Методы и средства защиты информации в экономических ИС

Под безопасностью ИС пони043Cается защищенность системы от случайного или преднамеренного вмешательства в нормальный процесс ее функционирования, от попыток хищения (несанкционированного получения) информации, модификации или физического разрушения

ее компонентов.

В условиях использования ИТ под безопасностью понимается состояние защищенности ИС от внутренних и внещних угроз.

Показатель защищенности ИС — характеристика средств системы, влияющая на защищенность и описываемая определенной группой требований, варьируемых по уровню и глубине в зависимости от класса защищенности. правил и практического опыта, на основе которых строятся управление,

защита и распределение конфиденциальной информации.

Методы обеспечения безопасности информации в ИС:

· препятствие;

· управление доступом;

· механизмы шифрования;

· противодействие атакам вредоносных программ;

· регламентация;

· принуждение;

· побуждение.

Препятствие – метод физического преграждения пути злоумышленнику к защищаемой информации (к аппаратуре, носителям информации и т.д.).

Управление доступом – методы защиты информации регулированием использования всех ресурсов ИС и ИТ. Эти методы должны противостоять всем возможным путям несанкционированного доступа к информации.

Управление доступом включает следующие функции зашиты:

· идентификацию пользователей, персонала и ресурсов системы (присвоение каждому объекту персонального идентификатора);

· опознание (установление подлинности) объекта или субъекта по предъявленному им идентификатору;

· проверку полномочий (проверка соответствия дня недели, времени суток, запрашиваемых ресурсов и процедур установленному регламенту);

· разрешение и создание условий работы в пределах установленного регламента;

· регистрацию (протоколирование) обращений к защищаемым ресурсам;

· реагирование (сигнализация, отключение, задержка работ, отказ в запросе и т.п.) при попытках несанкционированных действий.

Механизмы шифрования – криптографическое закрытие информации. Эти методы защиты все шире применяются как при обработке, так и при хранении информации на магнитных носителях. При передаче информации по каналам связи большой протяженности этот метод является единственно надежным.

Противодействие атакам вредоносных программ предполагает комплекс разнообразных мер организационного характера и исполь­зование антивирусных программ. Цели принимаемых мер – это уменьшение вероятности инфицирования АИС, выявление фактов заражения системы; уменьшение последствий информационных инфекций, локализация или уничтожение вирусов; восстановление информации в ИС. Овладение этим комплексом мер и средств требует знакомства со специальной литературой.

Регламентация – создание таких условий автоматизированной обработки, хранения и передачи защищаемой информации, при кото­рых нормы и стандарты по защите выполняются в наибольшей степени.

Принуждение – метод защиты, при котором пользователи и персонал ИС вынуждены соблюдать правила обработки, передачи и использования защищаемой информации под угрозой материальной, административной или уголовной ответственности.

Побуждение – метод защиты, побуждающий пользователей и персонал ИС не нарушать установленные порядки за счет соблюдения сложившихся моральных и этических норм.

Вся совокупность технических средств подразделяется на аппаратные и физические.

Аппаратные средства – устройства, встраиваемые непосредственно в вычислительную технику, или устройства, которые сопрягаются с ней по стандартному интерфейсу.

Физические средства включают различные инженерные устройства и сооружения, препятствующие физическому проникновению злоумышленников на объекты защиты и осуществляющие защиту персонала (личные средства безопасности), материальных средств и финансов, информации от противоправных действий. Примеры физических средств: замки на дверях, решетки на окнах, средства электронной охранной сигнализации и т.п.

Программные средства – это специальные программы и программные комплексы, предназначенные для защиты информации в ИС. Как отмечалось, многие из них слиты с ПО самой ИС.

Из средств ПО системы защиты выделим еще программные средства, реализующие механизмы шифрования (криптографии). Криптография – это наука об обеспечении секретности и/или аутентичности (подлинности) передаваемых сообщений.

Организационные средства осуществляют своим комплексом регламентацию производственной деятельности в ИС и взаимоотношений исполнителей на нормативно-правовой основе таким образом, что разглашение, утечка и несанкционированный доступ к конфиденциальной информации становится невозможным или существенно затрудняется за счет проведения организационных мероприятий. Комплекс этих мер реализуется группой информационной безопасности, но должен находиться под контролем первого руководителя.

Законодательные средства защиты определяются законодательными актами страны, которыми регламентируются правила пользования, обработки и передачи информации ограниченного доступа и устанавливаются меры ответственности за нарушение этих правил.

Морально-этические средства защиты включают всевозможные нормы поведения (которые традиционно сложились ранее), складываются по мере распространения ИС и ИТ в стране и в мире или специально разрабатываются. Морально-этические нормы могут быть неписаные (например честность) либо оформленные в некий свод (устав) правил или предписаний. Эти нормы, как правило, не являются законодательно утвержденными, но поскольку их несоблюдение приводит к падению престижа организации, они считаются обязательными для исполнения. Характерным примером таких предписаний является Кодекс профессионального поведения членов Ассоциации пользователей ЭВМ США.

ИС финансов.

Финансовые функции заключаются в управлении активами (наличными средствами, ценными бумагами, облигациями), для достижения их максимальной прибыли. Например, управление капитализацией (поиска новых финансовых возможностей при работе с ценными бумагами).

К бухгалтерским функциям относится обслуживание и управление финансовых записей организации (издержки, платежные ведомости, амортизация).

Для финансовых и бухгалтерских функций требуются постоянный мониторинг активов и инвестиций. Поэтому финансовые и бухгалтерские ИС являются системами мониторинга и контроля активов и денежных потоков организации.

На операционном уровне подсистема финансов проводит учет дебиторов и кредиторов.

На уровне знаний формируется и анализируется портфель заказов.

На уровне менеджмента проводится бюджетирование.

На стратегическом уровне проводится долгосрочное планирование прибыли.

Чтобы поддерживать производство, маркетинг и другие виды деятельности, на фирме должно быть достаточно денежных средств, поэтому задача контроля финансовых ресурсов и обеспечение их эффективного использования достаточно актуальны.

Все или почти все менеджеры фирмы несут финансовую ответственность в рамках своих полномочий. Они обязаны соизмерять свои расходы с бюджетными ограничениями данного года. Однако финансовое состояние фирмы волнует не только ее работников. Многие частные лица и организации зорко наблюдают за финансовым положением фирмы, имея в этом свой собственный интерес. Это прежде всего, держатели акций фирмы, финансовые организации, поставщики, конкуренты, правительственные чиновники и т.п. Информационная система финансов фирмы должна удовлетворить информационные потребности как менеджеров фирмы, так и ее окружения в отношении финансового состояния фирмы.

ИС финансов предназначена для обеспечения соответствующей финансовой информацией работников и заинтересованных лиц. Информация при этом может быть представлена в виде периодических и специальных отчетов, результатов математического моделирования, электронной коммуникации и советов экспертной системы (ЭС). Структура ИС финансов изображена на Рис. 16.

Методы и средства защиты информации в экономических ИС - student2.ru
Рис. 16. Структура ИС финансов

Также как и другие функциональные подсистемы ИС организации, ИС финансов включает в себя ряд входных и выходных подсистем: бухгалтерскую подсистему и подсистему внешней информации. Третья входная подсистема предназначена для внутреннего аудита (проверки) правильности обработки финансовых данных.

Три выходные подсистемы ИС финансов управляют потоками финансовых средств. Подсистема прогнозирования создана для предвидения поведения фирмы совместно с ее окружением в долгосрочной перспективе. Подсистема управления финансами имеет целью достижение сбалансированности потоков средств, циркулирующих между фирмой и ее окружением. Подсистема контроля призвана контролировать эффективность использования менеджерами всех доступных видов финансовых ресурсов. Выходные подсистемы ИС финансов содержат различные типы программного обеспечения, трансформирующего данные, (содержащиеся в базе данных), в информацию, обеспечивающую поддержку принимаемых решений.
Программное обеспечение ИС финансов более разнообразно, чем для других функциональных подсистем ИС организации. Финансовые менеджеры широко используют электронные таблицы как программные средства повышения персональной производительности труда. Строки в этих таблицах используются для выражения таких финансовых показателей как объем продаж, себестоимость, прибыль, а столбцы - для интерпретации временных периодов (годы, кварталы, месяцы).

^ Входные подсистемы

1. Бухгалтерская ИС.

2. Подсистема внутреннего аудита. Обычно для проверки правильности финансовых расчетов фирмы обращаются к внешним аудиторам, специализирующимся в делах такого рода. Однако часто большие фирмы создают свои собственные подразделения внутреннего аудита и их задачей является своевременная оценка работы фирмы с финансовых позиций.

3. Подсистема внешней информации. Подсистема внешней информации создана для нахождения дополнительных внешних финансовых источников, которые могут быть использованы для финансирования деятельности фирмы. Главными источниками информации при этом оказываются держатели акций фирмы и ее финансовое окружение (банки, поставщики, конкуренты, потребители). Как и аналогичные подсистемы внешней информации других функциональных ИС, подсистема внешней информации ИС финансов получает также информацию от правительственных организаций.

^ Выходные подсистемы

1. Подсистема прогнозирования. Прогнозирование является одним из наиболее ранних количественных приложений в бизнесе. Существует значительное число методов прогнозирования.

2. Регрессионный анализ дает возможность устанавливать взаимосвязь между некоторой независимой переменной и другой, зависимой переменной, поведение которой нам требуется предсказать. Так, например, если считать объем продаж фирмы зависимой переменной, а количество работающих на фирму торговых агентов - независимой переменной, то можно построить линию регрессии, определяющую связь между ними. По линии регрессии, задав любое значение независимой переменной (количество агентов), можно предсказать соответствующее значение зависимой переменной (объем продаж).

3. Подсистема управления финансами Управление потоком средств, следующих из фирмы в ее окружение и из окружения в фирму, преследует две цели:

- убедиться, что поток доходов превышает поток расходов;

- убедиться, что положение фирмы стабильно.

Фирма может показывать вполне приличную годовую прибыль, в то время как некоторые месяцы внутри года оказываются убыточными. Для анализа потока средств, поступающих и уходящих с фирмы каждый месяц, разрабатываются специальные модели, позволяющие получить результат в графической или табличной форме.

4. Подсистема контроля. Менеджеры, имея определенные цели, которых они должны достигнуть в течение текущего периода, могут действовать лишь в рамках установленных для них финансовых ограничений. Такие ограничения формируются бюджетом текущего года. Бюджет фирмы является основой подсистемы контроля ее расходов.

Наши рекомендации