Раздел 1. Математические основы цифровой схемотехники
ЛЕКЦИИ
По дисциплине
"Организация и функционирование ЭВМ"
для учащихся
специальности 2-40 01 01«Программное обеспечение информационных технологий»
Ошмяны 2010 г.
АННОТАЦИЯ
На лекционный материал по дисциплине "Организация и функционирование ЭВМ" для учащихся специальности 2-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий», разработанный преподавателем УО «Ошмянский государственный аграрно-экономический колледж» М.Г. Шаткевич.
Актуальность методического материала, его значение.Данный набор лекций представляет собой комплекс материалов, необходимых для качественной организации работы учащихся на практических занятиях по освоению дисциплины " Организация и функционирование ЭВМ" для учащихся специальности 2-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий»,
Лекции разработаны в строгом соответствии с действующим в УО «Ошмянский государственный аграрно-экономический колледж» Положением об учебно-методических комплексах дисциплин. В состав комплекса вошли лекции по всем разделам дисциплины «Организация и функционирование ЭВМ».
Возможность практического применения.Комплекс лекций может быть рекомендован преподавателям при подготовке и проведении занятий по дисциплине "Организация и функционирование ЭВМ" для учащихся специальности 2-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий», а также учащимся дневной формы обучения при самостоятельном изучении.
Заключение цикловой комиссии.Комплекс лекций рассмотрен на заседании цикловой комиссии юридических дисциплин и информационных технологий, рекомендован к внутриколледжскому использованию (протокол №___ от «____»______________________20___г.).
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 4
Раздел 1. Математические основы цифровой схемотехники. 5
Представление информации в ЭВМ... 5
Коды с выявлением ошибок. 9
Коды с исправлением ошибок. 10
Раздел 2. Алгебра логики и теоретические основы синтеза цифровых устройств. 11
Элементы математической логики. 11
Формы логических функций и их использование для синтеза логических схем.. 13
Логические элементы и схемы. Классификация логических устройств. 15
Методы минимизации логических функций. 17
Раздел 3. Синтез комбинационных схем.. 18
Этапы построения логической схемы.. 18
Мультиплексоры и демультиплексоры.. 20
Дешифраторы и шифраторы.. 22
Компараторы, сумматоры.. 24
Раздел 4. Триггерные элементы цифровых устройств. 25
Классификация триггеров и их общие характеристики. Асинхронный RS-триггер и его разновидности 25
Асинхронные триггеры с одним входом.. 27
Cинхронные триггеры.. 29
Раздел 5. Синтез цифровых автоматов. 31
Регистры. Регистр сдвига. 31
Счетчики по mod M. Реверсивные счетчики. Синтез последовательных схем.. 33
Раздел 6. Современное состояние и перспективы развития элементной базы и средств вычислительной техники. 35
Введение
Курс Организация и функционирование ЭВМ построен на фундаментальном утверждении о том, что: Компьютер можно рассматривать как иерархию структурных уровней организации.
Это утверждение в равной мере относится как к аппаратной организации, так и к структуре и организации программного обеспечения. На верхнем уровне иерархии находятся проблемно ориентированные программные средства, такие, как Mathcad (для решения математических задач), Visual Basic для офисных приложений, уровнем ниже расположены процедурно ориентированные языки (Си/Си++, Паскаль)..., самый нижний уровень это уровень физической реализации цифровых логических элементов.
Основная цель курса: знакомство с уровнем физической реализации и с некоторыми теоретическими основами, используемыми для описания нижних уровней организации:
ü принцип цифрового представления данных в технических устройствах;
ü основы алгебры логики и ее использование для описания функционирования цифровых устройств;
ü системы счисления;
ü некоторые основные понятия цифровой схемотехники: комбинационные логические устройства и устройства с памятью (триггеры, регистры, счетчики).
Значительная часть изучаемых вопросов носит прикладной характер, и существенно помогает в обоснованном выборе подходящих приемов в конкретных ситуациях, позволяя иной раз существенно повысить эксплуатационные характеристики программных модулей (уменьшить объем потребной памяти, либо время выполнения).
Целью преподавания дисциплины «Организация и функционирование ЭВМ» является изучение физических основ построения и функционирования современных средств вычислительной техники, принципов построения и работы элементов, узлов и устройств ЭВМ. Дисциплина включает сведения об арифметических, логических и схемотехнических основах построения ЭВМ и является базовой для последующего изучения дисциплины «Микропроцессорная техника».
Дисциплина базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении дисциплин «Математика», «Информатика».
Для изучения учебного материала предусматриваются практические и лабораторные работы. Программа дисциплины рассчитана на 68 часов, из них 34 часа – лекции, 24 часа – практические занятия, 10 часов – лабораторные занятия.
Список литературы
1. Бабич Н. П., Жуков И. А. Компьютерная схемотехника. Методы построения и
2. проектирования: Учебное пособие. – К.: «МК-Пресс», 2004
3. Жмакин А. П. Архитектура ЭВМ. - СПб.: БХВ-Петербург, 2006
4. Лысиков Б.Г. Цифровая и вычислительная техника.- Мн.: УП Экоперспектива, 2002
5. Новиков Ю. В. Основы цифровой схемотехники. Базовые элементы и схемы. Методы проектирования. М.: Мир, 2001
6. Угрюмов Е.П. Цифровая схемотехника.- СПб.: БХВ-Петербург, 2004
7. Бойко В. И. Схемотехника электронных схем. Микропроцессоры и микроконтроллеры. - СПб.: БХВ-Петербург, 2004
8. Цилькер Б. Я., Орлов С.А. Организация ЭВМ и систем. – СПб.: Питер, 2004
9. Информатика: учебник/ Б.В. Соболь – Ростов н/Д: Феникс, 2006
Раздел 1. Математические основы цифровой схемотехники