Урок с дидактической игрой
В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком - наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата. Дидактическая игра имеет устойчивую структуру, включающую следующие основные компоненты: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.
Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решать на уроке, и придает игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам определенные требования в отношении знаний.
Правилами определяется порядок действий и поведения учащихся, в процессе игры, создается рабочая обстановка на уроке. Потому их разработка ведется с учетом цели урока и возможностей учащихся. В свою очередь, правилами игры создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением.
Регламентированные правилами игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить знания и умения для достижения целей игры. Учитель, руководя игрой, направляет ее в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует ее ход, поддерживает интерес к ней.
Основой дидактической игры является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
Оборудование игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это и наличие технических средств обучения, и различные средства наглядности, и дидактические раздаточные материалы.
Дидактическая игра имеет определенный результат, который выступает, прежде всего, в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся, придает ей законченность. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны, и при отсутствии основных из них она либо невозможна, либо теряет свою специфическую форму, превращаясь в выполнение указаний, упражнений и т.п.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В этой же связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.
Отметим, что характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока.
Дидактические игры при их систематическом использовании становятся эффективным средством активизации учебной деятельности школьников. Этим обусловлена необходимость накопления таких игр и их классификации по содержанию с использованием материалов соответствующих методических журналов и пособий.
Урок - деловая игра
В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы, и имитируется его реализация на практике. Деловые игры делятся на производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.
В рамках уроков чаще всего ограничиваются применением учебных деловых игр. Их отличительными свойствами являются:
- моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;
- поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;
- наличие конфликтных ситуаций;
- обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
- использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
- контроль игрового времени;
- элементы состязательности;
- правила, системы оценок хода и результатов игры.
Методика разработки деловых игр включает следующие этапы:
1. обоснование требований к проведению игры;
2. составление плана ее разработки;
3. написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры;
4. подбор необходимой информации, средств обучения, создающих игровую обстановку;
5. уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов;
6. разработка способов оценки результатов игры в целом и ее участников в отдельности.
Возможный вариант структуры деловой игры на уроке может быть таким:
P знакомство с реальной ситуацией;
P построение ее имитационной модели;
P постановка главной задачи командам (бригадам, группам), уточнение их роли в игре;
P создание игровой проблемно ситуации;
P вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;
P решение проблемы;
P обсуждение и проверка полученных результатов;
P коррекция;
P реализация принятого решения;
P анализ итогов работы;
P оценка результатов работы.
Урок - ролевая игра
Специфика ролевой игры, в отличие от деловой, характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом и распределенными ролями.
Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на три группы:
1) имитационные, направленные на имитацию определенного профессионального действия;
2) ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы - игровой ситуации;
3) условные, посвященные разрешению, например, учебных или производственных конфликтов и т.д.
Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: воображаемые путешествия, дискуссии, на основе распределения ролей, пресс-конференции, уроки-суды и т.д.
Методика разработки и проведения ролевых игр предусматривает включение в полной мере или частично следующих этапов:
1. подготовительный;
2. игровой;
3. заключительный;
4. анализ результатов.
На подготовительном этапе решаются вопросы как организационные, так и связанные с предварительным изучением содержательного материала игры.
Организационные вопросы:
- распределение ролей;
- выбор жюри или экспертной группы;
- формирование игровых групп;
- ознакомление с обязанностями.
Предваряющие вопросы:
- знакомство с темой, проблемой;
- ознакомление с инструкциями, заданиями;
- сбор материала; анализ материала; подготовка сообщения;
- изготовление наглядных пособий;
- консультации.
Игровой этап характеризуется включением в проблему и осознанием, проблемной ситуации в группах и между группами. Внутригрупповой аспект: индивидуальное понимание проблемы; дискуссия в группе, выявление позиций; принятие решения; подготовка сообщения. Межгрупповой: заслушивание сообщений групп, оценка решения.