Система поощрения частолетающих пассажиров
В последнее время для привлечения к себе постоянных клиентов многие фирмы, торгующие различными услугами, все чаще стали использовать в своей деятельности так называемые «программы лояльности». Смысл этих программ заключается в том, что потребители услуг получают различные льготы, подарки, поощрения от фирмы, если постоянно пользуются услугами данного предприятия.
В области транспортного обслуживания туристов такие программы сначала появились при реализации авиаперевозок. В 1971г. авиакомпания «American Airlines» впервые выдвинула инициативу поощрения приверженцев своей авиакомпании начислением баллов за каждый полет на ее самолетах. Количество баллов, записываемое на учетную карточку постоянного клиента, зависело от расстояния, на которое совершался полет, и от класса обслуживания. Накопленные таким образом баллы можно было перевести либо в бесплатный билет (при достижении установленной максимальной суммы баллов), либо повысить класс обслуживания на борту самолета. Нововведение вскоре подтвердило большие преимущества в такой организации авиаперевозок и дало толчок для разработки многими авиакомпаниями во всем мире своих «программ для часто летающих пассажиров».
Главный принцип всех бонусных программ одинаков — за определенное количество налетанных километров (или миль) пассажир получает поощрительные очки, которыми впоследствии может «расплатиться» за услуги авиакомпании или ее партнеров, а также получить какие-либо дополнительные привилегии. Количество начисленных баллов зависит от класса обслуживания, маршрута полета и некоторых других специальных условий. В то же время имеются и существенные различия в правилах отдельных перевозчиков при реализации таких программ.
В большинстве случаев накопление баллов производится в течение конкретного интервала времени, после чего баллы «сгорают» и их надо накапливать заново. Обычно этот интервал времени составляет 1 — 2 года, однако есть авиакомпании, где баллы можно накапливать в течение более длительного времени — до 5 лет. Некоторые перевозчики вообще не ставят никаких временных ограничений, их единственное условие — ежегодное пополнение очков.
Такие авиакомпании, как «Alitalia», «British Midland», «Iberia», разработали собственные расчетные таблицы начисления баллов, учитывающие дальность полета и класс обслуживания. Поэтому при открытии новых линий, а также по отдельным направлениям, которые они хотят разрекламировать, авиакомпании предлагают дополнительные баллы.
«Air France», «Sabena», «Swissair» и другие начисляют баллы не только при полетах по полному тарифу, но и при полетах по льготным билетам, правда, количество баллов в этом случае составляет 60 —70 % от налетанных миль.
Различные поощрительные программы предполагают различные варианты использования премиальных баллов. Это повышение класса обслуживания, бесплатный перелет, дисконтные карты на обслуживание в предприятиях-партнерах, бизнес-сувениры, в некоторых случаях — культурные и туристские программы.
Как правило, все программы предусматривают несколько уровней членства — обычный и привилегированный («серебряный», «золотой», «платиновый»). Переход на каждый более высокий уровень предполагает накопление определенного количества миль-баллов на карте клиента. Клиент привилегированного уровня может получить ряд существенных преимуществ при обслуживании — возможность пользоваться бизнес-залами, пройти регистрацию в приоритетном порядке, повысить класс обслуживания, получить бесплатную ночевку в отеле или просто подарок и т.д.
Поощрительные мероприятия для часто летающих пассажиров могут распространяться не только на индивидуальных клиентов, но и на целые фирмы.
Новым импульсом в развитии бонусных программ стало заключение партнерских соглашений между авиаперевозчиками и другими предприятиями обслуживания туристов — гостиничными цепями, фирмами по прокату автомобилей, железными дорогами, банками и т.д. Внедрение стимулирующих программ для часто летающих пассажиров с технической точки зрения требует существенных материальных затрат. Это связано с тем, что авиаперевозчики должны создавать в своих системах бронирования достаточно мощные хранилища данных, учитывающих всех участников бонуса; порядок начисления баллов; дополнительные преимущества на разных привилегированных уровнях; ограничения при начислении баллов и т.д. Только крупные авиаперевозчики могут позволить себе создавать такую базу данных и эффективно использовать ее при работе с клиентами.
В заключение следует отметить, что участие в поощрительных программах имеет смысл только тогда, когда пассажир действительно часто летает; в противном случае приобретение бонусной карточки никаких выгод туристу не приносит.
·Обслуживание пассажиров при возникновении нештатных (сбойных) ситуаций
Нештатные ситуации вызывают изменения условий воздушных перевозок, что, в свою очередь, может вызвать отказ пассажира от договора воздушной перевозки.
В зависимости от причины нештатной ситуации на перевозчика возлагается разная степень ответственности по обязательствам выполнения условий договора воздушных перевозок. К нарушениям условий воздушных перевозок при нештатных ситуациях относят:
- задержка рейса по метеоусловиям;
- задержка рейса в связи закрытием аэропорта отправления или назначения по требованию государственных органов, в результате стихийных бедствий или акта незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;
- задержку рейса по вине работников аэропорта (авиакомпании);
- задержку воздушной перевозки пассажира, вызванную потерей стыковки рейса;
- задержку воздушной перевозки пассажира, вызванную избыточным бронированием пассажиров на рейс;
- изменение класса обслуживания;
- отмену рейса при изменении расписания;
- замену типа воздушного судна;
- совмещение рейсов.
В обязательности перевозчика или его агента входит принятие всех зависящих от него мер по скорейшему устранению негативных фактов, связанных с изменением условий перевозки. Перевозчик или его агент во время нештатной ситуации обязан:
·Проинформировать пассажиров об изменившихся условиях воздушной перевозки;
·Организовать работу с ними в зале ожидания в определенном данного рейса месте с предоставлением следующих услуг:
·предоставление комнат матери и ребёнка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет или по усмотрению перевозчика;
·два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
·обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
·обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырёх часов и далее каждый шесть часов – в дневное время и каждый восемь часов – в ночное время;
·размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов – в дневное время и более шести часов – в ночное время;
·доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без внимания дополнительной платы;
·организация хранения багажа.
·обеспечить пассажирам бронирование мест, в том числе, на рейсах другой авиакомпании.
Выше перечисленные услуги предоставляются пассажирам бесплатно. В некоторых случаях пассажирам могут выдаваться денежные компенсации в замен услуг.
При задержке вылета или отмене рейса из первоначального или промежуточного аэропорта перевозчик должен предложить пассажирам:
·предложить полёт тем же или другим рейсом авиакомпании с задержкой во времени, представив соответствующее обслуживание на земле;
·продолжить перевозку рейсом другой авиакомпании или другим видом транспорта, а также при решении пассажира сдать авиабилеты возвратить оплаченную им за перевозку сумму.
При изменении условий воздушных перевозок информация с изложением причин на регистрации должна выдаваться сразу же, как только об этом станет известно, и должна периодически транспортироваться по системе радиооповещения в аэропортах должно быть сделано на национальном, античном языках, если возможно, на языке страны аэропорта назначения.
Если нет возможности одновременно перевезти всех затронутых нерегулярностью полёта пассажиров, то следует придерживаться следующей приоритетности в обслуживании:
·несопровождаемые дети и больные пассажиры;
·особо важные пассажиры (VIP) и дипломаты;
·пассажиры с дальнейшей трансферной пересадкой;
·группы туристов, спортивных команд и так далее;
·прочие пассажиры.
Если не удаётся обеспечить перевозку пассажиров воздушным транспортом, то, по организации перевозки другими видами транспорта, в первую очередь железнодорожным. Пассажирам постоянно местожительство которых находится в месте не регулярности полёта, не представляются места в гостиницах; питание предоставляется этим пассажирам до момента вынесения решения об отмене полёта или перенесения его на следующий день.
Чтобы пассажиры могли получить питание и номера в гостиницах, им, как правило, выдаётся ваучеры и другие документы для представления в ресторанах или гостинцах.
Все расходы, возникающие вследствие нерегулярности полёта, несёт ответственный перевозчик. На расходы, оплаченные обслуживанием предприятием, выставляется счет ответственному перевозчику.
Если в изменившейся перевозке принимаю учение нескольких перевозчиков, то в таком случае применяются метод «Прорейта» для распределения расходов между ними.
Примечание. На пассажиров, передаваемых на рейс новое принимающий авиакомпании, оформляет передаточный манифест (FIM) в 3 экземплярах, один из которых следует новому принимаемому перевозчику, второй в центр взаиморасчеты, третий остаётся в аэропорту составления манифеста. К манифесту, прилагается копии полётных купонов, квитанций платного багажа и ордера разных сборов.