные материалы и заслушивает сообщение аттестуемого о проделанной работе. На заседании комиссии присутствует руководитель подразделения, в котором работает аттестуемый.
Аттестационное интервью может проводиться:
• аттестационной комиссией,
• непосредственным руководителем.
Подготовка и проведение аттестационного собеседования в значительной степени зависит от того, в какой форме проводится аттестация в данной организации.
Факторы, влияющие на успех аттестационного собеседования
Можно выделить следующие факторы, оказывающие влияние на то, в какой степени аттестационное собеседование решает поставленные перед ним задачи.
Таблица 4-8
Факторы, влияющие на успех аттестационного собеседования
Факторы | Содержание факторов |
Навыки | Развитие у руководителя навыков: • делового общения • использования различных методов оценки эффективности • консультирования |
Подготовка | Подготовка руководителя • понимание целей организации и задач, стоящих перед подчиненным • знание стандартов и критериев выполнения работы • сбор максимально полной информации относительно рабочих результатов подчиненного • выявление путей получения наибольшей отдачи от подчиненного • планирование собственного развития и карьеры Подготовка подчиненного • понимание целей работы/задания • знание критериев и стандартов выполнения работы • знание своих сильных и слабых сторон • планирование собственного развития и карьеры |
Процесс проведения | • Активное участие подчиненного в процессе оценки • Конструктивные установки руководителя и в случае необходимости оказание помощи подчиненным • Обеспечение того, чтобы получаемое работником поощрение соответствовало результатам оценки |
Содержание | • Разработка плана действий для решения рабочих проблем, снижающих эффективность работы • Постановка целей работы на будущее • Определение параметров ожидаемых результатов • Достижение согласия по поводу обсуждаемых проблем |
Контроль | • Установление контрольных сроков • Установление контрольных показателей • Выбор формы контроля • Выявление отклонений |
Успех аттестационного собеседования решающим образом зависит от руководителя и членов аттестационной комиссии. Поэтому следует выделить факторы, на которые в первую очередь необходимо обратить внимание при проведении интервью.