Разделенное лидерство и теория лидерских ролей

Согласно теориям лидерских черт, лидер отличается от остальных людей, над которыми он возвышается. В последние годы звучит иная идея, согласно которой качества, необходимые эффективному лидеру, идентичны качествам, необходимым эффективным последователям. Настоящие последователи умеют мыслить самостоятельно, выполняя порученные им задания с энергией и энтузиазмом. Они преданы чему-то, выходящему за рамки их личных интересов, и способны постоять за свои убеждения. Они не относятся к людям, которые всегда согласно кивают головой и слепо следуют за лидером. Иногда человек может быть одновременно эффективным лидером и эффективным последователем, умело играя то одну, то другую роль в зависимости от ситуации. В идеальном случае лидерство равномерно распределяется между лидером и группой.

Таким образом, в последнее время особую популярность получила форма разделенного лидерства, под которым понимают исполнение функций лидерства членами команды в результате делегирования части этих функций от лидера-руководителя лидерам-последователям.

То есть, группа может структурно состоять из лидера-руководителя, лидеров-последователей и просто последователей. Возможен вариант, при котором в группе нет явно проявляемого основного лидера, а лидерские функции исполняет ядро команды – команда лидеров, за которой следуют последователи.

Идея разделенного лидерства хорошо согласуется с теорией лидерских ролей. В этой теории лидер представлен как профессионал, ориентированный на решение деловых проблем или решающий проблемы человеческих отношений и выполняющий соответствующую роль. Лидерская роль – это поведение, демонстрируемое лидером, исходя из своих задач, функций и статуса в группе.

Например, Э. де Боне выделяет типы лидеров, исполняющих определенные роли (таблица).

Таблица

Типы лидеров

Ведущие за собой. Это наиболее наглядный тип. К нему относятся те, кто любит принимать решения самостоятельно под личную ответственность. Лидерство — их естественное состояние. Но это не лидеры от рождения, лидерские качества приходят с опытом.
Организаторы групп. Отличает знание психологии своих последователей. Они лучше всего подходят для управления людьми в малых группах.
Исполнители. Самый рациональный тип лидеров. Их отличает энергичная деятельность, личный пример, целеустремленность, умение преодолевать барьеры, создавать сплоченный коллектив.
Дипломаты. Легко контактируют с сотрудниками, могут отстоять свое мнение, используют диалоги и умеют разрешать проблемы с глазу на глаз
Генераторы идей. Ориентация на новые задачи, содействие передовому, интуиция, синтез знаний, самокритичность.
Продавцы идей. Предприимчивость, свежий взгляд на уже зна­комые факты. Контроль своих и чужих эмоций.
Синтезаторы. Умеют выделить самое главное из очень большого объема информации, что позволяет им от­крыть нечто новое.
Разъяснители. Умеют разъяснить последователям суть даже самой запутанной ситуации.
Реакторы. Активно и разумно-критически реагируют на идеи других, что позволяет сделать их своими последователями.
Коммуникаторы. Отличает высокая коммуникабельность, умение слушать людей. Хороший учитель и одновременно коммуникатор.
Исследователи. Умеют получать и обрабатывать информацию, сопоставлять и анализировать факты, проводить эксперименты.
Следопыты. Те, кто идут в одном направлении. Перед ними ставишь задачу, а они сами выбирают методы ее решения и находят последователей.
Хранители информации. Умеют собирать информацию, знают, где ее можно найти и использовать.


Руководитель, выстраивающий своё лидерство на основе концепции разделенного лидерства, умеет определить то, какую лидерскую роль способен эффективно реализовать каждый из группы последователей. Формируя условия для исполнения конкретной роли, поощряя и стимулируя эффективное исполнение роли, лидер-руководитель переводит людей из статуса просто своих последователей в статус лидеров-последователей. Например, группа может состоять из лидера-руководителя, исполняющего роль организатора, и иных лидеров, исполняющих роли дипломатов, генераторов идей и т.д.

Главная задача разделенного лидерства – достижение согласованности действий лидеров команды, получение эффекта синергии. Это задача решается с помощью формирования самоуправляемых команд или команд с высоким уровнем исполнения- групп, самостоятельно осуществляющих руководство работой. Лидерство в самоуправляемых командах значительно меняет свое содержание.

Лидера-руководителя в таких командах иногда называют координатором, так как его основанные функции – формирование команды, координация действий членов такой команды, поддержание готовности команды к самоуправлению. В таких командах используется не харизматическое лидерство, а, скорее, сочетание лидерства оперативного, ориентированного на задачи, с лидерством вовлекающим, поддерживающим, вдохновляющим. Это сочетание и называют командным лидерством. Его эффективность возрастает, если оно подкрепляется так называемым новым лидерством «светлых» лидеров, стоящих наверху в организации реализующих харизматическое и трансформационное лидерство.

Рассмотрим некоторые функции лидера-руководителя (координатора) самоуправляемых команд:

Таблица

Функции лидера в самоуправляемой команде

Функции лидера Деятельность самоуправляемой команды
Поощряет репетицию: -детально изучает новое задание -обдумывает сценарий выполнения задания вместе с командой -практикуется в выполнении нового задания Команда изучает в деталях новое задание и обдумывает сценарий его выполнения перед тем, как приступить к исполнению
Поощряет постановку задач: - согласует задачи команды с целями организации -прогнозирует эффективность выполнения задач, подсказывает команде, как достичь эффективность Команда ставит перед собой задачу
Поощряет самонаблюдение и оценку себя самой командой: Помогает команде осознать уровень своей эффективности Помогает понять резервы роста эффективности Критически относится к себе и помогает команде сформулировать критические замечания в свой адрес Команда контролирует, осознает и оценивает уровень свой эффективности, выносит критические замечания в свой адрес
Поощряет самомотивацию: - формирует у членов команды высокую и адекватную самооценку, уверенность в собственной самоэффективности Члены команды самостоятельно выполняют мотивацию и поддержку друг друга (хвалят друг друга, поддерживают удовлетворенность работой, отношениями и пр.)

Наши рекомендации