Элементы и характеристики организационной культуры
Глава 2
ВАЖНЕЙШИЕ ЭЛЕМЕНТЫ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
И МЕХАНИЗМ ИХ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ___________
ЭЛЕМЕНТЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Существует множество подходов к выделению элементов и характеристик организационной культуры, позволяющих наиболее полно идентифицировать и описать какой-либо ее вид.
Так, СП. Робинепредлагает рассматривать организационную культуру на основе 10 характеристик, наиболее ценящихся в организации':
• личная инициатива — степень ответственности, свободы и независимости, которой обладает человек в организации;
• степень риска— готовность работника пойти на риск;
• направленность действий — организация устанавливает четкие цели и ожидаемые результаты выполнения;
• согласованность действий — подразделения и люди внутри организации взаимодействуют координированно;
• управленческая поддержка — обеспечение свободного взаимодействия, помощи и поддержки подчиненным со стороны управленческих служб;
• контроль — перечень правил и инструкций, применяемых I для контроля и наблюдения за поведением сотрудников;
• идентичность — степень отождествления каждого сотрудника с организацией;
• система вознаграждения — степень учета исполнения ра- I бот, организация системы поощрений;
• конфликтность — готовность сотрудника открыто выражать I свое мнение и пойти на конфликт;
' См.: Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение. - М.: ИНФРА-М, 2006. - С. 186.
• модели взаимодействия — степень взаимодействия внутри
организации, при которой оно выражено в формальной
иерархии и подчиненности.
\.Ф. Харриси Р. Моранпредлагают другие 10 характеристик1:
I) осознание себя и своего места в организации (одни куль-
i II ценят сокрытие работником своих внутренних настроений,
ipyiHC поощряют их внешнее проявление, в одних случаях не-
н имость и творчество проявляются через сотрудничество, а
>vi их — через индивидуализм);
') коммуникационная система и язык общения (использова-устной, письменной, невербальной коммуникации, «телефон-
... о права» и открытости коммуникации различаются в разных
ipynnax и организациях; жаргон, аббревиатуры, жестикуляции
ируются в зависимости от отраслевой, функциональной и тер-
фиальной принадлежности организаций);
I) внешний вид, одежда (разнообразие униформ и спецодежды,
ц юных стилей, опрятность, косметика, прическа и т.п. подтвер-
i i ног наличие множества микрокультур);
■I) привычки и традиции в области питания (организация пи-i in и я работников, дотация на питание, периодичность и про-юлжительность и т.д.);
J) осознание времени, отношение к нему и его использова-iiill- (степень точности и относительности времени у работников, i ■ичмодение временноуго распорядка и поощрение за это, моно-роническое или полихроническое использование времени);
6) взаимоотношения между людьми (по возрасту и полу, статусу
И власти, опыту и знаниям, рангу и протоколу, религии и граж-
i ну и т.п.), степень формализации отношений, получаемой юржки;
7) ценности и нормы (как набор ориентиров в том, что такое
ирошо и такое плохо);
К) пера во что-то или расположение к чему-то (вера в руко-
... пво, успех, в свои силы, во взаимопомощь, в справедливость
и i п., отношение к коллегам, клиентам и конкурентам, к злу и на-i Илию, агрессии и т.п., влияние религии и морали);
')) процесс развития работника и научение (бездумное или осо-н II и мое выполнение работы; полагаются на интеллект или силу; Процедуры информирования работников; признание или отказ 01 примата логики в рассуждениях и действиях);
См.: Мескон М., Альберти М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, МНЮ,- С. 135.
10) трудовая этика и мотивирование (отношение к работе иответственность за нее, разделение и замещение работы, чистота рабочего места, качество работы, привычки, оценка работы и вознаграждение, отношение «человек - машина», индивидуальная или групповая работа, продвижение по работе).
Несколько иной подход к рассмотрению структуры культуры предлагает В.А. Спивак1.Справедливо полагая, что распространенный в настоящее время подход к культуре корпораций, базирующийся на моделях стран с развитым рынком, не является вполне адекватным российской реальности в связи с различием изучаемых объектов как систем, он предлагает вернуться к нашему собственному опыту. В 1990 г. А.А. Погорадзерассматривал культуру производства как сложное явление, включающее человека, культуру, науку, технику, производство2. Структура культуры производства включала такие элементы, как:
• культура условий труда — совокупность объективных условий и субъективных факторов, определяющих поведение человека в процессе производственной деятельности. Эта часть культуры производства включает характеристики и показатели санитарно-гигиенических, психофизиологических, социально-психологических и эстетических условий труда;
• культура средств труда и трудового процесса — ее характеризуют такие элементы, как внедрение новейших достижений науки и техники в производство, уровень механизации и автоматизации, качество оборудования и инструментов, ритмичность и планомерность работы предприятия, уровень материально-технического обеспечения, качество выпускаемой продукции, использование передовых методов труда, методы оценки результатов труда, обеспечение дисциплины. Очевидно, что одним из важнейших направлений повышения культуры средств труда и трудовых процессов является совершенствование организации труда и производства: передовая техника требует передовой организации;
• культура межличностных отношений (коммуникаций) в трудовом коллективе, которую определяют социально-психологический климат, наличие чувства коллективизма, взаимопомощи, наличие и разделение всеми работниками цен-
1 См.: Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. —
СПб.: Питер, 2000.- С. 113.
2 См.: Погорадзе А.А. Культура производства: сущность и факторы развития. —
Новосибирск: Наука, 1990. — С. 47.
ностей и убеждений компании. Кроме внутренних коммуникаций корпорация активно осуществляет коммуникации с субъектами внешней среды, поэтому культура внешних коммуникаций также является элементом корпоративной культуры, важным фактором имиджа и эффективности;
• культура управления, которую определяют методы управления, стиль руководства, гуманизм, индивидуальный подход, восприятие персонала как достояния фирмы, профессионализм управленцев, включая коммуникативную компетентность, методы стимулирования, повышение уровня удовлетворенности трудом и т.д.;
• культура работника, которую правомерно представить в виде совокупности нравственной культуры и культуры труда. Внешняя составляющая нравственной культуры — поведение человека, знание им этикета, правил поведения, хороших манер; внутренняя составляющая — нравственность его мышления, ценностные ориентации, убеждения и культура чувств, умение эмпатически воспринимать состояние других людей, сопереживать. Культуру труда определяют исходя из уровня образования и квалификации работника, его отношения к труду, дисциплинированности (включая технологическую и трудовую дисциплину), исполнительности, творчества на рабочем месте.
Во исех рассмотренных классификациях указаны в основном одни | 1с- же элементы культуры. Отличие заключается в акцентах, группировке факторов и степени их значимости. Основные элементы Dpi культуры современной компании представлены на рис. 2.1.1.
< Удержание культуры определяется не простой суммой ее эле-
|' шок, а тем, как они взаимосвязаны между собой и как фор-
1ируют определенные образцы поведения (рис. 2.1.2).
Отличительной чертой оргкультуры является порядок распо-
н ия формирующих ее базовых элементов, указывающий на
Го какая политика и какие принципы должны превалировать в
I |учае возникновения конфликта между структурными состав-
щющими. Так, две компании в равной мере могут заявлять, что
Одна из их ценностей — развитие кооперации и внутренняя кон-
i \ ренция. Однако в одной компании кооперация будет относиться
• процессу принятия решений, а внутренняя конкуренция — к
п 1,жированию карьеры; в другой компании акценты могут быть
гавлены в противоположном порядке. Поэтому влияние на
|рактер оргкультуры и взаимосвязь ее элементов оказывают две
Группы факторов — факторы внешней среды и факторы внут-
/'(иней среды.
Представление о значении внешнего окружения и необходимости его учета при построении оргкультуры компании — одно из важнейших требований системности и эффективности функционирования организации. Организация как открытая система в очень сильной степени зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов энергии, набора персонала, удовлетворения потребителей своей продукции. И, как любая живая система, чтобы выжить, она должна адаптироваться к изменениям внешнего окружения.
Ряд ученых, в том числе М. Мескон и Ф. Хедоури1, различают факторы прямого и косвенного внешнего воздействия (рис. 2.1.3).
1 Мескон М., Альберти М., Хедоури Ф. Указ. соч. — С. 117.
Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации. К этим факторам следует отнести поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов.
Естественно, что в первую очередь в оргкультуре находят отражение факторы прямого воздействия как наиболее определенные и воздействующие сильнее, чем косвенные.
Факторы косвенного воздействия могут оказывать не прямое, а опосредованное воздействие на операции. Речь идет о таких факторах, как состояние экономики в целом, развитие научно-технического прогресса (НТП), социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах.
Чем сложнее и подвижнее внешняя среда, т.е. чем больше факторов, на которые организация обязана реагировать, и чем выше скорость их изменений, тем сложнее организационная структура, ситуативный подход к решению проблем и значительно выше требования к гибкости и адаптивности оргкультуры.
Результатом учета обобщенного влияния этих факторов прямого и косвенного воздействия являются разработка миссии организации как видения ею своего предназначения в обществе и формулирование философии компании, ее ценностей и делового кредо.
Для успешного отражения в миссии и философии фирмы факторов внешнего воздействия следует включить вних положения,
i ;п ирующие, что предмет деятельности фирмы и ее собствен-И1 и потребности носят социально-перспективный и общественно-шмый характер; фирма не приемлет любых видов деятель-п, связанных с нарушением законов, в том числе и в области i рудового законодательства; соблюдает фундаментальные Нормы общественной морали, не прибегая к коррупции и моим пничеству; защищает интересы инвесторов и потребителей ■ иосй продукции; устанавливает с поставщиками взаимоотноше-НИМ социального партнерства и взаимной выгоды; осуществля-i i омкуренцию честными методами, стимулируя нововведения, фяя новую продукцию и технологии; признает свою соци-i иную ответственность перед обществом во всех отношениях: Воздействие на качество жизни, помощь незащищенным слоям общества, охрана окружающей среды и т.п.
* ледует отметить, что элементы оргкультуры, ориентированные па внешние факторы, создают имидж организации.
Другой группой факторов, определяющих характер оргкультуры Компании, являются факторы внутренней среды компании (рис. 2.1.4).
И ходе формирования внутренней среды организации, обес-Печения внутренней интеграции следует проанализировать вли-|иие специфики деятельности организации, ее целей, клиентуры и других параметров на особенности персонала, правила и Нормы его поведения как внутри, так и вне организации.
Диализ технологии деятельности должен дать ответы на вопросы, какой тип совместной деятельности заложен в технологии Dpi ;шизации, чем эта технология отличается от технологий других Dpi шизаций. Для организационной культуры весьма важно найти in по подходы к реализации своей деятельности, которые могут Выть привлекательны для клиентов.
Для кадрового менеджмента очень важен вопрос о персонале элементе корпоративной культуры. Именно с сотрудниками организации сталкивается клиент и, общаясь с ними, делает им под, какие цели и способы поведения характерны для данной организации. Образ сотрудника может быть конкретизирован по ряду параметров: возраст, пол, образование, характер, стиль одеж-пи, культура речи и т.д.
Конечно, желаемый образ сотрудника должен соответствовать | иецифике деятельности конкретных функциональных структур п подструктур. Образ идеального менеджера по продажам или иде-.1 п.ного программиста можно представить, перечислив качества, определяющие эффективность конкретной деятельности, одна-К0 пажно создать и общий портрет, отличающий сотрудников данной организации.
< ущественным аспектом описания сотрудников является вы-tiне способов их идентификации, традиционных приемов
...... юктования штатов и испытаний при приеме на работу.
Правила поведения в организации могут предусматривать:
• осознание себя и своего места в организации, понимание ГОГО, что свойственно структуре организации — индивидуализм или всемерная кооперация;
• осознание ценностей (критерии оценки — что считается правил ьным, а что неправильным) и норм (правила поведения в различных ситуациях, особенно важны принципы принятия решений в критических ситуациях);
• перу во что-то и отношения или расположения к чему-то (веру в руководство, во взаимопомощь);
• систему коммуникации и язык общения — как организовано прохождение информации, кто имеет к ней доступ, как она распространяется (устно или письменно), особые термины, традиционные фразы;
• критерии и правила распределения статуса и власти (типо-иые обязанности и полномочия сотрудников разного уровня, перечень функций разных подразделений);
• правила «неформальных отношений» внутри организации (негласный кодекс, объединяющий всех);
• внешний вид, стиль одежды и умение подать себя на работе;
• привычки и традиции в области питания (принято ли принимать пищу в служебном помещении, организовано ли регулярное питание, принятоли доплачиватьзапитание ит.д.);
• использование рабочего времени (существует ли строгий временной регламент, поощряется или наказывается внеурочная работа и т.д.);
• взаимоотношения между людьми (приняты ли равноправные отношения, каковы характер отношений и принципы формирования референтных групп, значимых и близких друг другу);
• процесс развития работников и обучение (считает ли организация важным развитие персонала или ориентирована на привлечение профессионалов извне, регламентируется ли процесс обучения и развития нормами и правилами или делегируется самому сотруднику ит.д.);
• трудовую этику и мотивирование (какое отношение к работе ожидается, каковы причины наказаний и поощрений, какая система оценки и стимулирования принята, а какая реально реализуется).
77
При решении задач внутренней интеграции используются два направления:
1) движение вширь, т.е. создание и разрастание локальных «островков» — носителей данной культуры;
2) движение вглубь — воздействие на изменение поведения сотрудников посредством переживания успехов организации, гордости за свою фирму, комбинирования директивных и косвенных способов формирования оргкультуры.
Модель включения работника в организационную культуру компании представлена на рис. 2.1.5.
При описании и позиционировании своей культуры компании в разной степени уделяют внимание факторам внешней адап-! тации и внутренней интеграции. Для культур клановых, ориен-1 тированных на добрые взаимоотношения внутри компании, наиболее важны вопросы внутренней интеграции. Для рыночных культур больший интерес представляют, безусловно, факторы внешней адаптации. На практике и те, и другие вопросы находят отражение в оргкультуре компаний.
Одна из российских нефтяных компаний, объединяющая 26 основ-1 ных предприятий, расположенных по всей стране, на которых работают более 100 тыс. человек, взаимодействует с различными нацио-1 нальными культурами. Поэтому одной из важнейших задач является !
i и пение предприятий не только организационно, но и на уровне - целей, ценностей, традиций и представлений, i \пределение миссии организации: улучшение спектра предоставления
и удовлетворение потребительского рынка.
Определение основных базовых ценностей: главная ценность компа-
клиенты. Взаимоотношения, взаимодействия внутри компании,
шльная активность— все подчинено главному интересу— интересу
та, независимо от объема его заказа.
Единые стандарты общения: существуют внешние и внутренние кли-
Каждый коллега — внутренний клиент, и общение с ним требу-
меньшей корректности, заинтересованности и вдумчивости, чем
пие с внешним клиентом. Только единые стандарты коммуникаций
.... шсдения гарантируют стабильное положение на рынке и положи-
цый имидж нашей компании.
Равенство возможностей: любой сотрудник, пришедший в компанию ">йую должность, имеет возможность пройти все ступени карьер-роста вплоть до самых высот. Все определяется индивидуальными |)бностями и вкладом в общее дело, умением работать в команде, i иение работать в команде и ориентированность на общий результат: 'I команда может стать лидером. Поэтому успешным членом компа-• м1и может стать только тот, для кого первостепенное значение имеют |ультат и имидж, а уже затем — свой личный результат. И приведенном описании оргкультуры присутствуют как факто-гиентации во внешней среде, так и факторы внутренней адап-| mi ни. Однако предпочтение отдается факторам внешней адаптации. Интересны подходы к формированию оргкультуры в ЗАО «Атом-■ ■ |>• >itжспорт» (рис. 2.1.б)1. Концепция фирмы представляет собой пинию философии, лица (корпоративного стиля) фирмы и ее куль-i Философия фирмы (идеальная цель) и ее лицо обусловливают ствование и развитие оргкультуры фирмы. И понятие «философия фирмы»входят логический подход к и I". и с ходящему, поведение, образ действий, потенциальные воз-ности, иными словами, это система идей фирмы, ее взгля-мм окружающую среду и на свое место в ней с преобладани-«м факторов внешней адаптации.
Помимо разницы в акцентах на внешних или внутренних за-i п.1\, культуры компаний могут различаться мерой готовности i риску, поощрением адаптивности либо индивидуализма, сте-Ц( пью предпочтения групповых или индивидуальных форм при-" имя решений, выраженностью сотрудничества или соперни-II i rim, степенью подчиненности планам, степенью простоты или I- июсти организационных процедур, степенью информирован-
< м.: Козлов В.В. Корпоративная культура: опыт, проблемы и перспективы разим ши (на примере ЗАО «Атомстройэкспорт»), — М.: РЭА, 2001. — С. 126.
ности членов организации и мерой их лояльности. Изучение культуры предполагает глубокое проникновение и рассмотрение всех элементов, так называемую дешифровку культуры, которой многие фирмы избегают. Начинается изучение культуры обычно с тех элементов, которые открыто провозглашаются.
Нормы и правила,которые обязательно соблюдаются и служат основным ориентиром для людей в области их поведения и взаимодействия друг с другом, языка и терминологии, отношения к руководству, к работе, составляют основу поведенческого блока орг-культуры. Это своего рода административные установки, закрепленные в письменной форме в виде приказов и распоряжений либо передающиеся посредством восприятия, научения от одного к другому.
ао
I<>минирующие ценностиопределяют, что следует считать важ-
к чему стремиться, что хорошо и ценно для организации,
■ i и пжателъно, и для ее членов. Типичными примерами доми-
Иирующих ценностей могут быть добросовестный труд, крепкая
оная дисциплина, высокое качество продукции, демократи-
ий стиль поведения и т.п.
К системе внутренних ценностей относятся основные фило-
"|н кие положения и идеи, принятые в компании.
Американские социологи Т. Питере и Р. Уотерман на основании
тианий компаний IBM, Boeing, McDonald's, Behtel и др. пришли
» т.i иоду, что преуспевающие фирмы отличаются прочной ориентацией
нности1. Отличительная черта крупных западных компаний в том,
ltd они не только не стесняются того, что когда-то были небольшими
Фирмами, а всячески стараются подчеркнуть этот факт. Будучи транс-
.... юнальной компанией, ИКЕА до сих пор старается вести себя как
фирма, которая когда-то открыла свой первый магазин в забытом Ботике посреди шведских лесов. Этих же принципов— «верности ним» — придерживается и Wal-Mart. Можно сказать, что ценности служат также навигатором в биз-
Н качестве иллюстрации приведем пример, вошедший в историю аме-i hi шского бизнеса как «тайленоловый кризис». Когда таблетки тайлено-1| mi тали ряд смертельных случаев среди американцев, Д. Берк, предсе-> " п. совета директоров компании «Джонсон и Джонсон», заявил, что в сотни со строгими принципами, которые исповедует его компания, • и i без малейшего колебания изымет из торговли и со складов все таблет-| И i айленола. Эта акция принесла корпорации миллионы долларов убыт-шако выгода, которую она при этом получила, была бесценна. Ценности должны отвечать потребностям людей, желающим По |учать подтверждение того, что дело, которым они занимают-i п меет значение, выходящее за рамки конкретного бизнеса, кон-иетной должности и конкретного оклада.
Система ценностей находит отражение в формулировке важ-"' П1ПИХ целей организации, ее философии и политике, реали-й/емых высшим руководством и разделяемых сотрудниками компании. Обобщенно это может быть сформулировано в виде де-кмммо кредоорганизации, которое включает цель ее деятельности, ■ и ионные принципы, стиль, определенные обязательства по отношению к клиентам, акционерам, деловым партнерам, персона =iv, обществу. Четко представленные, сформулированные и зафиксированные в документах фирмы эти принципы и обязатель-
( м.: Питере Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). — М., 1991.
81
ства позволяют сплачивать сотрудников вокруг единых ясно определенных целей и ценностей.
Вот обобщенный пример некоторых из таких обязательств:
1. Всегда выполнять свои обязанности на высочайшем уровне компетентности.
2. Брать на себя инициативу и идти на риск.
3. Быстро приспосабливаться к переменам.
4. Принимать верные решения.
5. Успешно работать в команде.
6. Быть «открытым» для информации, знаний или новостей о гряв дущих или актуальных проблемах.
7. Доверять и быть достойным доверия.
8. Уважать других (клиентов, поставщиков и коллег), а также самого себя.
9. Отвечать за свои поступки и принимать на себя ответственность.
10. Судить и подвергаться суду окружающих, вознаграждать и быть воз
награжденным в зависимости от результатов.
Более конкретные цели и принципы деятельности разрабаты-1 ваются организацией исходя из специфики своего производства, ' особенностей поставщиков и конкретных потребностей заказчиков.