Актуальность Молодежной электоральной концепции

Молодежная электоральная концепция

Общие положения

Правовое обучение и повышение правовой культуры молодых избирателей предполагает получение правовых знаний в области избирательного права и законодательства о выборах и референдумах. Эта цель достигается как в результате общего правового просвещения, так и специального обучения избирательному праву. Кроме того, правовое просвещение решает задачу осознанной вовлеченности и участия в избирательном процессе молодых избирателей.

В соответствии с пунктом 9 статьи 21 Федерального закона
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с правовым обучением избирателей, изданием необходимой печатной продукции. Взаимодействие с общественными и молодежными организациями по вопросам повышения правовой культуры избирателей и содействие общественным и молодежным организациям в их участии в мероприятиях, проводимых ЦИК России, является постоянным направлением деятельности ЦИК России.

Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года № 228 была одобрена Федеральная целевая программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации (далее – Федеральная программа), включавшая перечень программных мероприятий на период с 1995 по 1999 год.

Начиная с 2000 года деятельность ЦИК России и созданного для реализации Федеральной программы Российского центра обучения избирательным технологиям при ЦИК России в этой области строилась в соответствии с планами мероприятий по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Российской Федерации и ежегодными сводными планами мероприятий по повышению правовой культуры избирателей и организаторов выборов. Значительное место в этой деятельности занимала и занимает работа с молодыми гражданами Российской Федерации в возрасте от 18 до 35 лет.

28 декабря 2007 года было принято постановление ЦИК России № 83/666-5 «О проведении Дня молодого избирателя», в соответствии с которым была определена дата проведения ежегодных мероприятий для молодых избирателей – третье воскресенье февраля.

Избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации принимаются соответствующие региональные программы повышения правовой культуры избирателей и обучения организаторов выборов, в реализации которых активно участвуют территориальные избирательные комиссии, избирательные комиссии муниципальных образований.

Вместе с тем обзор практики указанной работы позволяет выявить ряд проблем, связанных с недостатками в организационных и содержательных параметрах сложившейся системы повышения правовой культуры молодых избирателей, в том числе:

действующая система охватывает ограниченный круг участников;

система не предоставляет возможности оперативного изменения учебных программ, доступных для широкого круга пользователей учебно-методических материалов, в том числе с использованием современных информационных технологий;

система использует методики, не всегда позволяющие в необходимом формате и объеме доносить необходимую информацию до избирателей;

система не использует в полной мере свои просветительские и информационные возможности и не направлена на их развитие.

Кроме того, в ходе федеральных выборов 2011–2012 годов возник ряд новых общественных организаций и движений, иногда использующих неправомерные способы общественного контроля за выборами в стране.

В связи с этим возникла необходимость разработки Молодежной электоральной концепции, учитывающей накопленный опыт, объединяющей существующие направления и формы указанной деятельности и в то же время определяющей новые подходы и способы работы с молодыми избирателями.

Актуальность Молодежной электоральной концепции

В настоящее время вопросы молодежной политики приобретают особую актуальность в связи с демографическими проблемами. Если в предыдущее десятилетие численность молодежи в Российской Федерации увеличивалась, то вплоть до 2025 года ее численность будет снижаться, причем это снижение по отношению к 2012 году будет существенным – более чем на четверть[1]. Следствием демографического спада 1990-х годов станет резкое снижение количества молодежи в возрасте 14–30 лет. Согласно прогнозируемым данным к 2025 году общая численность молодежи в Российской Федерации сократится с 35 млн. до 25 млн. человек. В этой ситуации экономическая и социальная нагрузка на российскую молодежь будет только возрастать.

Снижение численности молодежи ставит перед органами государственной власти вопросы о необходимости повышения качества имеющегося молодежного ресурса, минимизации социальных потерь, максимально глубокой и эффективной социализации молодых людей. Формирование гражданственности и патриотизма молодежи будет способствовать решению ключевых задач развития нашего общества – обеспечения безопасности российского государства и общества, сохранения государственной независимости, преодоления мировоззренческого кризиса, возрождения уважения к государству, обществу, отечественному историческому и культурному наследию. На первый план выходит решение следующих задач:

правовое просвещение молодежи, устранение правового нигилизма в молодежной среде;

повышение уровня гражданской ответственности, осознанного и ответственного социального поведения;

повышение уровня электоральной активности в молодежной среде через повышение статуса понятия «обязанность гражданина».

Указанные задачи согласуются с целями и основными направлениями, обозначенными в Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденными 28 апреля 2011 года Президентом Российской Федерации (ПР-1168)[2]. В соответствии с указанным документом целями и основными направлениями государственной политики в том числе являются:

повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень юридической грамотности;

создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения;

внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.

Механизмами осуществления государственной политики в том числе являются:

правовое просвещение и правовое информирование граждан;

развитие правового образования и воспитание подрастающего поколения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, посредством внедрения в образовательные программы учебных курсов, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;

совершенствование деятельности в области оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе создание эффективной системы бесплатной юридической помощи.

3. Цели, задачи и способы
реализации Молодежной электоральной концепции

Молодежная электоральная концепция направлена на реализацию новых подходов и способов работы с молодыми избирателями в возрасте от 18 до 35 лет на основе аналитических данных с учетом имеющегося опыта и существующих на сегодняшний день направлений работы по повышению правовой культуры и электоральной активности молодых избирателей и форм взаимодействия организаторов выборов с общественными и молодежными организациями.

Целями реализации Молодежной электоральной концепции являются:

повышение правовой культуры молодых избирателей;

обеспечение активного и осознанного участия молодежи в избирательных кампаниях, кампаниях референдумов;

повышение уровня доверия молодых граждан к российской избирательной системе, институту выборов и референдумов;

преодоление политической апатии, формирование активной гражданской позиции;

информирование о деятельности ЦИК России, иных избирательных комиссий, направленной на реализацию конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Главной задачей Молодежной электоральной концепции является повышение интереса молодых российских граждан к избирательной системе и избирательному процессу в Российской Федерации.

Кроме того, реализация Молодежной электоральной концепции будет способствовать решению приоритетных задач, указанных в Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.

Основными способами реализации Молодежной электоральной концепции являются:

разработка предложений по реализации Молодежной электоральной концепции и внесение их в ежегодные планы работы ЦИК России, тематические планы изданий ЦИК России, сводные планы основных мероприятий Российского центра обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов, совершенствованию и развитию избирательных технологий в Российской Федерации, планы работы секции по вопросам защиты прав избирателей и взаимодействия с государственными органами, политическими партиями и иными общественными объединениями Общественного научно-методического консультативного совета при ЦИК России, Экспертной группы при Председателе ЦИК России по вопросам взаимодействия с политическими партиями, общественными организациями и молодежными объединениями;

проведение конкурсов среди избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, иных избирательных комиссий на лучшую организацию работы по отдельным направлениям реализации Молодежной электоральной концепции;

обобщение и изучение конструктивного опыта работы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, молодежных избирательных комиссий, молодежных парламентов по реализации Молодежной электоральной концепции, выявление и распространение наиболее эффективных форм указанной работы;

реализация специальных проектов в рамках направлений, указанных в Молодежной электоральной концепции;

подготовка, опубликование и размещение на сайте ЦИК России аналитических, обобщающих и методических материалов по отдельным направлениям реализации Молодежной электоральной концепции.

4. Основные направления работы по
реализации Молодежной электоральной концепции

Наши рекомендации